Перейти к основному контенту
30.06.2020 16:00

Типографии всего четыре месяца, а отсюда искусство уже увозят в столицы

Предприниматель Ник Мороз: Я решил, что с ребятами из арт-группировки ЗИП можно создать долгоиграющий проект. Они не ждут приходов вдохновения, живут настоящим, творческий процесс всегда.

Новости рубрики Мнения
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник

Коворкинг-центр Типография в краевой столице заставляет о себе говорить, как о новой точке притяжения креативной молодежи и художников. С июля 2012 года центр существует на площадях бывшей типографии Советская Кубань. Оформленное в стиле поп-арт пространство для работы или свободного общения интересно не только своей творческой атмосферой и низкими ценами, но и выставочными проектами, которые реализуются в прилегающих к нему галерейных зонах. Живая Кубань побеседовала с хозяином Типографии - предпринимателем, владельцем магазинов авангардной одежды в Краснодаре Ником Морозом. Как возник проект Типографии? Чья идея, ваша? Я ходил на выставки ребят из группировки ЗИП в КИСИ (Краснодарский институт современного искусства - неформальная институция художников из краснодарской арт-группировки ЗИП, ранее существовала на площадях бывшего краснодарского завода измерительных приборов, - прим. авт.) и видел - это все то же, что уже давно есть в Европе. Я часто бывал в Милане по роду деятельности, видел там разные шоу-румы, галереи, в которых представлены работы дизайнеров со своим видением современности. Я приходил на выставки к зиповцам и понимал - вот настоящая жизнь. Без всякого глянца, гламура, белок-стрелок. Для меня современное настоящее не в пафосе, не в дорогих машинах - все это как раз подделка... И вы решили поддержать настоящее. То есть все-таки ваша идея? Я подумал, нужно поддержать проект зиповцев, чтобы такая площадка появилась в центре города, где все смогут легко находить ее. img_5447_90670281950.jpg Ребята из ЗИПа деятельные, знают, чего хотят. У них нет вот этого: сегодня вдохновение и полет - буду что-то делать, а завтра не на что купить себе штаны или хлеб, не признали критики, работы не продаются - и уже нет полета. У зиповцев по другому. Они не ждут приходов вдохновения, живут настоящим, творческий процесс всегда. Я решил, что с ними можно создать долгоиграющий проект. Лишь бы с кем я этого делать не стал бы. Например, есть арт-группировка Roof, которая тоже на бывшем ЗИПе открыла свою галерею. На открытие пришло 500 человек - это много. Но прошло полгода, и что-то не слышно про деятельность этой галереи и группировки. Не в упрек. Вы опираетесь на группировку ЗИП и как на художников, и как на менеджеров? Да нет. Какие менеджеры? Они занимаются только творчеством. Просто живут и делают свои проекты. Степан Субботин (член арт-группировки ЗИП, - прим. авт.) курирует экспериментально-выставочную площадку при Типографии, отбирает, кого выставлять. Первая выставка у нас была австрийской художницы Габриэль Эльдбауэр, потом выставка зиповцев Этот цех борется за звание образцового (сейчас уехала в московскую ХL Галерею), потом приняли фестиваль Photovisa, показали скульптуры Валерия Казаса, впереди еще несколько авторов, все расписано. Есть у нас в соседнем помещении Super gallery - там работы на продажу. Уже продали несколько. А лофт по цене 1 минута - 1 рубль - это место в основном для зиповцев или точка притяжения разных людей? Это свободное пространство, сюда приходят фрилансеры, музыканты, художники. Если кому-то порисовать нужно, для этого у нас есть мастерские. Для детей проводим утренние уроки рисования по субботам. Степан Субботин и Юля Капустян преподают. Вы можете сказать, что получили то, что хотели? Или ситуация развивается иначе, чем ожидали, например, появляется не та публика? Все офигенно. Я прихожу сюда, смотрю и думаю: слушай, это самое лучшее место. img_5317_17012380055.jpgА что вы тут делаете, когда приходите? Я все делаю. Посуду мою, полы тру, пылесосю, мусор выношу. Кроме вас в Типографии еще есть работники? Три девочки-студентки делят день на смены, дежурят. Типография самоокупаема? Пока нет. А когда