Перейти к основному контенту
19.09.2019 15:05

В школах России появились «родные» предметы

Теперь дети изучают русский родной язык и русскую родную литературу

Новости рубрики Культура
Фото: infourok.ru
Фото: infourok.ru

Теперь дети изучают русский родной язык и русскую родную литературу.

Предметы «родной язык» и «родная литература» стали обязательной частью программы. Они носят культурологический характер. Их главной задачей является приобщение учеников к истории русского языка, истории русского фольклора, формирование взглядов о богатстве русского языка и литературы, национальных традиций и культур народов России. Отметки за них будут выставлены в аттестат.

И все же, чем именно уроки обычного русского отличаются от уроков русского родного языка?

– В первом случае мы изучаем язык как систему, большое внимание уделяем развитию речи, освоению орфографии и пунктуации. Что касается курса родного языка, то он разбит на три блока, – рассказывает «Российской газете» председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы, кандидат педагогических наук Роман Дощинский. – Первый блок – лингвокультурология. Это попытка соотнести язык и культуру – погрузиться в забытые слова (архаизмы и историзмы), «поиграть» с дополнительными оттенками, которые несут некоторые слова и выражения, отражающие мировоззрение русского человека. В обычном курсе русского языка на это просто не хватает времени. Данный предмет позволит пробудить мысли, эмоции ребенка по поводу того, каким богатством он владеет – русским языком.

Второй блок – это нормы речи. Правильная постановка ударения, верное словоупотребление, грамматическая культура речи – все это западающие звенья традиционного курса русского языка.

Третий – риторика. Этим мы тоже на уроках русского языка почти не занимаемся. Как правило, у школьников проверяются навыки письменной речи – диктанты, изложения, сочинения. С учетом того, что в девятом классе ввели итоговое собеседование, возвращение риторики в школу – новость хорошая. И вообще, учитель–словесник только рад тому, что в расписании появились дополнительные часы, которые он точно не потратит впустую.
7366.jpg
Фото: соцсети

В этом учебном году родителям предложили официально выбрать, какой родной язык будет изучать их ребенок. Минпросвещения сообщает, что сегодня существует запрос на изучение 81 языка народов нашей страны. Среди них – коренные и малочисленные.

Но россияне продолжают сталкиваться с серьезными проблемами. Как решить вопрос, если, например, русская семья живет в одной из национальных республик России, и хочет, чтобы их ребенок изучал русский родной язык, а не местный народный. И наоборот, ребенок, к примеру, башкир по национальности, не желает в московской школе изучать русский язык, как родной. По мнению Романа Дощинского, возможны два выхода из ситуации.

– Первый – когда для обучающегося подыскивается внешний (из другой образовательной организации) преподаватель его родного языка, а школа по договоренности засчитывает результаты, которые ребенок получает при прохождении курса. Только тогда школа может столкнуться с трудностью юридического оформления собственной образовательной программы, в которой должна быть заложена возможность изучения любого языка народов РФ.

Второй вариант – дистанционное обучение с помощью современных электронных ресурсов. Если бы на платформе Российской электронной школы ребенок мог пройти курс родного языка и получить на ней итоговую отметку, то школа могла бы ее зачесть в аттестат. Но это пока лишь планы, которые, возможно, будут реализованы.

 Учебников по «русскому родному языку» и «русской родной литературе» пока нет. Только методические пособия.

 – Есть две линейки учебных пособий, разработанные ведущими издательствами, – продолжает Дощинский. – Но это именно пособия, не учебники. Деньги на их закупку школам выделить сложно. Поэтому нужно ускорять процедуру экспертизы этих пособий и включения их в федеральный перечень учебников.

По информации Минпросвещения, первые 64 учебника по восьми языкам будут созданы для начальной школы уже до конца этого года. Также скоро планируют утвердить Концепцию преподавания родных языков.

Как писала «Живая Кубань», в Липецкой области родители спрятали дочь от школы.