Перейти к основному контенту
06.07.2015 10:43

Как украсть 3,5 миллиарда у государства

Руководство страны всерьез намерено поддержать отечественное сельское хозяйство. Но бывают ситуации, когда вспоминается поговорка – «не в коня корм».

Новости рубрики Общество
Фото ИА "Живая Кубань"
Фото ИА "Живая Кубань"

Руководство страны всерьез намерено поддержать отечественное сельское хозяйство. Но бывают ситуации, когда вспоминается поговорка – «не в коня корм».

Проблема развития сельского хозяйства напрямую зависит от вопросов продовольственной безопасности. Выйти на уровень самообеспечения может позволить только поддержка российского производителя. Таким образом, после введения против России международных санкций, РФ объявила курс на импортозамещение. Для стимулирования замещения импорта отечественными товарами применяются различные виды государственной поддержки, в том числе и субсидирование сельхозпроизводителей. Соответствующий указ, включающий в себя получение субсидий на возмещение затрат по уплате премий по страховым договорам в области растениеводства и животноводства был подписан премьер-министром Дмитрием Медведевым в начале этого года. Совершенно очевидно, что государство в полной мере осознает проблемы агропромышленного комплекса и стремится создать благоприятные условия для исправления сложной ситуации.

Однако по мере того, как правительство пытается помочь рублем, статистика реструктуризации долгов не снижается, а банкротство крупных предприятий уже стало привычным информационным сюжетом в лентах новостей. Тревогу вызывает волна банкротств, когда, заручившись кредитами банков, предприятие объявляет о неспособности выполнения своих долговых обязательств. Так, например, в конце 2013 года был признан банкротом крупный холдинг ООО «Юг-зерно», который не смог справиться с засухой на севере Ростовской области два года подряд. Стоит заметить, что в тот же период времени Арбитражный суд рассматривал несколько аналогичных заявлений сельхозпроизводителей. На днях разразился скандал вокруг фиктивного банкротства агрофирмы «Артекс-Агро» – суд приговорил к 4 годам лишения свободы главу компании Алексея Плотникова. Согласно материалам дела, действия Плотникова повлекли причинение существенного вреда в виде вывода основных средств на 340 миллионов рублей, что повлекло за собой банкротство предприятия.

Причины банкротства

Помимо засухи, причиной неспособности выполнять обязательства перед кредиторами может стать и африканская чума свиней (АЧС). Именно так объясняют банкротство собственники крупного холдинга ОАО «Медведовский мясокомбинат» Николай и Татьяна Озеровы, которые успели в свое время привлечь крупные кредиты на несколько миллиардов. Так, ОАО «Медведовский мясокомбинат» (директор Озерова Т.Н. – прим.) и аффилированный с ним ООО «Племзавод Индустриальный» в 2011 году получили от государственных банков денежные средства по кредитным договорам в размере около 3 миллиардов рублей с целью строительства репродукторов и модернизации действующего свинокомплекса, включая приобретение оборудования и племенного свинопоголовья. Однако в 2012 году в Краснодарском крае разгорелась эпидемия АЧС, в результате которой деятельность свиноводческого хозяйства на длительное время была парализована из-за карантина. Страшное заболевание подкосило деятельность некогда крупного мясного производителя, поставив на карту многомиллионные убытки и репутацию собственников.

Что сделал бы добросовестный предприниматель, оказавшись на месте самого Озерова и его матери, которая является генеральным директором Медведовского предприятия? Совершенно очевидно, что если процесс модернизации хозяйства не подлежит реализации, то часть неподъемных кредитов стоит возвратить и бросить все силы на восстановление поголовья. Однако после получения таких крупных кредитов финансовое состояние этих предприятий и входящих в их состав хозяйств стало ухудшаться. В частности, не были произведены работы по модернизации, не начались платежи по кредитным обязательствам. Все это повлекло за собой многократное увеличение задолженности перед банками, вплоть до возбуждения в 2014 году ряда дел о банкротстве предприятий.

