Перейти к основному контенту
17.12.2014 13:23

Новую концепцию школьного курса литературы подготовит ОП РФ

Общественная палата РФ по просьбе министра культуры Владимира Мединского разрабатывает новую концепцию школьного курса литературы.

Новости рубрики Культура
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник

Общественная палата РФ по просьбе министра культуры Владимира Мединского разрабатывает новую концепцию школьного курса литературы. Новая концепция будет "ориентировать учителей на воспитание в детях через литературные образы гордости за нашу многонациональную страну, глубокого и спокойного патриотизма, уважения к различным культурам, на формирование в учениках ценностей крепкой традиционной семьи". "Мне позвонил министр культуры. У нас была большая история, связанная с русской литературой. Он предложил возглавить группу по созданию учебника по русской литературе", - рассказал председатель комиссии ОП по сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло. По словам Пожигайло, неоднозначные персонажи русской словесности должны подаваться таким образом, чтобы не стать образцом для подражания. В списке произведений, которые вызывают у общественников вопросы, - "Гроза" Александра Островского, "Отцы и дети" Ивана Тургенева, гражданская лирика Николая Некрасова, сказки Михаила Салтыкова-Щедрина и критика Виссариона Белинского. "Изучение творчества этих авторов следует поставить под особый контроль. Будет разработана специальная методичка для учителей, в которой будет четко прописано, что следует рассказывать детям про эти произведения", - говорит Пожигайло. Он приводит пример, как учителя будут противопоставлять правильное и неправильное поведение героев согласно методичкам. "Екатерина из "Грозы" - это просто несчастная девушка, которая поддалась страстям, не смогла справиться с ними и покончила жизнь самоубийством. Другой пример: Татьяна Ларина из "Евгения Онегина" - она вышла замуж, она счастлива. С одной стороны, страсть, которая может привести к самоубийству, а с другой - мудрое преодоление страсти", - поясняет председатель комиссии ОП. Произведения Николая Гоголя (в первую очередь в школе изучают "Ревизора" и "Мертвые души") и Федора Достоевского ("Преступление и наказание", "Братья Карамазовы") Павел Пожигайло предлагает исключить из курса для средних классов школы и подробно разбирать уже в старшей школе, причем параллельно друг другу. "Это писатели будущего, обладающие провидческим даром. Если брать того же "Ревизора", то Гоголь имел в виду не высмеивание царских чиновников, как это понималось в советское время, а мытарства одной души, где каждый из героев - это различные грехи. И Хлестаков в этом смысле - это Антихрист. Чтобы понять Гоголя, нужно, как минимум, знать Новый Завет. И его надо бы параллельно с Достоевским. Они оба говорили евангельскими текстами", - подчеркивает он. Некоторые произведения комиссия Общественной палаты предлагает исключить из школьной программы и изучать уже в институте. Пока речь идет о "Мастере и Маргарите" Михаила Булгакова. "Понятно, что в большей степени дети увлекаются Воландом, Коровьевым, Бегемотом, совершенно не понимая творческую задачу Булгакова, - подчеркивает Пожигайло. - Я считаю, что эту книгу надо в институте преподавать. Конечно, кто-то хочет, чтобы ребенок был полностью свободен, как Раскольников. Но я считаю, что эта свобода, так же, как свобода Базарова, она ведет к трагедии. И в этом смысле дать полную свободу, дать Пелевина, Улицкую, "пусть ребенок почитает", - это неправильно". Замминистра культуры Григорий Ивлиев подтвердил, что ведомство поручило Общественной палате разработать концепцию. "Мы поддерживаем предложения Общественной палаты. Но, понятное дело, что в разработке курса будут принимать участие не только общественники, но и специалисты Минобрнауки и мы", - цитируют Ивлиева "Известия". Как писала "Живая Кубань", школьный курс литературы на Кубани дополнится книгами местных писателей.

Другие актуальные новости