Перейти к основному контенту
24.11.2020 18:05

Аэропорт Сочи: от военного аэродрома до олимпийской гордости

Главная воздушная гавань Юга России отметила юбилей

Аэропорт Сочи: от военного аэродрома до олимпийской гордости
Фото: пресс-служба аэропорта Сочи
Фото: пресс-служба аэропорта Сочи

Международный аэропорт Сочи отметил грандиозный юбилей – 75 лет со дня основания. Отметил с размахом, насколько это возможно в период пандемии и ограничений. Самых важных гостей – пассажиров встречал жизнерадостный ведущий и музыкальная группа. Для путешественников разыгрывали конкурсы с призами и сувенирами. Впрочем, делали то, что и в обычные, трудовые будни – развлекали туристов и делали их пребывание в аэропорту максимально комфортным.

Аэропорт Сочи: от военного аэродрома до олимпийской гордости

Пассажиры, в свою очередь,  ставят высокую оценку, особенно в сравнении с аэропортами-конкурентами, кафе и магазинам аэропорта Сочи, в том числе соотношению «цена-качество». Ведь не секрет, что высокие цены – один из пунктов, по которым аэропорты чаще всего подвергаются критике. Чем еще нравится сочинская воздушная гавань и россиянам, и иностранцам? Например, скорость и вежливость работы агентов по регистрации,  тщательность досмотра, проводимого инспекторами авиационной безопасности, обеспеченность багажными тележками.

Аэропорт Сочи: от военного аэродрома до олимпийской гордости

Конечно, таким удобным и комфортабельным сочинский аэропорт был не всегда. Собственно, сначала он и аэропортом не был. Аэродром в Адлерском районе был построен для защиты Черноморского побережья во время Великой Отечественной войны, а также для отправки на юг военных самолетов с ранеными солдатами, чтобы они быстрее поправляли свое здоровье. Строительство аэродрома было начато 9 июля 1941 года на территории семеноводческого совхоза «Черноморец». За 50 дней семь тысяч жителей города - женщин и стариков - построили летное поле с грунтовой взлетно-посадочной полосой и одноэтажное здание штаба площадью 20 квадратных метров.  1 сентября на ВВП приземлился первый боевой самолет ВВС Черноморского флота. Всю войну здесь базировались полки 5-й воздушной армии и другие части ВВС Закавказского фронта.

Аэропорт Адлер официально образован приказом Главного управления гражданского воздушного флота от 23 ноября 1945 года для полетов и обслуживания скоростных самолетов Ли-2 и Ил-12. Уже через год полеты осуществлялись в 6 городов страны. В 1946 было отправлено около 17 000 пассажиров. Из-за растущего спроса в 1948 году возводится дополнительное здание аэровокзала, а в 1956 — еще одно.

Аэропорт Сочи: от военного аэродрома до олимпийской гордости

С 1964 по 1983 годы из-за возросшего пассажиропотока было построено три пассажирских павильона, гостиница на 200 мест, багажный павильон, радионавигационные и посадочные системы. Также в 1964 году стартовали первые международные рейсы: Сочи-Берлин, Сочи-Прага и Сочи-Варна.

Но если говорить о 60-х годах прошлого века, то Сочи ассоциировался не только с небом, но и с космосом. В 1961 году по возвращении на Землю Юрий Гагарин высадил в парке «Ривьера» памятное дерево. Позже там появилась целая Аллея космонавтов. Сейчас аллея насчитывает уже свыше полусотни магнолий. Еще одна Аллея космонавтов находится на территории санатория «Южное взморье» в Адлере. Начиная с 1972 года здесь традиционно отдыхают и восстанавливаются после полетов отечественные космонавты. В те годы космосом бредила вся страна, практически все мальчишки мечтали взмыть ввысь на ракете. Старожилы помнят, сколько «космических объектов» появилось тогда на курорте – отель «Звездный», оздоровительный комплекс и кинотеатр «Спутник», рестораны «Сатурн» и «Космос», конечно, улица имени Гагарина  и так далее. Летчик-космонавт Виталий Севастьянов, именем которого был в прошлом году назван Международный аэропорт Сочи, считал этот город своим родным.

