Меню сайта

Удивительные истории старых особняков, которые произошли на самом деле


Как меняется в воображении город, в котором бытуешь, после того, когда оповестит кто-нибудь биографию его уголков, зданий и, главное, примечательных жителей, некогда засыпавших и просыпавшихся здесь. Каким удивительным становится все вокруг!

Эти слова писателя Виктора Лихоносова из предисловия к книге Екатеринодар - Краснодар 1793-1993 так и просятся во врезку к данной публикации. В ней речь пойдет о зданиях, построенных еще в Екатеринодаре. Их в кубанской столице осталось не так много - всего несколько десятков. И тем любопытнее их истории.

Смотреть не под ноги, а вверх

Большая часть старинных екатеринодарских особняков сосредоточена на ул. Красной до пересечения с ул. Буденного, а также на параллельных ей улицах: Октябрьской, Рашпилевской, Красноармейской, Коммунаров, Седина. Многие из этих домов находятся в плачевном состоянии и нуждаются в реставрации. Облик других изменен до неузнаваемости в ходе ремонтов и реконструкций. Многие дома в центральной части города были двухэтажными. После Великой Отечественной войны у большинства двухэтажных домов на Красной появился третий, надстроенный. Отличить старые дома можно по кирпичной кладке: 100 - 150 лет назад кирпичи отличались от нынешних по размеру, имели заводские клейма. В кладке некоторых домов можно увидеть кирпичи, уложенные клеймами наружу. Для домов эпохи модерна (конец XIX - начало XX века) характерно угловое решение фасада (вход в здание с угла), надфасадные башенки, которых в городе почти не осталось - как, впрочем, и кованых флюгеров, и стильных декоративных башенок-пинаклей. По старым улицам кубанской столицы нужно ходить, глядя вверх: оттуда, с фасадов домов, на нас смотрит Екатеринодар.

Оптико-механический магазин изобретателя Самарского

На пересечении улиц Красной и Комсомольской (в Екатеринодаре - Штабная) стоит двухэтажный особняк, фасад которого скрыт кронами деревьев. Этот дом построили в 1889 году для генерала Назарова. Автор проекта неизвестен, но, похоже, им был Василий Андреевич Филиппов, областной архитектор, много строивший и в Екатеринодаре и в Кубанской области.

Дом сдавали в аренду. Первый этаж, как это тогда было принято, отводился под магазины. Среди прочих был оптико-механический магазин Алексея Доминиковича Самарского. Хозяин, о происхождении и образовании которого ничего не известно, величал себя физиком и оптиком-механиком. Величал заслуженно, так как был изобретателем и на все руки мастером. (материал об изобретении Самарского читайте на 6-й стр. сегодняшнего номера нашей газеты.)  И только случайная оплошность и собственная неорганизованность помешали ему опередить братьев Люмьер. А жаль - Екатеринодар мог бы войти в историю кинематографа.

Как сложилась судьба Самарского после 1917 года, неведомо. Но как бы ни сложилась, дом № 19 на ул. Красной достоен мемориальной доски, посвященной Алексею Доминиковичу Самарскому и его изобретению.

На втором этаже здания размещались общественные учреждения. В середине 90-х годов XIX века его занимало Войсковое собрание - клуб для офицеров и классных чиновников Кубанского казачьего войска, председателем которого был наказной атаман, он же начальник области. Войсковое собрание всегда славилось своими любительскими спектаклями, симфоническими концертами и вечерами с танцами. Была при собрании и небольшая гостиница.

Перед самой революцией дом купил подрядчик Филипп Матвеевич Акулов. Это известный в Екатеринодаре человек. Ему принадлежал дом на углу ул. Красной и ул. им. Пушкина, в котором сейчас размещается арбитражный суд. Часть декора фасада этого дома утрачена, но и сейчас видно, что проект его создал хороший архитектор - Александр Андреевич Козлов, ученик знаменитого Федора Шехтеля. Филипп Акулов стал последним в истории Екатеринодара городским головой. Его на этот пост избрали осенью 1919 года.

Одно время в особняке на пересечении Красной и Штабной располагался Кубанский областной статистический комитет, члены которого занимались не только статистическими исследованиями, но и историей, археологией, краеведением. Во главе комитета стоял Евгений Дмитриевич Фелицын. Он же был инициатором организации при областном статкомитете Кубанского войскового этнографического естественно-исторического музея - предтечи нынешнего государственного историко-археологического музея-заповедника. Дом № 19 известен еще и тем, что возле него 21 сентября 1907 года был совершен один из самых громких екатеринодарских терактов (ответственность за него взяли на себя эсеры). Был убит Семен Васильевич Руденко - правитель канцелярии наказного атамана, известный кубанский общественный деятель.

