Меню сайта

Молодежный театр: Былое и Думы

Молодежный театр: Былое и Думы



Но ведь уйти из семьи - не значит поссориться. Может быть, стоит отпустить выросшего ребенка в большую жизнь и помочь стать на ноги?

БЫЛОЕ

Молодежный театр 30 ноября  отметил юбилей. Двадцать лет назад  Станислав Гронский, актер Краснодарского  театра драмы, заслуженный артист России,  председатель Краснодарского отделения СТД России,  собрав  вокруг  себя несколько  энтузиастов,  воплотил в жизнь свою  давнюю мечту -  создать  в Краснодаре профессиональный Молодежный театр.  Молодые актеры,  которые  приняли  его  предложение,  были отчаянными ребятами (четверо из них  по сей день в труппе Молодежки -  Светлана Кухарь, Анатолий Дробязко,  Елена Дементьева,  Дмитрий Морщаков) -   потому  что  у театра, кроме  энтузиазма и планов, на тот  момент  не  было ничего – ни  сцены, ни  цехов, ни режиссера. С только  что  созданной  Молодежкой  с удовольствием  работали Николай Никольский,   Анатолий Тучков, Станислав Сальников, Геннадий Николаев. Я помню  эти  фантастические  годы,  когда спектакли шли на сцене  Дома офицеров или какого-нибудь Дворца культуры,  где в зале сидеть можно было только в пальто, гримерка была одна на всех,  а  сцену для репетиций можно было получить  только в перерывах между плановыми  мероприятиями дворца.

Трудно сказать, как долго продержались  бы актеры  в таких условиях, если  бы Молодежку не  взял  в семью Творческого объединения Премьера Леонард  Григорьевич  Гатов, светлая  ему память. Именно он  сумел  убедить  тогдашнего мэра Валерия Самойленко  не только отдать Молодежке практически  заброшенное в тот период  здание  бывшего  кинотеатра  Смена, но даже выделить общежитие для приглашенных в театр молодых актеров. В 1996 году  у театра появился свой  главный  режиссер -  Владимир Рогульченко. Вряд ли он,  выпускник режиссерского факультета ГИТИСа, ученик и последователь одного из самых самобытных режиссеров современного театра Анатолия Васильева,  тогда предполагал,  что на целых  16 (!)  лет станет  отцом  родным  для в большинстве  своем  совсем  еще неопытных  актеров.  

Теперь, вспоминая  те годы, понимаешь,  -  это  был  период счастья. Для всех: для актеров, для зрителей,  для главного  режиссера. Владимир  Рогульченко  поставил  в этом  театре  незабываемые спектакли -  Месяц в деревне, Атанде,  Убивец,  Сцены в доме Бессеменова и другие.
rogulchenko_vd.jpg


Прекрасной  школой для труппы театра  стала работа с известными  российскими режиссерами -  Гатов  умел уговорить их поработать в провинции (и  найти для этого деньги!). Свой след  в истории  театра оставили  Павел Хомский (Шиворот-навыворот, Тень),    Адольф Шапиро      (Гадкий утенок, Вестсайдская история), Михаил   Бычков (Над пропастью  во ржи, Кьоджинские перепалки),  Владимир Мирзоев (Портной), Юрий  Иоффе (Приключения  Красной  Шапочки).

Лариса Малеванная, народная артистка России (режиссер  спектаклей Куколка, Вечный муж): Я  ни  видела в этом  театре ни  одного  плохого  спектакля и ни  одного  плохого  артиста. Здесь очень профессиональная   труппа, в спектаклях которой всегда ощущается актерский ансамбль. Здесь не играют  спектаклей на потребу, а воспитывают  публику. И это – заслуга главного  режиссера. Это театр  молодых мастеров,  потому   мы их  и любим.

Краснодарский  Молодежный  театр ТО Премьера - один из немногих  театров  страны, основную часть репертуара которого составляет  классика.  И  вопреки  расхожему мнению о том, что  молодежи  классика неинтересна,  в этом  театре все  спектакли (я подчеркиваю: все, даже те,  что в афише не один год)  идут  при  аншлаге. И постоянные зрители  Молодежки знают: если  хочешь попасть на спектакль, позаботься  о билетах за месяц  до него.  Это ли  не мечта каждого  театра?

