Перейти к основному контенту
22.06.2011 16:01

Использование царского металла в часах швейцарских, Tissot и других

Столетиями золотые часы выпускались малыми партиями и стоили дорого. Точность показа времени у них была очень приблизительной, зато это были настоящие произведения искусства. Но постепенно выпуск золотых моделей стал массовым.

Использование царского металла в часах швейцарских, Tissot и других

Столетиями золотые часы выпускались малыми партиями и стоили дорого. Точность показа времени у них была очень приблизительной, зато это были настоящие произведения искусства. Но постепенно выпуск золотых моделей стал массовым.
Сначала изделия часовщиков, выполненные из золота и украшенные драгоценными каменьями и росписью по эмали, воспринимались больше как произведения ювелирного искусства, но с 1675 года, после изобретения спиральной пружины, немецкие, французские, итальянские, швейцарские часы начали уже точный отсчет времени.
Затем последовало изобретение цветной финифти, для рельефного изображения мифологических сцен была разработана техника Repousse, часы становились все красивее, но по ту и другую сторону Ла-Манша они выпускались лишь ограниченными партиями. Иначе обстояли дела в Швейцарии: в начале XVIII века здесь началось массовое производство часов, реализовывавшихся по более доступным ценам. Наряду с этим уменьшалась и толщина их корпуса: с 40 мм до 3 мм, знаменуя собой бережное отношение к драгоценному металлу.

Сегодня швейцарские часовщики, во всех тонкостях изучив технологию изготовления золотых моделей, добились того, что их страна выпускает 95% всей часовой продукции земного шара. Причем на женские Tissot часы расходуется всего 8 граммов золота, ну а на мужские Rolex – около 40.

Всего же в мире на изготовление золотых хронометров расходуется 8-12 тонн золота высокой пробы, но Швейцария в этом плане все равно вне конкуренции. Что же касается браслетов, то их вес достигает от 20 до 100 г, а на их изготовление идет 10-13 тонн желтого металла высочайшей пробы. Пальма первенства опять-таки за Rolex.
Большая часть изделий из 18-каратного золота идет на экспорт, в самой же стране предпочитают часы из темного золота, куда входит 12% меди и 13% серебра. Вообще же различают желтое, красное, белое и даже голубое, кстати, очень редкое, золото: его цвет зависит от состава ингредиентов, входящих в сплав. Ими выступают медь, хром, серебро, платина и даже железо.

Для изготовления корпуса, циферблата, стрелок, часового механизма, браслета используется массивное золото. Многие мастера покупают сегодня золотые детали, еще не подвергшиеся обработке – своего рода заготовки-полуфабрикаты – у известных фирм: Precinox или Metalor. Получаемые в процессе переплавки и вакуумизации сплавов слитки проходят вальцовку, в результате чего тонкие золотые пластины собираются в пачку или скатываются в рулоны в ожидании своего звездного часа.

При производстве часовой продукции из золота используются разные технологии. Преуспела в комплексной чеканке, например, фирма Varin Etampage: детали многократно обрабатываются под прессом – от 5 до 40 раз, материал сжимается с боков, все лишнее срезается. Иногда применяется нагревание до 6500С. Внутри корпус подвергается фрезеровке, нагреванию и обточке, а снаружи – полировке, алмазной огранке и мягкой чистке.
Но и штучная работа по производству корпусов по-прежнему сегодня в чести, да и ценится особенно высоко. Наиболее популярен в этой области Brunot Affolter: его услугами пользуются Breguet, Ulysse Nardin, Vacheron Constantin и другие. Мастер работает с белым и желтым золотом, используя и обычные токарные станки, и современное новейшее оборудование.

У большинства золотых часов стрелки позолоченные бронзовые – из чистого золота делают стрелки лишь самые крутые фирмы (Rolex). Они же могут позволить себе и некую оригинальную замысловатую форму этих деталек, изготавливаемых вручную. Золотой массив для изготовления циферблатов также используют лишь элитные фирмы: выпускаемые ими изделия сплошь усыпаны бриллиантами и самоцветами, которые вставляются в специально предназначенные для этих целей чашечки на циферблате из белого золота. Сюда же наносится в виде миниатюрного клейма проба золота. Штамповка применяется крайне редко, поэтому вся необходимая маркировка наносится с помощью фрезы или резчика. В качестве декора часто используются тонкие пластинки в виде полумесяца (из драгоценных камней), которые наносятся сверху на золотую основу циферблата.