Об этом особняке можно говорить долго. Но в заключение скажем только, что он очень помог при строительстве Триумфальной арки. Строительство дома было окончено в 1889-м, а арка сооружена годом позже. Автор проекта арки - Василий Андреевич Филиппов. Работая над чертежами воссоздаваемой арки (старые не сохранились), современные архитекторы приняли за расчетную единицу кирпичи из кладки назаровского дома.

Провизор Симков и его фототовары

Чуть дальше от дома, о котором мы рассказывали выше, на Красной, 21 стоит особняк (фото), заслуживающий внимания хотя бы потому, что в 1894 году в нем разместилась первая в городе телефонная станция. Когда-то это был такой же красивый двухэтажный особняк, как и его сосед, но в советские годы дом надстроили, декор фасада уничтожили.

В былые времена первый этаж этого здания занимали магазины. Самый известный из них - аптекарский магазин провизора Симкова. Отметим, что в те времена аптекарские магазины продавали не только готовые лекарственные формы, но также всякую всячину. Например, велосипедные цепи и фонари, а особенно часто - фототовары. Симков же был большим поклонником фотодела, а его магазин - Меккой для екатеринодарских фотолюбителей. Симков даже устроил при магазине фотомастерскую, где желающих бесплатно обучали фотоделу. Кстати, отчасти именно благодаря этому горожанину, обучившему земляков фотоделу, у нас сохранилось столько фотографий Екатеринодара.

Городская управа и картинная галерея под одной крышей

Подходим к следующему зданию - ул. Красная, 23. Оно было построено в 1882 году архитектором Сеняпкиным для областного правления (по нынешним меркам - краевая администрация). Позже правление переехало в другое здание, а в это в 1903 году перешла городская управа, которая прежде скиталась по наемным помещениям. Гласные (депутаты) собирались в залах гимназий и других екатеринодарских учебных заведений. Кстати, в старину именно городская управа выдавала права на езду извозчикам, первым владельцам безлошадных экипажей, то есть авто, а также… велосипедистам. В управе работал городовед Палладий Васильевич Миронов, собравший огромный архив по истории Екатеринодара.

А вообще управу часто критиковали за то, что зимой ее работники наглухо задраивали форточки, от чего в помещениях было душно, а порог не очищали ото льда и снега. И это при том, что чиновники управы штрафовали всякого хозяина, не убиравшего снег перед своим домом, иногда под раздачу попадали даже гласные.

В апреле 1904 года на первом этаже управского здания открылась Екатеринодарская картинная галерея, основателем которой был Федор Акимович Коваленко. Именно здесь 11 апреля 1904 года городской голова Гавриил Степанович Чистяков зачитывал приветственные телеграммы Ильи Репина и Николая Рериха, поздравивших город с открытием галереи.

Дом Бейма

Невозможно пройти мимо особняка, чей адрес - Красная, 26. В старину дом был двухэтажный. Он был возведен на рубеже прошлого и позапрошлого веков и принадлежал Семену Соломоновичу Бейму, екатеринодарскому купцу. Это был состоятельный человек, известный благотворитель. Бейм владел несколькими домами, недвижимость сдавал в аренду. В доме со львами квартировали банки, екатеринодарское налоговое управление. На первом этаже размещался популярный в городе мануфактурный магазин Шоршоров с сыновьями.

Кстати, раньше соседями этого особняка были электробиограф, то есть кинотеатр, братьев Боммер (позднее он назывался Солей) и ресторанчик Хачадурова, славившийся шашлыками и кахетинским вином. На самом деле солеев было два - один зимний, другой - летний. И если крытый кинотеатр был обычным явлением, то летний - редкостью. Москва и Питер не могли похвастаться такой диковинкой, а в Екатеринодаре она имелась.

Тут Вяльцева пела и Скрябин играл

Ул. Гоголя, 66, пересечение с ул. Красной. Это трехэтажное здание в конструктивистском стиле имело когда-то совсем иной облик. Некогда это был дом Панайота Филипповича Акритаса, табачного фабриканта и купца. После пожара 1923 года дом кардинально перестроили. Старый дом Акритаса был построен в 1896 году. Верхний его этаж арендовало Второе общественное собрание, в котором проходили балы, маскарады, благотворительные вечера. Здесь имелся зрительный зал с великолепной акустикой, в котором выступали Скрябин, Собинов, Вяльцева, солисты Большого театра, итальянской оперы.

Имелся в особняке и электробиограф. В 1913 году здесь впервые в городе демонстрировали картину со звуковыми эффектами. Демонстрация прошла успешно.

Автор: Наталья ГАЛАЦАН

Источник: газета http://www.ki-gazeta.ru/>Краснодарские Известия








Яндекс.Метрика