Меню сайта

Коммерческий электротранспорт Краснодара

Вероятно, российские города, в которых нет коммерческих автобусных маршрутов,   уже можно пересчитать по пальцам. Ещё меньше городов, где «коммерциализации»   подвергся также электротранспорт, то есть троллейбусы и трамваи. Одним из таких   городов был и некоторым образом остаётся Краснодар.


Олег Бодня
Источник: http://kubtransport.info/>kubtransport.info  


«Проба пера»

В первой половине 1990-х годов в связи с ухудшающимся состоянием городского   общественного транспорта в Краснодаре начались эксперименты по созданию   прибыльных коммерческих рейсов на городском транспорте. Первой попыткой в данной   области стали эксперименты с введением ночных рейсов троллейбусов с особой   системой оплаты проезда. Затем, примерно в 1995 году, был создан первый   коммерческий троллейбусный маршрут —№15 «Комсомольский микрорайон — Гидрострой».   Этот маршрут соединял между собой два спальных района и не проходил через   центральную часть города, вследствие чего его популярность была низкой, и   маршрут вскоре закрыли.


Первый блин

Первый серьёзный эксперимент по выводу городского транспорта из кризиса путём   его частичного перевода на самоокупаемость был проведён в 1996 году.


С 1 марта 1996 года проезд в городском транспорте подорожал — вместо обычной   тысячи рублей пассажирам пришлось платить за проезд в два раза больше. Вдобавок   появились коммерческие автобусы, трамваи и троллейбусы, стоимость проезда в   которых была равна 3000 рублей. Естественно, практически никто не стал   пользоваться услугами коммерческого транспорта. «Маршрутные такси» (такое   название получили как коммерческие автобусы, так и троллейбусы с трамваями)   ходили пустыми, а обычные «безшашечные» машины («шашки» — символ такси — были   нанесены на трафаретах коммерческих маршрутов) — набитыми под завязку. Известнен   случай, когда один из дачных автобусов был перевёрнут пенсионерами(!), не   сумевшими «по-хорошему» уговорить водителя вести их безвозмездно, т.е.   даром.


На коммерческую основу были переведены троллейбусный маршрут №6а, трамвайные   маршруты №9 и кольцевой. Это было начало их регресса, в конце концов приведшее к   закрытию этих маршрутов?. Автобусных маршрутов в режиме маршрутного такси было   создано намного больше, причём только часть этих маршрутов дублировала   соответствующие некоммерческие, остальные были новыми и иногда весьма неплохими.   Но жители города пользоваться этими «благами цивилизации» не захотели…


Пришлось властям города и транспортникам идти на уступки. Через некоторое   время коммерческие трамваи и троллейбусы с улиц Краснодара исчезли, стоимость   проезда в коммерческих автобусах снизилась до 1500 рублей, в обычном   транспорте — до 1000 рублей. Затем часть неприбыльных коммерческих маршрутов   была закрыта, а для увеличения доходов транспортные предприятия ввели уже   забытый пассажирами кондукторский метод сбора выручки.


Со временем надписи «Маршрутное такси» и «Стоимость проезда — 1500 рублей» на   маршрутоуказателях автобусов стали исчезать. Причиной этого стало распоряжение   городской администрации, в котором городские и пригородные маршруты автобусов   были разделены на три категории по стоимости проезда и предоставлению льгот. В   маршрутах I категории стоимость проезда была равна 1 рублю (до деноминации —   1000 руб.), льготы предоставлялись всем видам льготников (до 75% от общего числа   пассажиров). В маршрутах II категории предоставлялись только общефедеральные   льготы, стоимость проезда могла изменяться в зависимости от маршрута,   разрешались остановки по требованию. Маршруты III категории — это по определению   простые «маршрутки»: льгот нет, стоимость проезда зависит от маршрута, остановки   по требованию. Что интересно, тип автобусов ни для одной категории автобусов   регламентирован не был.


С 2006 года в Краснодаре было отменено деление автобусных маршрутов на   категории, фактически I и II категории маршрутов стали объединены. Несмотря на   это, и поныне отличить обычный автобус от маршрутного такси можно только по   стоимости проезда, либо зная перечень маршрутов и тех, и других. Специальные   обозначения и надписи на трафаретах, указывающие вид маршрута, в Краснодаре не   применяются. В основном на обычных автобусных маршрутах работают машины   большого, среднего и малого классов (ЛиАЗ-5256, ЛАЗ-695Н, ПАЗ-4230, ПАЗ-3205), в   качестве маршрутных такси выступают автобусы малого и особо малого класса   (ПАЗ-3205, ГАЗ-3240 «Газель»), но бывают и исключения.


Эксперимент №2

Итак, первый краснодарский эксперимент по созданию коммерческих маршрутов   электротранспорта оказался неудачным. Но, к сожалению, экономическая ситуация в   стране продолжала оставаться напряжённой и транспортникам приходилось искать всё   новые способы получения средств для существования.


