Меню сайта

Пена дней. Волшебный сюрреализм Гондри

Пена дней. Волшебный сюрреализм Гондри



Фантастический мир Пены дней Бориса Виана вылился на зрителя водопадом сюрреализма, который воссоздал в новой киноленте французский режиссер Мишель Гондри.

Писатель Борис Виан умер на премьере фильма по его книге Я приду плюнуть на ваши могилы от сердечной недостаточности. Видимо, зная об этом, французский режиссер Мишель Гондри попытался максимально приблизить фильм к содержанию книги, выжав ее на все 100%.

Начну с сюжета, он классический. Богатый молодой красавец Колен (Ромен Дюрис) живет в большой квартире на бульваре Луи Армстронга с обаятельным поваром Николя (Омар Си) и мышонком. У главного героя всегда хорошее настроение, он ходит на каток, вечеринки и ведет праздный образ жизни. В один момент герой решает влюбиться, и ему попадается нежная и прекрасная Хлоя (Одри Тоту). Герои влюбляются. Дальше - свадьба и путешествие. Хлоя заболевает (вероятно, раком или туберкулезом). В груди у нее начинает расти водяная лилия, доктор (Мишель Гондри) пытается помочь, но все тщетно. Хлоя угасает. Красочная квартира сжимается, обрастает паутиной и пылью и превращается в пещеру. Яркие краски переходят в черно-белый монохром...

Параллельно зритель наблюдает за линией их друзей, парочки Ализы (Айса Майга) и Шика (Гад Эльмалех). Шик помешан на модном писателе Жане-Соле Партре, тут имеется ввиду повальное увлечение послевоенной молодежью философией Жана-Поля Сартра. Он с сумасшедшим рвением покупает все, что выпускает Партр, делает из его книг наркотик, который поддерживает его духовность. Из скромного молодого человека Шик превращается в безумного асоциального наркомана. Ализа пытается спасти возлюбленного, она вырывает сердце писателю. Но попытки тщетны... Сюжет перерастает в экзистенциальный абсурд.

kinopoisk.ru-l_27_26_23233_3bcume-des-jours-2189295.jpg
Фото с сайта http://www.kinopoisk.ru/>kinopoisk.ru

История может показаться обычной, но все не так просто. Повествование обретает невероятный сюрреалистический характер. Волшебник слова Борис Виан изображает мрачное взросление молодого человека, который не может справиться с действительностью, чудная романтическая история оборачивается трагедией для всех героев. Фантазийные образы Виана дополняет воображение Гондри.

По книге, Колен размышляет о том, что труд - это то, что порабощает человека и делает его безликим. С болезнью Хлои и нуждой в деньгах на цветы, ему приходится идти и работать. Система высмеивает его, он отчаянно идет выращивать ружья с помощью своего тела. Винтовки высасывают его жизненные соки. Но человек должен быть бездушным и бесчувственным для такой работы, Колен не такой, поэтому у него получаются кривые стволы. Здесь Гондри повествование сократил - у Виана на месте ружей также вырастают цветы (отсылка к антивоенным 60-м годам XX века).

Критики уже успели обвинить Гондри в излишней бутафории и наличии большого количества деталей, отвлекающих и утомляющих. Посмею совершенно с голосами критиков не согласиться: читая книгу Виана, я постоянно спотыкалась о массу деталей, которые увлекали и заставляли воображение работать как машину.

kinopoisk.ru-l_27_26_23233_3bcume-des-jours-1902471.jpg
Фото с сайта kinopoisk.ru

Гондри оживляет все приспособления, придавая им игрушечный ретро-футуристический характер. Машина для пианококтейля, бегущие ботинки, сшитая еда, шеф-повар в холодильнике и телевизоре, помогающий готовить, угорь из водопроводной трубы, прозрачная машина с функцией радуги, облако на кране, позитивный мышонок с человеческим лицом, который катается по дому на велосипеде и машинке, убегающий дверной звонок и еще масса некомпьютерных, фееричных штуковин - на смену им приходят угнетающие образы. Это бешеные кролики, пожирающие железные морковки, увядающие цветы, винтовки из человеческих тел, кровавое месиво на катке и главная виновница трагедии - водяная лилия в теле Хлои. Вещи меняются, а человек нет - несколько раз повторяется фраза в конце. Совершенно сумасшедшее звучание картине придают все эти механизмы, они сделаны руками, с любовью и детским воображением Гондри.