Куда исчезли 3 миллиарда рублей?

Существенным в этой истории является и то, что денежные средства от банков поступили на счет мясокомбината ещё за месяц до факта появления признаков АЧС. Ещё одним примечательным фактом в этой истории является судебное разбирательство Племзавода с ГУ ветеринарии по Краснодарскому краю, которому в итоге пришлось выплатить крупную сумму в качестве компенсации в связи с АЧС. Это косвенно помогло собственникам предприятия завладеть более 3 миллиардами рублей, нарастив максимальный объем кредитной нагрузки. Тем не менее, в настоящее время в отношении открытого акционерного общества «Медведовский мясокомбинат» и всей группы компаний – ООО «Племзавод Индустриальный», ОАО «Агрофирма «НИВА», ООО «Батуринское», ООО «Кубань Юг», ООО «Регион Маркет» введена процедура, применяемая в деле о банкротстве. Стоит добавить, что собственники сменили и юридические адреса, и некоторые имена предприятий холдинга, которые в настоящее время зарегистрированы в Ростове-на-Дону.

Гол как сокол

Чтобы избежать имущественного взыскания, семейство Озеровых (мать и сын, а также сестра Валерия Афанасьева – прим.) по-хитрому распорядилось собственной недвижимостью, избавившись от неё ещё в 2012-2013 гг. В настоящее время правоохранительные органы располагают информацией о приобретенных через оффшорные компании недвижимых объектах в Италии.

История с долгами получила своё продолжение после того как правопреемником Сбербанка стало ООО «Рубеж безопасности». Озеровым, которые фактически владеют холдингом, было сделано предложение реструктуризовать долги по кредитам «Сбербанка» и «Россельхозбанка» на сумму более 3,5 миллиардов рублей путем оценки всех активов, инвестирования необходимых в развитие компании средств, а также совместно управлять предприятием во избежание судебных тяжб. Однако семья отвергла данную инициативу и в настоящее время продолжает уклоняться от выплаты кредитов.

По словам представителей правопреемника Сбербанка, сотрудники мясокомбината по указке своего руководства делают все возможное, чтобы не допустить ни их сотрудников, ни Россельхозбанка на территорию комбината для оценки залогового имущества. Не так давно юридические адреса компаний холдинга были изменены и в настоящее время в отношении семьи возбуждено исполнительное производство на взыскание более 500 млн. рублей, а судебным приставом вынесено постановление о запрете выезда за рубеж.

Что делать?

Масштабные попытки помощи государства в модернизации и совершенствовании сельхозпредприятий в нашей стране пока не имеют серьезных результатов. В тот период, когда, казалось бы, стоит приложить все усилия, чтобы помочь предприятиям постепенно адаптироваться к изменившимся условиям функционирования и сосредоточиться на политическом и экономическом курсе страны, обязательно возникнут сложности на этапе распоряжения выделенными средствами, будь то субсидирование или целевые выплаты сельхозпроизводителям.

Время показывает, что пока большие деньги выводятся на зарубежные счета, а люди вроде Озеровых, принимают солнечные ванны на только что купленных виллах на итальянском побережье, желаемого результата по направлению импортозамещения ждать не стоит. Нельзя злоупотреблять доверием государства и использовать нелегальные методы обогащения в то время, когда на агропромышленный комплекс возложены столь серьезные надежды.

Напоследок добавим, что уже скоро активы мясокомбината перейдут к кредиторам, а потом последуют и проверки правоохранительных органов. Как следствие, могут быть возбуждены и уголовные дела по факту хищения средств, полученных от госбанков. Но от этого как-то не легче, ведь деньги, которые были выделены на благое дело – поднимать сельское хозяйство – ушли совсем в другое место. А Озеровы уже приготовились к санкциям – покупкой недвижимости за рубежом, а не строительством свинарников в Краснодарском крае.

Роман РУБЛЕВ

Другие актуальные новости