Поэтому при открытии в конце 1998 года новой трамвайной линии по улице   Садовой был пущен не обычный трамвайный маршрут, а «скоростной трамвай».   Фактически, это был просто рекламный трюк, так как этот маршрут   (Производственное объединение «Радуга» — фабрика кожизделий) ни в коей мере не   был скоростным, разве что по сравнению с петербургскими трамваями. Отличие СТ от   других маршрутов заключалось в том, что в нём были ограничены льготы. Стоимость   проезда в СТ была такая же, как и в других трамвайных маршрутах.


На этот раз попытка перевода трамвая на коммерческие рельсы оказалась более   удачной. Летом 1999 года открывается второй коммерческий трамвайный маршрут под   номером 20 (диапазон 2* выделили специально для коммерческого   электротранспорта), затем маршрут СТ становится маршрутом №21. Начинают   появляться трамваи и троллейбусы в необычной раскраске — сочетании жёлтого и   зелёного цветов с логотипами ОАО «ГЭТ» спереди и сзади машины. Пока что они   ходят по обычным маршрутам, но вскоре они будут использоваться только на   коммерции.


В 2000 году происходит восстановление ранее закрытых троллейбусного и   трамвайного маршрутов. Троллейбусному маршруту №8 «Мединститут — Комсомольский   микрорайон» присваивается номер 20 и статус коммерческого, возобновляется   движение трамваев по маршруту «Хладокомбинат — посёлок Пашковский». Маршрут   также становится коммерческим и получает другой номер — №22. 9 мая 2000 года   открывается новый троллейбусный маршрут №21.


Летом 2000 года в ставшую налаживаться жизнь транспортников вмешалась   политика. Краевая энергетическая комиссия, находящаяся в подчинении краевых   властей, увеличила стоимость электроэнергии, потребляемой элетротранспортом.   Никакой экономической подполёки в данном случае не было, это было отражение   политической борьбы мэра города и губернатора края перед наступающими выборами.   Мэр Краснодара отменить решение КЭК не мог, губернатор не хотел. В итоге   страдали ни в чём не повинные работники ГЭТ и пассажиры.


Выхода у транспортников было два — либо повышать стоимость проезда, либо   часть «обычных» машин переводить в режим коммерции. Был выбран второй вариант.   Практически на всех маршрутах горэлектротранспорта появились коммерческие   машины?. Номера коммерческих маршрутов были аналогичны, к ним добавлялся лишь   индекс «а». При этом на коммерческих маршрутах появились и обычные машины, что,   впрочем, особо не разглашалось. Недовольство пассажиров быстро возросло, яркие   по раскраске машины ОАО «ГЭТ» называли «зелёными» и «попугаями» и ругали на чём   свет стоит.


12 октября 2000 года вышло постановление мэра г. Краснодара об упразднении   коммерческих маршрутов горэлектротранспорта. Так завершилась вторая попытка   сделать электротранспорт самоокупаемым. Но машины ОАО «ГЭТ» можно встретить на   улицах Краснодара до сих пор. Почему?


Открытое акционерное общество «ГЭТ»

ОАО «ГЭТ» было организовано в 1999 году на базе Краснодарского муниципального унитарного трамвайно-троллейбусного предприятия (КМУТТП). Часть работников   предприятия получили акции ОАО и стали акционерами общества. Подвижным составом   ОАО «ГЭТ» стали трамваи и троллейбусы, купленные у КМУТТП по остаточной   стоимости после их списания. На деньги общества они были восстановлены и пущены   на коммерческие маршруты.


После перевода всех коммерческих маршрутов в разряд муниципальных ОАО «ГЭТ»,   как ни странно, не распалось. На данный момент оно продолжает выполнять заказ   трамвайно-троллейбусного управления, предоставляя свои машины для предприятия.   Есть и своеобразное движение вперёд. В 2000 году из Москвы были получены три   старых троллейбуса, два из них были восстановлены на средства ОАО «ГЭТ». В 2001   году в Краснодар поступили старые трамваи КТМ-5 из Рязани и Ростова-на-Дону. Они   тоже были восстановлены и покрашены в фирменную окраску.


На данный момент трамваи и троллейбусы ОАО «ГЭТ» работают наравне с   электротранспортом МУП КТТУ и ничем, кроме окраски, не отличаются от своих   «собратьев». Акционерное общество, созданное на базе КТТУ, органично вписалось в   структуру муниципального предприятия, а принадлежащие ему транспортные средства   продолжают работать на благо краснодарцев.


____________________

  ?   Упомянутые трамвайные маршруты восстановлены в 2000-2001 гг.

  ? Заголовок   газеты «Краснодарские известия» от 12 июля 2000 года: «Сегодня на линию вышло   293 трамвая и троллейбуса. 219 из них, или 75 процентов от общего числа   выполняют муниципальные (льготные) перевозки. И лишь 74 трамвая и троллейбуса,   составляя 25 процентов от общего числа вышедших на линию, имеют ограничения по   льготам».









Яндекс.Метрика