Предложить новость

Заброшенную подводную лодку в Краснодаре жители решили восстановить своими руками и на свои средства

Возвращают памятник из забвения ветераны флота. Город пока свое плечо не подставил

Заброшенную подводную лодку в Краснодаре жители решили восстановить своими руками и на свои средства

Муниципальные службы и предприятия годами не берутся за ремонт подводной лодки, установленной в парке 30-летия Победы, по причине, якобы, огромной стоимости работ. А краснодарцы делают косметический ремонт лодки не в первый раз. И в этом году им хватило 80 тысяч рублей, и ремонт они закончат – ориентировочно – на следующей неделе. 

  Пара слов о самой лодке, чтобы понять, насколько важна она для краснодарцев, несмотря на то, что в Великой Отечественной не участвовала, подвигов не совершала. Просто образец военной техники. Дизельная, серии А615, она была спущена на воду в конце мая 1955-го. Вошла в состав Черноморского флота под номером «МС-261», базировалась в Балаклаве. Спустя десять лет попала в запас и была законсервирована. 

 Но с другой стороны, в прежние годы, когда отношение к патриотческому воспитанию было истинным и искренним, не для отчетов, она являла собой мечту, ведь во все времена оружие манило мальчишек своими скрытыми возможностями, олицетворяло достоинство и честь, служило воспитанию патриотизма. Для этих целей и попала в Краснодар. В 1981-м своим ходом дошла до Темрюка и была отбуксирована вверх по Кубани до Затона. В 80-х годах использовалась как филиал исторического музея.

 В лихие 90-е на нее не было ни сил, ни средств. В ней случился пожар, зимовали бомжи, в корпусе появились рукотворные дыры. Лишь в новейшие времена полузабытая лодка стала получать хоть какое-то внимание людей. 

 Александр Кавун, «главный» в этой инициативной группе, которая занималась в прошлом и занимается в этом году ремонтом лодки, рассказывает: 
- Группа сформировалась в 2015-м году, - в тот год мы установили металлический флагшток (сейчас он перенесен на лодку). А первый полноценный ремонт лодки случился в 2016-м. Собрали деньги и поставили памятник «Военным морякам Кубани, погибшим за родину». В прошлом - уставили на площадке перед лодкой якорь: в этом нам навстречу пошло Кубанское речное пароходство. На собранные деньги закупили и положили плитку, бордюры. И день ВМФ тогда прошел как большой праздник. 
лодка4.jpg

Я спрашиваю Александра, а надо ли было самим заниматься этим делом, ведь есть же государственные и муниципальные учреждения, которым по статусу надо хранить и поддерживать городское хозяйство, его памятные места? 
- Вначале мы просили помощь, писали письма и Кондратьеву, и в ЗСК, и Галушко. Наши обращения перенаправлялись в краевое министерство культуры или городское управление культуры. Нам отвечали, что финансирование по этой статье или в этом году не предусмотрено. Но и на следующий год оно оказывалось не предусмотренным, - рассказывает Александр. – Получается, что проще и быстрее сделать самим. 

 Что и делается чуть ли не каждый день, примерно с семи утра до одиннадцати, пока не жарко. Сочувствующих краснодарцев несколько десятков человек. Но в инициативной группе – порядка пятнадцати.  А на работы по лодке приходят обычно 3-5 человек - те, кто свободен в тот или иной день, о чем и договариваются заранее в своей группе в Вотсаппе. 

 А откуда деньги, кто ведет учет и контроль, хватает ли, спрашиваю.
По словам Кавуна, деньги – кто сколько может - присылают ему на карточку. Сейчас на ней уже больше 80 тысяч, и сбор пожертвований прекращен: текущий ремонт лодки завершится на следующей неделе, денег на него хватает, и какая-то сумма даже останется. Деньги переводят, в основном, те, кто имел отношение к флоту и ветераны. Кавун периодически отчитывается перед ребятами: что закуплено, сколько и на какую сумму. Ему доверяют, это дорогого стоит. 