Зритель будто попадает внутрь двойной фантазии авторов с массами символов и смыслов, интеллектуальных образов. Гондри, подобно Бунюэлю, плескал в лицо зрителя кислотой сюрреализма. Как у Беккета, между героями возникали абсурдные ситуации. В картине чувствуется влияние экзистенциальных идей угнетающего мира. И, конечно, на ум приходит Улисс Джойса с его перескакивающими запутанными метафорами. Фантазийные картины на фоне бездыханного, безжизненного и жесткого мира помогали прочувствовать трагизм ситуации героев, не отвлекали, а завлекали.

kinopoisk.ru-l_27_26_23233_3bcume-des-jours-1963451.jpg
Фото с сайта kinopoisk.ru

Актеры впивались в свои роли. Не так много режиссеров, которые могут сделать такое предложение. Видно, с какой осторожностью и любовью каждый играет своего героя. Обычно артисты говорят о таких фильмах, как о творческом отдыхе, которому они отдают намного больше сил, нежели кассовым блокбастерам.

Амели Одри Тоту с грустными глазами, постаревшая, но не утратившая шарм прекрасная шатенка упивается ролью, смакуя каждый момент. Ромен Дюрис будто соскочил со страницы Виана. Омар Си в роли Николя - красавец, слуга с прекрасными манерами, настоящий джентльмен. Как же он хорош! Красавица Айса Майга как Элла Фицджеральд перебирает ноты своего образа. И Гад Эльмалех также прекрасен в своей роли фанатика-наркомана. Все герои - в точку, такие красивые и такие трагичные с первых нот фильма. Замечу, что сам Гондри играет доброго доктора.

kinopoisk.ru-l_27_26_23233_3bcume-des-jours-2189292.jpg
Фото с сайта kinopoisk.ru

Фильм наполнен тонкими джазовыми мотивами Дюка Эллингтона, Эллы Фицджеральд, музыки Нового Орлеана.

Режиссер Мишель Гондри - недооцененный художник. Он известен своими невероятно сюрреалистическими и трогательными клипами для Radiohead, Bjork, Daft Punk, Вeck, The Chemical Brothers, Massive Attack. В его стиле сочетаются физиология и сказка, театральные композиции и драма. Пройдемся по его фильмографии. Фильм Звериная натура изучал человеческие и животные инстинкты и иронично говорил о том, что мы недалеко ушли от своей природы. Фильм с трагическим Джимом Керри и Кейт Уинслетт Вечное сияние чистого разума - культовое кино нулевых, одна из самых красивых, небанальных историй трагической любви. А вспомним миниатюру из фильма Токио - о девушке, которая стала стулом, и это ее устраивало! Фильм Перемотка для многих стал культовым, благодаря, опять же, массе бутафории и отсутствию спецэффектов. Зеленый Шершень стал достаточно позитивной иронией над всеми супергеройскими фильмами - и критики сказали: Ужас, отведя от фильма аудиторию. Самым близким к Пене дней стал фильм Наука сна с безумно красивыми и инфантильными героями Гаэля Гарсиа Берналя и Шарлоты Генсбур, говорящих на разных языках.

По словам Гондри, мир Виана было создать очень сложно, картинки складывались по частям из неконтролируемого хаоса. И при том Гондри не упустил главную идею фильма о том, что человек создан для удовольствия, что инфантильный человек, сталкиваясь с реальностью, терпит поражение, как бы не старался он барахтаться. Сделай же что-нибудь, - кричит Хлоя в агонии, Колен не справляется.

Церкви от Виана и Гондри достается - священнослужители все делают ради денег, они превращают свадебную церемонию в сумасшедшую феерию, а после смерти Хлои выталкивают ее гроб через окно.

Есть только две вещи: это всякого рода любовные дела с прелестными девушками и музыка Нового Орлеана или Дюка Эллингтона. Остальное должно исчезнуть, ибо остальное уродливо, - говорит Виан в начале книги.

kinopoisk.ru-l_27_26_23233_3bcume-des-jours-1963442.jpg
Фото с сайта kinopoisk.ru

Написать о картине объективно невозможно. Из мира Мишеля Гондри не хочется уходить. К сожалению, возможно лишь пересматривать фильм и наслаждаться деталями. Какие тут могут быть выводы? Жизнь бренна, наслаждайтесь и цените то, что есть.

Этот фильм не для любителей блокбастеров, сопливых мелодрам и глупых комедий - пусть они не обманываются не вполне удачным трейлером, который им покажется забавным. Он для тех, кто ценит интеллектуальные отсылки, постмодернистские трюки и разного вида визуальные эффекты (не спецэффекты!) - добро пожаловать в мир Гондри, в который он пускает не только избранных.

Божена СТЁЖКИНА, ИА Живая Кубань








Яндекс.Метрика