Перейти к основному контенту
26.09.2013 20:01

Учет денежных средств в казенных учреждениях

Денежные средства являются наиболее подвижным и легко реализуемым активом предприятия и носят весьма распространенный характер. Хозяйственная деятельность, сопровождающаяся массовым осуществлением денежных операций, становится особенно уязвимой в плане возникновения разного рода нарушений и злоупотреблений. Поэтому строгий учет денежных средств, а также контроль за их движением — две наиболее важные задачи бухгалтерии любого предприятия.

Учет денежных средств в казенных учреждениях

Денежные средства являются наиболее подвижным и легко реализуемым активом предприятия и носят весьма распространенный характер.

Хозяйственная деятельность, сопровождающаяся массовым осуществлением денежных операций, становится особенно уязвимой в плане возникновения разного рода нарушений и злоупотреблений. Поэтому строгий учет денежных средств, а также контроль за их движением — две наиболее важные задачи бухгалтерии любого предприятия.

В свою очередь государство также заинтересовано в том, чтобы расход средств, выделяемых организациям из казны, происходил в соответствии с установленными целями, что регламентировано статьей 215.1 БК РФ о казначейском исполнении бюджета.

 Согласно положениям данной статьи, каждое государственное и муниципальное казенное учреждение должно осуществлять учет денежных операций на лицевых счетах Федерального казначейства либо финансового органа субъекта РФ. Порядок их отражения устанавливается соответствующим финансовым органом — департаментом, местной администрацией и так далее. Об этом сказано в ст.220.1 БК РФ и ст.30 Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.10 г.

Несмотря на все реформации, произошедшие в минувшем году в законодательстве, в том числе касающиеся и преобразования типов бюджетных учреждений, казначейское исполнение продолжает оставаться одним из самых основных методов контроля за расходом государственных средств.

 Кроме того, в федеральных организациях порядок осуществления операций с денежными средствами, полученными в результате приносящей доход деятельности, зависит от типа организации.

Так, в отношении казенных учреждений действует порядок, установленный приказом Минфина РФ № 88н от 01.09.08 г. На основании этого документа составляется смета доходов и расходов, в рамках которой и осуществляется государственное финансирование. Контроль за исполнением утвержденных смет входит в обязанности главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится то или иное учреждение.

При этом вся прибыль, полученная казенным учреждением от приносящей доход деятельности, перечисляется в бюджет. Учитывать денежные средства следует на счете 201.00, отражая при этом суммы, находящиеся на счетах, в пути, в кассе, в аккредитивах и в денежных документах. Такой порядок регламентирован Инструкцией № 157н, утвержденной к Единому плану счетов.