Меню сайта

Анна Червякова: Ночь музеев - скучно, грустно

Анна Червякова: Ночь музеев - скучно, грустно



Ключевым событием минувшей Ночи музеев в краевом центре стало отсутствие на ней краснодарского искусства. Ни современных, ни советских художников, вообще никаких. Что же нам показали?

За современное искусство в программе отвечали остро интересные краснодарцам, нашумевшие привозные выставки Марата Гельмана в музее Коваленко (Danger! Museum. Осторожно! Музей. Владимир Дубоссарский и Александр Виноградов) и в краевом выставочном зале (проект ICONS). При этом очередь в выставочный зал в прошлые годы, когда там были представлены работы местных авторов, была длиннее, чем в этом году на ICONS. С одной стороны, причины в том, что трехмерное искусство дольше смотрят, чем двухмерное, плюс наши кураторы делали, честно сказать, жутко плотную развеску и расставку работ. Ну и все это тормозило людей в залах. Но есть и внутренняя причина: свои авторы были интереснее.

На ICONS мелькнули с одной фотографией имена краснодарцев Виктора Хмеля и Елены Суховеевой. А ведь Марат Гельман готовил и выставку Лес, собранную полностью из работ краснодарцев - Валерия Казаса и Владимира Мигачева. Но ее не открыли. Официальных объяснений по этому поводу не последовало.

Не останавливаясь на текущих экспозициях музеев, которые можно посмотреть в любой рабочий день, но которые по традиции собрали очереди желающих, упомяну выставку, прошедшую вне официальной программы: на углу улиц Красной и Длинной на заборе из металлопрофиля москвич, член арт-группы Война Алексей Кнедляковский развесил фотоработы Олега Кулика. Олег Кулик - культовый столичный автор, прославившийся в 90-х годах перфомансом Человек-собака. Представленный в Краснодаре проект Русское он создал еще 13 лет назад. Полиции и провокаторов на стихийном вернисаже не было, зрители любопытствовали.

Немного креатива предложили и в мастерской КИСИ (Краснодарский институт современного искусства) на Зиповской, 5. Там для добравшихся помощница Марата Гельмана Дарья Фейгина показывала артхаусное кино (междукинособойчик, как она назвала это событие).

Ну а на Красной тысячам горожан выдали ужин из казачьих ансамблей, казачьей кавалерии, фонограммных песен, молодежных танцев и рекламных акций. Перед филармонией пели Не жалею, не зову, не плачу.... Богатая вышивка золотом на костюмах музыкантов эстрадно-симфонического оркестра этого заведения делала их похожими на испанских матадоров. Сквер Жукова и площадка перед музтеатром громыхали, вокруг фонтана гуляли работники музея Фелицына, которые должны были с 18.00 до 22.00 фотографироваться с публикой в жарких костюмах эпохи Наполеона (а также всяких других эпох, что несколько не вязалось с выбранной темой войны 1812 года).

Ложки, матрешки, бисер - торговлю сувенирами в нынешнем году переселили с площадки перед выставочным залом в сквер Жукова, наверное, подальше от выставки Марата Гельмана.

Кукольный театр показал на улице сказку, а потом на этой площадке начал работать мим, но это был тот же мим, что и на прошлой Ночи, и с тем же номером.

Перед музеем Коваленко студенты худграфа с детской старательностью скопировали на асфальт портреты Кутузова и Багратиона - отличное доказательство того, что в Краснодаре худо с художниками. (Но ведь это не так.)

На Пушкинской площади обошлось без эстрады, это не огорчило: что мы могли там услышать?

Вспоминаю, какой была Ночь музеев вначале, когда на нее не выделяли бюджетных денег, но длилась она до 3.00, то есть на два часа дольше, чем сейчас. Художники делали в музее длинный светящийся лабиринт с объектами, бросали на огромное белое полотно тень от памятника Пушкину, создавали сфинкса из ящиков перед выставочным залом. В зале были инсталляции и интерактивные перфомансы, на улице играл симфонический оркестр, на стене музея крутили кино. Карнавал устраивала публика, а не работники музея, люди танцевали, показывали фаер-шоу, надевали авторские костюмы, поэты читали стихи.

Особенностью и главной точкой притяжения Ночи музеев в Краснодаре была выдача креатива от своих художников для своей публики. Где это все? Сейчас она съехала в овраг рядового празднично-обывательского действа, устроенного официальными органами по заезженной схеме.

Ночь музеев, работавшая несколько лет вернисажем краснодарских авторов (пусть и показывая зачастую развлекательные, сделанные на коленке работы), создавала, как сейчас стало понятно, важное для городского сообщества чувство своей актуальности. Неожиданно музеи перестали принимать на своей территории современное искусство города. Чего ждать от этой ситуации?

Анна ЧЕРВЯКОВА, ИА Живая Кубань

Фоторепортаж с Ночи музеев в Краснодаре можно посмотреть http://www.livekuban.ru/image/472460>здесь.








Яндекс.Метрика