 Что делается в настоящий момент? Одни на заклепках ставят металлические латки, другие - ранее поставленные латки укрепляют сваркой, третьи - готовят металл к грунтовке. Затем будут этапы зачистки ржавчины, восстановление лееров и покраска. «Болгарка» и сварочный аппарат – свои. Металл и краска закупаются, уже дважды нанимали «Газель», чтобы привезти материалы. Ко Дню Военно-морского флота России «МС-261» вернется в парковый «строй». Общественники работают по договору о безвозмездных работах, которые они заключили с администрацией парка.

  Тут, конечно, возникает логичный вопрос: почему «косметическим» ремонтом занимаются сердобольные краснодарцы, а не какие-то муниципальные службы? Алексей Анатольевич Кристя, начальник отдела маркетинга и рекламы МБУК «Краснодарские парки», объясняет тем, что лодка находилась на балансе коммерческого предприятия. И по закону нельзя бюджетные средства передавать коммерческой организации. Возможностей же самого предприятия было недостаточно.

 Владимир Ширяев, служивший в бригаде морской пехоты Черноморского флота в 1988-1990 годах, немного недоумевает по этому поводу: «Странная ситуация: у муниципального учреждения денег на лодку всегда не хватало. Они там миллионы насчитали на возможный ремонт. А мы за семьдесят тысяч лодку отремонтировали. И не в первый раз…
лодка2.jpg
  
Евгений Клепиков, бывший командир отделения боцманской команды надводных кораблей на Тихоокеанском флоте в 1983-1986 гг, рассказывает:  «Деньги на ремонт лодки – это не проблема. Собирали, пустив по кругу бескозырку. Были перечисления из разных городов России, из Киргизии. Вот запомнился некто Васильченко из Донецка, который служил на этой лодке». 

  В разговоре вдруг выяснилось, что это благое дело почему-то не заинтересовало тех, кому по определению надо бы заботиться о воспитании патриотизма. Только раз позвонил им молодой человек, представился кем-то от клуба «Патриоты Кубани» (или что-то в этом же роде), предложил физическую и материальную помощь. Александр Кавун согласился, но больше не звонили и не приходили. Где они, многочисленные наши кадеты, казаки, полиция, Росгвардия?!

 Спасибо флотским энтузиастам за бескорыстную помощь лодке. Но надо понимать, что, если не вмешается город – со своими финансовыми и организационными возможностями – этот образец военной техники рано или поздно (скорей – рано) все равно сгниет и сгинет. Дело в том, что многочисленные торпедные и бронекатера, торпеды и мины, орудийные башни и подводные лодки в разных городах подняты на бетонные основания, находятся в сухости, и при минимальном уходе могут стоять десятилетия, а то и века. Наша «МС-261», оказавшись в Затоне, была вытащена на мелководье. Потом уровень Кубани понизился, лодка оказалась в болотце, а сейчас и вовсе – на земле. Ее по периметру обложили бетонными плитами, между водой Затона и лодкой появились деревья. Но все равно она «лежит на грунте», а чуть ли не каждую весну река разливается, добирается до корпуса корабля, иногда поднимаясь чуть ли по ватерлинию. 

 Известно, что в 2017-м году лодку осматривал представитель судостроительного завода «Звёздочка» из Темрюка: производилась проверка технического состояния лодки. По мнению проверяющего, лодка «живая», ее можно сохранить. Но речь не о косметическом ремонте, доступном энтузиастам. Полноценный ремонт подводной лодки и установка ее на пьедестал – амбициозная задача для обновленного бюджетного учреждения культуры, в которое превратились МБУК «Краснодарские парки».  

 Пора городу подставить лодке свое плечо.

Ранее "Живая Кубань" рассказывала о мошенничестве руководителя Центра патриотического воспитания Игоря Калинина, который, «используя предоставленные ему полномочия по распоряжению бюджетными денежными средствами, заключил со своей супругой трудовой договор о ее приеме на должность главного специалиста отдела обеспечения организации деятельности учреждения».

 Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://ttttt.me/live_kuban