Надо  ли после всего  этого  объяснять, почему   все почитатели  Молодежки  так ждали  этот юбилейный  вечер?

ДУМЫ


... А вечер получился  странный и очень грустный. Артисты забывали слова  хрестоматийно известных стихов, в микрофоне  то и дело пропадал звук.  И  было так непривычно, что  поздравления  с юбилеем  принимал не  главный режиссер Владимир Рогульченко (он  уходит из театра), а  новый художественный руководитель - известный тележурналист и чиновник Сергей Кожанов (назначен в  мае 2011 года). И по  всему было видно, что не  все ладно  в этом  королевстве. Настолько не ладно,  что юбилейного  вечера  вовсе могло и не быть.  Не было   у артистов запала его  готовить. Зато  было  полное ощущение того,  что никому  этот  театр  не нужен.

Накануне юбилея, в начале сентября, артисты  Молодежки обратились  с письмом  к  руководителю  департамента культуры края Наталье Пугачевой,   начальнику  управления  культуры  города Татьяне Рубан,   художественному руководителю ТО Премьера Татьяне Гатовой и гендиректору  ТО Премьера Тине Лысовой. В письме, которое  оканчивается словами Помогите,  мы вам  верим, - крик души. На  что  жаловались?  

Техника в театре  устарела – вся:  и звук, и свет, и  передвижные модули зрительного  зала,  зданию давно нужен ремонт, но  нет денег даже на то,  чтобы заменить прохудившееся покрытие сцены. Зарплаты  низкие,   но главное -  нет новых  постановок. За последние 5  лет  в Молодежном театре было поставлено  всего 7 спектаклей, то есть даже полтора  в год не получается… А театру, чтобы нормально жить, нужно хотя бы  4 премьеры  в год.

Труппа   Молодежного  театра  повзрослела – и в прямом, и в переносном смысле слова,  у ребят появились  семьи, в которых, слава Богу, подрастают дети.  Понятно, что  на зарплату 9-12 тыс. рублей   семье не прожить… Ну разве не обидно, что даже базовая ставка артистов  театров  ТО Премьера - Молодежного  и Нового театра кукол почему-то ниже, чем у артистов  краевых театров?

Большинство артистов Молодежки подрабатывают везде,  где только можно - пополняют ряды  ведущих местных телекомпаний, режиссируют  праздники, ведут  торжественные  мероприятия, снимаются в кино, играют  в других театрах. Но не бегут  из Молодежного! Согласитесь, такая преданность профессии дорогого стоит.

Напомню, что на региональном фестивале Кубань театральная - 2010  эта труппа была названа столичными критиками  самой  профессиональной  и перспективной среди театров края (спектакль Куколка был назван лучшим спектаклем фестиваля и отмечен  за прекрасный актерский ансамбль). И такая труппа простаивает…

В ответ  на письмо  с артистами  встретились только руководители  Премьеры. Обещали  на будущий год  три новых спектакля. Руководители культуры города и края  с труппой не  повстречались. Может быть, подумали артисты,  отложили до юбилея? Ведь  к  круглой дате принято подводить итоги,  оценивать званиями заслуги,  дарить подарки, ремонтировать  и обновлять (как, например, филармонию и  краевой театр драмы).

И действительно,  заместитель начальника  управления культуры  Краснодара Ирина Скрябина, вручая грамоты и благодарственные письма,  озвучила цифру - 2,5 миллиона рублей уже  заложено в бюджете города на 2012 год  на постановку трех  спектаклей.

Но это, к сожалению, не решает  всех проблем. А как же  устаревшая техника, ремонт, заработная плата, наконец? Теперь в труппе нет еще и главного режиссера, а что это значит, мы хорошо  понимаем на примере краевого академического  театра драмы. Если к этому добавить, что  в  марте этого  года директору театра Вячеславу  Пинчуку, который  работал в Молодежке с 1995 года,  предложили уйти  на пенсию, а Владимир Гречко, который  назначен  на это место, - бывший заместитель директора историко-археологического  музея (то есть далек от театра), становится совсем грустно.

