Меню сайта

Праздник на Нижнеимеретинской: второго порта не будет

Вот и пришел на улицу Нижнеимеретинскую, что в Адлерском районе Сочи, праздник. Вообще-то он пришел не только туда, но сами подумайте:  откуда рядовому российскому налогоплательщику знать, что с высочайшего изволения властей из его кошелька не будет вытащено и подарено безвестному иностранному инвестору 8,5 млрд. рублей на разрушение сочинских пляжей в рамках подготовки к Олимпиаде - 2014?  

А вот жители Нижнеимеретинской и ее окрестностей знают об этом прекрасно, равно как и о весьма специфических отношениях зарубежного партнера с кубанскими чиновниками.  Ибо за минувший год, пока сочинцы вели борьбу за сохранность природы курорта, они успели пройти огонь, воду и камеру предварительного заключения.

В минувшую субботу премьер-министр Владимир Путин  в своей резиденции Ново-Огарево чехвостил чиновников, ответственных за подготовку Сочи к Олимпиаде-2014 -  первый раз со времени начала этой самой подготовки. Кроме того, что премьер возмутился практикой завышения стоимости строительства и назначил третьего президента «Олимпстроя» за два года,   из уст своего зама Дмитрия Козака,  он узнал, что определено 10 грузовых площадок для складирования и перевалки грузов, это дало возможность отказаться от строительства второго морского порта и сэкономить 8,5 млрд. рублей бюджетных средств.

Именно это -  рядовое, на первый взгляд, -  сообщение  стало настоящей сенсацией, затмившей даже отставку  руководителя госкорпорации . Проект, который весь последний год активно лоббировали кубанские власти и Олимпстрой, рухнул в одночасье вместе с запланированными, но неосвоенными миллиардами.

Стоит напомнить, что строительство в рамках подготовки к Олимпиаде сразу двух грузовых портов в Адлерском районе Сочи подавалось как единственная возможность обеспечить завоз нужного количества стройматериалов.  

Поначалу олимпийские начальники оценивали этот объем более чем в 100 млн тонн различных грузов. Как только начался кризис, эта цифра непостижимым образом усохла, и оказалось, что можно обойтись 68 миллионами. Но было уже поздно: строительство обоих портов началось.

Для возведения первого подобрали место близ устья реки Мзымта, всучив сию почетную миссию Олегу Дерипаске и его Базэлу. Олигарх  поморщился, но деваться было некуда.  Порт Псоу (таково официальное название второго порта) усадили по соседству - в устье одноименной реки, прямо на границе с Абхазией. Миллиардера из списка журнала Форбс, на него, однако, не нашлось, а потому решили, что строить объект надо за бюджетные деньги.

В Сочи никогда не было грузового порта, а тут вынь да положь сразу два. Да и место для обоих выбрано весьма характерное: зона естественных галечных пляжей Имеретинской низменности, лучших на всем протяжении Большого Сочи. Мало того, что сомнительные объекты грозили нарушить естественные процессы переноса гальки и самовосстановления пляжей, так еще и окончательно загнать в гроб курортный имидж черноморской жемчужины, и так уже подорванный дальше некуда.

И словно в назидание местным жителям и отдыхающим, работы по строительству второго порта начались в самый разгар курортного сезона  - в середине июля прошлого года. Начались, однако, почему-то совсем не в устье Псоу, а прямо на территории поселка бывшего совхоза Россия, куда однажды утром заехала строительная техника. Рабочие под командованием турецкой фирмы Колин Иншаат Туризм Санайи Ве Тиджарет Аноним Ширкети, прорвав оцепление возмущенных местных жителей, установили на берегу бетонный забор и разгромили совхозные теплицы.

Позже выяснилось, что все это олимпийское строительство было обычным самоуправством:  вместо разрешительных документов у строителей была на руках лишь схема поселка, на которой от руки кто-то нарисовал контур некоего участка... Самое смешное, что неоднократно приезжавшая на место происшествия милиция не задержала ни одного рабочего. Зато пару раз доставляла в отделение активистов из числа местных жителей - за препятствие движению автотранспорта.

Когда же  общественники -  Ассоциация инвесторов и предпринимателей Имеретинской низменности  - обратились в десяток различных инстанций, включая ФСБ,  с просьбой установить, почему от места своего прежнего расположения  порт Псоу отдрейфовал на несколько километров в сторону и оказался среди жилых домов, а также почему его возводят столь экстравагантными методами, выяснились пикантные подробности.

Оказалось, что новая прописка порта была утверждена Федеральным агентством по строительству и ЖКХ (Росстроем), согласована с администрацией Краснодарского края и Олимпстроем. Только вот на момент утверждения нового места расположения грузоперевалочного объекта, такого ведомства, как Росстрой, уже не существовало в природе. Президентским указом  № 724 от 12 мая 2008 года оно было ликвидировано.

Но через две недели, 28 мая,  за подписью некоего В. Бланка, назвавшегося и.о. руководителя  Росстроя, вышел приказ Об утверждении документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов - в числе прочего там есть пункт, утверждающий предложенную губернатором Кубани Александром Ткачевым схему размещение порта.

На основе этого  документа развивались все дальнейшие события, в частности, прошел  конкурс  по выбору частного инвестора на строительство и эксплуатацию наземной части порта. Таковым инвестором оказалась уже знакомая нам турецкая фирма, которая не откладывая дело в долгий ящик, не распыляясь на подготовку всяких там проектов, прохождение экологической экспертизы и общественных слушаний, сразу приступила к строительству.  

Дотошная  Ассоциация инвесторов и предпринимателей Имеретинской низменности раздобыла  инвестиционный договор  и, заглянув в него, узнала, что никакими инвестициями там не пахнет: все самые дорогостоящие работы, вроде дноуглубления, строительства причалов и гидротехнических сооружений, планировалось профинансировать из федерального бюджета. Счастливой же турецкой фирме только и оставалось, что построить склады и протянуть к ним железную дорогу – и, пожалуйста, занимайся сколько угодно перевалкой чего угодно, хоть турецких помидоров.

Как подобное беззаконие могло разрастись до таких масштабов, что Международному социально-экологическому союзу даже пришлось обратиться в Верховный суд с требованием вообще отменить постановление правительства РФ о строительстве в Сочи порта Псоу? На этот вопрос не смог ответить и сам Верховный суд, отказавший зеленым в исковых требованиях.

Но вот не прошло и месяца, и мы уже видим показательную порку нерадивых чиновников, которые сразу же изыскали возможность сэкономить 8 миллиардов рублей отечественных налогоплательщиков. Аплодисменты.

Смущает только, что  в условиях традиционно закулисной российской политики широкая публика так и не узнала, ради чего вообще заваривалась вся эта каша, если изначально было известно, что порт Псоу не сможет переваливать больше 5 млн. тонн грузов в год, и что с 2011 года (когда его планировалось запустить) до 2013 года (когда все олимпийские объекты должны быть построены), с его помощью не удастся отгрузить и седьмой части требуемого объема стройматериалов?  Впрочем, есть надежда, что ответ на этот вопрос  найдет прокуратура. Благо, с незаконной стройки теперь снята олимпийская индульгенция,  и ничто уже не мешает разобраться досконально и в липовых документах, и в мотивах каких угодно должностных лиц.

Ну, а пока на улице Нижнеимеретинской гуляют. Ее жители говорят, что, по крайней мере в этом году курортный сезон будет спасен. Ведь в отличие от заморских инвесторов и любовно опекающих их чиновников, другого источника доходов у них попросту нет.

Дмитрий Шевченко








Яндекс.Метрика