Перейти к основному контенту
15.03.2011 14:56

Что это за зверь такой — система курсовой устойчивости?

В производстве современных автомобилей все больше внимания уделяется системам активной безопасности движения. Антиблокировочная система тормозов, системы парковки, системы курсовой устойчивости автомобиля и т. п. Особенный интерес представляет именно последняя система.

Что это за зверь такой — система курсовой устойчивости?

В производстве современных автомобилей все больше внимания уделяется системам активной безопасности движения. Антиблокировочная система тормозов, системы парковки, системы курсовой устойчивости автомобиля и т. п. Особенный интерес представляет именно последняя система. Эксперты называют системы ESC (Электронная система стабилизации) или DSC (динамическая система стабилизации) самым важным изобретением в сфере автомобильной безопасности после ремней безопасности. Она обеспечивает водителю лучший контроль за поведением автомобиля. Электронная система стабилизации срабатывает в опасных ситуациях, когда возможна или уже произошла потеря управляемости автомобилем. Если описать работу системы простым языком, то получится примерно так: система анализирует положение всех колес автомобиля и, в зависимости от ситуации, может управлять каждым из них независимо друг от друга, по необходимости притормаживая то или иное, чтобы стабилизировать положение. Система работает основываясь на сотни и тысячи алгоритмов, заложенных в нее техническим прогрессом. Данная система пока является наиболее эффективной системой безопасности. Она способна компенсировать ошибки водителя, нейтрализуя и исключая занос, когда контроль над автомобилем уже потерян. Безусловно, это высоко эффективная система. Однако в действительности ее возможности не безграничны, например, отменить законы физики электроника пока не в состоянии. И если радиус поворота слишком мал или скорость в повороте превышает разумные пределы, даже самая совершенная программа стабилизации движения не поможет. Часто водители полностью полагаются на электронные системы безопасности автомобиля, и это оправдано, если управлять машиной разумно и без лихачества. Однако у многих автовладельцев в Краснодарском крае (да и не только в нем) кровь горячая, машины быстрые, а вот навыки вождения самые обычные. Мы привлекли настоящего профессионала своего дела — Котлярова Валерия, руководителя Краснодарской краевой федерации автоспорта, чтобы понять и протестировать систему курсовой устойчивости на Mazda3. Наш небольшой эксперимент наглядно показал, что при неадекватном поведении на дороге (завышенные скорости, резкие манипуляции с рулевым колесом и пр.) электронные системы стабилизации не только не помогают, но и ухудшают управляемость автомобиля. Для начала мы выбрали заснеженный участок, имитирующий зимнюю неочищенную дорогу, и выставили при помощи конусов плавный поворот. На этом участке мы проверили поведение машины в трех ситуациях: 1 — спокойный вход в поворот без участия системы стабилизации; 2 — спокойный вход в поворот с участием системы; 3 — вход в поворот с участием системы на завышенной скорости. Результаты удивили всех "неподкованных" участников нашей экспериментальной команды. Первые два поворота оказались вполне предсказуемыми. Без помощи системы машину занесло, результат — два пораженных конуса. При включенной системе машина вошла в поворот и вышла из него идеально. Отреагировав на предпосылку к заносу, система "вытащила" автомобиль на правильную траекторию. А вот при слишком быстром входе в поворот, несмотря на включенную систему, автомобиль сильно вылетел из траектории поворота. Оказывается, система творит чудеса при адекватном вождении, а при неадекватном ее работа только ухудшает ситуацию.

Включенная система
+ завышенная скорость
Включенная система
+ оптимальная скорость
Выключенная система
+ оптимальная скорость

Как рассказал Валерий, полагаться на электронные системы при агрессивном вождении очень опасно. Причем самое печальное, что опасно не только для "гонщика", но и для окружающих. Занос автомобиля на скользкой дороге опасен сам по себе, а когда происходит при превышении оптимальной скорости, он становится смертельно опасным. А системы курсовой устойчивости, пытаясь исправить ситуацию, лишь ухудшают положение. В богатой водительской практике Валерия было много случаев неадекватного поведения электронных систем автомобиля при агрессивном вождении. И во всех этих случаях благоприятным исходом он обязан своему профессиональному опыту и глубокому пониманию не только системы работы автомобиля, но и физических процессов в целом. Тогда как у большинства "шумахеров" на дороге нет и десятой части подобных навыков. Как следствие - опасные ситуации, которые слишком часто приводят к плачевным последствиям. Какие выводы можно сделать? Думаем, объяснять не надо. Желаем вам уверенной и спокойной езды.