Аэропорт Сочи: от военного аэродрома до олимпийской гордости

Но вернемся в 21 век. Путь к своему сегодняшнему виду воздушная гавань главного курорта страны начала около 15 лет назад, после того как в 2006 году аэропорт был приобретен структурами промышленника Олега Дерипаски.  В 1989 году началось строительство нового терминала, но вскоре из-за развала Советского Союза работы были приостановлены, а в 1994 году и вовсе прекратились. 12 следующих лет объект был законсервирован. Заброшенным долгостроем решил заняться Дерипаска и превратил его в гордость Олимпиады- 2014,которая не дала ни единого сбоя и работает, как часы. Сегодня это, по сути, главные воздушные ворота Юга страны. Все достижения аэропорта за последние годы основаны на философии, принципах организации производства и бизнеса, привнесенных Олегом Дерипаской из других бизнесов – машиностроения и металлургии. Именно благодаря новой производственной системе и постоянным улучшениям бизнес-процессов аэропорт Сочи справляется с любыми вызовами рынка.

Аэропорт Сочи: от военного аэродрома до олимпийской гордости

Внедрение инноваций – одно из приоритетных направлений работы аэропорта. С 2016 года в аэропорту внедрены современные способы регистрации, позволяющие сократить время на прохождение предполетных процедур, а также услуги для комфортного пребывания - сервис самостоятельной регистрации на рейс, онлайн-регистрация на сайте и киоски саморегистрации с аппаратами по распечатке посадочных талонов. Все это позволяет пассажирам сэкономить время при прохождении предполетных процедур. По подсчетам специалистов аэропорта, этот процесс занимает около 60 секунд.

В терминале туристы могут самостоятельно сдать багаж на выделенных стойках. Эта технология запущена в начале 2020 года. В работе находятся 6 автоматических киосков.

По итогам 9 месяцев 2020 года аэропорт Сочи занимает 1-е место в рейтинге Airport Service Quality среди аэропортов Европы в категории от 5 до 15 миллионов пассажиропотока. Аэропорт соревнуется в рейтинге с воздушными гаванями таких городов, как Краков (Польша), Рейкьявик (Исландия), Вильнюс (Литва), Болонья (Италия), Порту (Португалия) и другие.

Аэропорт Сочи: от военного аэродрома до олимпийской гордости

Сегодня Международный аэропорт имени Виталия Севастьянова – это современнейший комплекс площадью около 65 тысяч квадратных метров. Это один из крупнейших аэропортов России и один из самых удобных и красивых аэротерминалов страны.

75-летний юбилей – срок солидный. Символично, что он совпадает с годовщиной Великой Победы. Ведь город столько сделал для нее в свое время. Руководство аэропорта, рядовых сотрудников и всех пассажиров поздравляют известные люди, жители Сочи.

Поблагодарил своих коллег за работу и Алексей Старостин, генеральный директор группы компаний аэропортов Сочи, Краснодара и Анапы:

«Аэропорт Сочи сегодня является не только визитной карточкой курортной столицы России, но и всей страны. Главные воздушные ворота юга принимают миллионы туристов со всей России и гостей из разных стран мира, достойно представляя нашу Родину на международной арене. Именно благодаря профессионализму всего коллектива аэропорта, его организованности и дисциплине, высокому уровню безопасности полетов и культуре обслуживания пассажиров, аэропорт занимает значимое место в инфраструктуре региона и является одним из лучших в Европе.

Поздравляю и от всей души благодарю весь коллектив, наших партнеров за успешный, достойный и добросовестный труд и достигнутые результаты. И пусть аэропорт всегда будет в центре значимых и интересных событий!»

Nordwind стала базовым перевозчиком сочинского аэропорта, сообщала ранее «Живая Кубань».

Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://t.me/live_kuban.