Выходит, в Молодежном  не осталось ни одного руководителя, сведущего в театральном деле.

Сегодня в стране, наконец, уделяется внимание  молодежной политике. Администрация края  выделяет средства на   строительство спортивных  сооружений, поддерживает команды КВН, уделяет  внимание досуговым  учреждениям для  молодежи. А разве этот театр  не играет важнейшей роли  в  воспитании подрастающего поколения?  Разве театры для детей и юношества – не часть этой молодежной политики?

Руководители, которые по идее могли бы ответить на эти вопросы, Наталья  Пугачева и Татьяна Рубан, на  юбилей не пришли. Наверное,  были более важные дела. А  вот народная артистка  России Лариса Малеванная, которая ставила здесь, все отложила  и приехала  аж из  Санкт-Петербурга. И   время нашла, и слова для поздравления.

Лариса Малеванная, народная артистка России: Если бы я была волшебницей, я бы дала вам все, что вы заслуживаете, - сегодня   человек десять  получили   бы звания,  театр получил бы современную звуковую и световую  аппаратуру, и, главное, новые постановки, в которых  каждый артист  мог бы показать  все, на что он  способен. Жаль,  что я не  волшебница… Но неужели в этом городе нет меценатов, которые могли бы помочь уникальному театру достойно  работать? Неужели нет людей, которые  понимают, насколько важно все, что делает  этот театр для молодежи  города?  Я желаю вам найти  таких  людей,  которые  могли  бы  вам  помочь.

malevannaia.jpg


Парадокс, но даже  если такие  люди найдутся, спонсорскую помощь театру не так просто оказать – у театра нет  своего  юридического  адреса,  он – часть Творческого объединения Премьера.

ТО Премьера - краевое  учреждение культуры, то есть коллективы объединения   финансируется из бюджета. Но не напрямую, а через общий  юридический адрес, так сказать, в общий котел. Туда же   попадет и спонсорская помощь… Именно этот общий котел,  возможность перераспределить средства тому коллективу, которому они  были нужнее, и позволил в критические для культуры  годы  выжить всем коллективам объединения.  И еще, конечно,  феноменальная способность Леонарда Гатова находить поддержку, в том числе материальную,   у самых разных людей, в самых разных  инстанциях.

Но жизнь изменилась. И сегодня  Премьере, похоже, не под силу  решить те системные  проблемы, которые накопились  в Молодежном театре. Вот даже  со званиями к юбилею не вышло. Краснодарское отделение СТД  уже в который раз выдвинуло четырех актеров Молодежного  театра на присвоение звания Заслуженный артист Кубани.  И документы были утверждены во всех инстанциях. Но звания так и не  были присуждены - знаете, почему? Премьера не предоставила требующиеся  по регламенту справки о выплаченных налогах...

Молодежный театр вырос, и, похоже,  чтобы развиваться дальше, ему пора отрываться  от семьи  ТО Премьера, получить собственный юридический адрес и учиться жить самостоятельно. Тем более что он  изначально был муниципальным. Такой театр  мог бы стать гордостью культуры города или края… Уже слышу возражения: а как же  знаменитые  грандиозные новогодние представления ТО Премьера и другие масштабные праздники, которые  держатся на артистах Молодежного театра?  А как будет жить Молодежка, если все производственные цеха в Премьере?

Но ведь уйти из семьи - не значит поссориться. Может быть, стоит отпустить выросшего ребенка в большую жизнь и помочь стать на ноги?  А поддержку  можно попытаться поискать   не только у спонсоров, но и у государства. Например, как это  сделали некоторые другие  учреждения  культуры края,  представив  обоснованные заявки на интересные проекты в  Федеральную целевую программу Культура России  или в одну из краевых  целевых программ. Нужно только, чтобы власти города или края были заинтересованы в том, чтобы  уже состоявшийся  Молодежный театр с профессиональной перспективной труппой развивался, а не исчез из культурного  пространства Кубани.


Наталья БРАЖНИКОВА.


Фоторепортаж с юбилейного вечера в Молодежном театре http://www.livekuban.ru/image/456330>смотрите здесь.








Яндекс.Метрика