Перейти к основному контенту
26.01.2021 12:49

Евгений Панчихин: системное мышление на работе и в школе

Как научить инженерному мышлению школьников?

Евгений Панчихин: системное мышление на работе и в школе
Фото: пресс-служба ООО Прогресс Агро
Фото: пресс-служба ООО Прогресс Агро

При этом решать глобальные производственные задачи и получать удовольствие от работы. Мы поговорили с руководителем отдела ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) компании «Прогресс Агро» Евгением Панчихиным.

Евгений ПАНЧИХИН, 37 лет. Родился в Усть-Лабинске. В 2005 голу окончил Кубанский аграрный университет, факультет механизации по специальности инженер-механик. С 2006 года - в агропредприятии района «Рассвет» в сервисном центре «Дружба» под руководством Виктора Тихоновича Губарь инженером по эксплуатации импортной техники, затем стал главным механиком, позднее – начальником сервисного центра «Колос». С 2018 года работает в отделе ТРИЗ, в настоящее время возглавляет его.

- Какие вопросы приходится решать отделу ТРИЗ?

- Сама теория создана великим отечественным ученым Г.С. Альтшуллером в конце 40-х годов ХХ века. Решение производственных задач методами ТРИЗ - это увлекательная интеллектуальная работа: сначала выявляется и формулируется производственная проблема, затем с использованием инструментов и подходов ТРИЗ проходит анализ и в результате – находится зачастую очень нетривиальное её решение. Мы не привлекаем сторонних консультантов в «пиджаках и галстуках», проблемы обнаруживают и выявляют наши рядовые специалисты: механизаторы, электрики, инженеры и технологи. В свою очередь, отдел ТРИЗ оказывает им необходимую методологическую и методическую поддержку. Запустить этот механизм не просто, но как только люди видят, что их слышат и идут улучшения – это работает.

Отдел изыскивает направления, которые могут привести к повышению эффективности производства, при этом опираясь на законы развития технических систем. Одно из важных направлений работы отдела – мониторинг научных разработок в стране и мире, их тестирование, и, если они жизнеспособны, поэтапное внедрение в производство. Также специалисты отдела обучают сотрудников компании «Прогресс Агро» методике ТРИЗ.

- Можно ли начать инженерному мышлению еще со школьной скамьи?

- В Усть-Лабинске организованы две отдельные площадки для занятий робототехникой, а также в некоторых школах района проводятся дополнительные занятия. Дети выполняют как стандартные задания по различным направлениям, так и инженерные задачи, сформулированные специалистами «Прогресс Агро».

Евгений Панчихин: системное мышление на работе и в школе

«Прогресс Агро» не только помогает обновлять материальную базу масштабного образовательного проекта «ТехноСпейс» но и предоставляет свои производственные площадки для практических занятий с детьми, финансирует поездки на соревнования по робототехнике и другим проектам. Центр «ТехноСпейс», открытый фондом «Вольное Дело», охватывает важнейшие современные направления: инженерный дизайн, прототипирование, мобильная робототехника, радиоэлектроника, интернет вещей, медиасопровождение, технологическое предпринимательство и многие другие. «ТехноСпейс» в Усть-Лабинске, первый из сети высокотехнологичных образовательных центров фонда «Вольное Дело».

- Реальные производственные площадки, сложнейшие задачи, как ребята со всем справляются?

- Первыми в программе участвовали ребята из старших классов, посещали лекции по инженерному направлению. А в рамках программы по робототехнике «Инженерные кадры инновационной России» были организованы поездки в сервисные центры,  элеватор, на сахарный завод. По-сути, это были уже и не экскурсии: кураторы и преподаватели робототехники называли их экспедициями. Устраивали квест: ребятам готовили задания, они выезжали на место, например, ознакомиться с работой системы орошения в хуторе Заречном. В результате, старшеклассники на следующий день уже рассказывали, как это все работает.

- А результаты обучения уже есть?

- Я помогаю ребятам готовиться к ежегодному фестивалю робототехники «Робофест». Сначала работы выполнялись на основе наборов «Лего» и я  был привлечен как судья в направлении «Хелло, робот!». Программа развивалась, появился конкурс «Инженерный проект». Мы шагнули от обучения к производству. Так как я уже взаимодействовал с программой робототехники, меня назначили куратором направления «Инженерный проект АПК». Я подготавливаю задания и вопросы для ребят, затем, по итогам выбираю несколько лучших команд, которые со всей России едут в Москву. Наши  учащиеся находятся в более выгодном положении, у них есть возможность все увидеть и пощупать в реальности: в полях, на предприятиях.

- Вы занимаетесь с детьми с 2014 года. Ваши первые подопечные уже выросли, закончили школу, поступили в институт. Кто-то из них связал свою жизнь с профессией инженера?

- К сожалению, на рабочих местах я никого еще не увидел, но есть пример  - наш воспитанник Олег Ковалев. Он занимался в «ТехноСпейсе» по программе «Робототехника», был участником и победителем многих соревнований, в том числе федерального уровня. Он сам обратился ко мне и попросил помощи с поступлением в университет: «Хочу быть инженером!». Мы оказали ему содействие в выборе ВУЗа и получении направления от предприятия - Сахарного завода «Свобода». Сейчас он студент 2 курса. Мы ждем его на производстве. Другие ребята, которые пошли на технические специальности, их большинство среди выпускников программы, но они в институтах и остались.

- Сейчас ваши ребята из «ТехноСпейса» над чем работают ?

- Мы продолжаем ставить им производственные задачки. Тот же Олег Ковалев в этом году участвовал в «Робофесте», где занял 2 место. Он со своей командой придумал интересное решение по теме «Хранение сахарной свеклы» уже готовы модель и чертежи. Идея авторская, собираются патентовать. Есть младшая группа. Например, Роман Алтухов занимается в «ТехноСпейсе» с наставником Василием Васильевичем Внуковым. Они решают задачу «Параллельное вождение автомобиля с комбайном». Напечатали на 3D-принтере модели техники, которые работают! Парнишке всего 13 лет. Также мы сотрудничаем с Усть-Лабинским Центром детского творчества «Созвездие», там свой кружок робототехники, где тоже подобралась успешная команда. Например, Егор Приступа, сообразительный парень, быстро все схватывает. Он вместе с командой, состоящей из Анатолия Пронина и Александра Данеляна, взял задачку из «Инженерного проекта» тоже связанную с сахарным заводом «Автоматизация тракта подачи». Созданная ребятами модель представляет собой большой желоб, по которому движется смесь воды и свеклы в завод, а установленный шибер обеспечивает равномерную подачу. Вот они будущие инженеры.