начнет окупаться согласно бизнес-плану? Нет никакого бизнес-плана. Моя личная задача - чтобы от меня никто здесь не зависел. Искусство должно быть свободным, только тогда оно будет искусством. Поэтому я хочу, чтобы проходили встречи, лекции, работали мастерские, в город приезжали новые люди, узнавали про наших художников. Например, к нам приезжал художник и куратор выставок Антон Чумак из Питера, читал здесь лекцию, познакомился с Володей Колесниковым, теперь хочет взять его работы на выставку в Санкт-Петербург. Мы существуем всего четыре месяца, а отсюда уже искусство увозят в столицы. То есть схема работает. Не просто ребята играются, балуются, палок настрогали и выставили. Проект зиповцев Утопия вошел в шорт-лист национальной премии Кандинского - его выбрал из 200 работ и выкупил московский фонд культуры Екатерина. Я думаю, эта работа получит премию. Все-таки для вас лично Типография - только идейное начинание или это и возможность бизнеса? В чем ваша личная сверхзадача? Сверхзадача - интересно проводить время (Пауза). Надо, конечно, выйти на самоокупаемость. Мы строим на этом же этаже хостел, 300-400 тыс. туда вложить - и откроем. Будет один двухместный номер и три номера на шестерых. Чтобы творческие люди останавливались, общались, работали, делали выставки. Сможем приглашать художников. img_5324_20413212075.jpgДругими словами, планируете делать резидентские программы? Ну, да. Еще хотим открыть барчик. Вот пришли люди на выставку, посмотрели - круто, пообщались - ну, и все. А им, может быть, хочется посидеть, покурить. В Типографии недавно сыграли необычную свадьбу. Это одно из новых направлений - вечеринки? Вечеринки могут быть. Свадьба была наших друзей, они собрали веселую банду, надели роковые костюмы. Хотя, кстати, любые посетители во время их свадьбы могли к нам приходить в обычном режиме до 22.00. Потом мы Типографию закрыли, а ребята попросили остаться подольше. Завтра к вам придут другие люди и скажут: как сыграть в Типографии тематическую свадьбу. Что будете отвечать? У нас не дискотека и не ресторан. В каждом случае будем решать отдельно. Для друзей можем открыть двери. Типография - ваше творчество? Она приносит вам счастье? Не то, чтобы я счастлив. Вот работаю здесь, кто-то наплюет, ногами натопчет или в туалете насвинячит, думаю, нафиг оно мне нужно? Площадь-то 600 кв. м, а тру тряпкой, убираю я все сам. Да еще 140 тыс. в месяц отнеси за аренду, зарплату раздай из своего кармана... Но уже начал... Потом посмотришь, как они с горящими глазами работают, и уже забываешь про обыденное. Может быть, у вас была артистическая семья, или еще что-то повлияло на то, что ваша натура требует незаурядного? Обыкновенная у меня семья: мама - учитель русского языка и литературы, отец на земле работает. У вас есть дети? Да. Двое детей. Здесь часто бывают. Я сейчас покажу стул, который мой Юлик разрисовал (Приносит стул). Видишь, как раскрепощенно, красочно - дети умеют. Ник, личный вопрос: вы верующий? Верующий. Одно время службы не пропускал... Кажется, что тебя там лучше слышат... А пожертвования делаете? (Пауза). Ну, в храме на Комсомольском стена на наши деньги построена. Но это не то, о чем надо говорить. Да и вообще, не обо мне. Когда я занимался магазином одежды, понятно было, что чем больше обо мне будут говорить и писать, тем лучше для работы. А в настоящее время не хочу, чтобы на мне заостряли внимание. Вот есть творческие люди - про них надо писать, чтобы им легче было своим делом заниматься. Вы, собственно, и интервью давать не хотели. Мама воспитала скромным человеком? И мама, и жизнь. Меньше слов, больше дела. Бываете в музеях современного искусства в Москве и мире, посещаете выставки? Мне больше интересно, что здесь, в Краснодаре, происходит. Я начал создавать свою коллекцию произведений, покупаю краснодарских современных художников: Серова, Казаса, зиповцев, Смаглюка. Умные люди объяснили мне, как создавать коллекцию. Мне это интересно. Может быть, потом дальнейшие поколения вспомнят с благодарностью. Я думаю, что все правильно делаю. Анна ЧЕРВЯКОВА, ИА Живая Кубань. Фото Евгения РЕЗНИКА