Меню сайта

Депутат ЗСК Валерий Науменко: Мы стимулируем модернизацию в энергетике

Депутат ЗСК Валерий Науменко: Мы стимулируем модернизацию в энергетике



Важно не просто заменять оборудование более новым, а модернизировать в целом систему: менять схемы энергоснабжения с тем, чтобы оптимизировать нагрузки, соответственно, на разных участках, внедрять автоматизированные системы не только в учете энергии, но и в управлении режимами работы сетей.

Электроэнергетика — это кровеносная система любой экономики, обеспечивающая ее устойчивое развитие. В нашем регионе сегодня ведется подготовка сразу к нескольким проектам мирового масштаба, поэтому качественное и бесперебойное функционирование энергетической системы имеет первостепенное значение. Но, пожалуй, самое важное – это обеспечение быта каждого человека, каждой кубанской семьи. Каковы перспективы развития кубанской электроэнергетики? Насколько эффективно идет внедрение инноваций в отрасль, борьба с потерями и ростом тарифов? На эти вопросы мы попросили ответить председателя комитета Законодательного собрания по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи В. А. Науменко.

Валерий Алексеевич, край сегодня динамично развивается. Идет массовое жилищное и промышленное строительство, развивается курортно-рекреационная сфера, в ближайшие годы на Кубани пройдут мероприятия мирового значения, которые будут требовать серьезной модернизации всех видов инфраструктуры: Олимпиада, Формула-1 и чемпионат мира по футболу. Их проведение дает мощный толчок региону к дальнейшему развитию. В целом растет энерговооруженность населения. В курортный сезон потребляемая нагрузка в крае практически удваивается. Система энергетики готова к этому?

Вопрос, что называется, в точку. Существенной проблемой является то, что регион в целом энергодефицитен, только 40 процентов необходимой мощности производится в крае. Поэтому очень большое значение имеет проблема развития сетей, в этом смысле сегодня наша энергосистема работает, можно сказать, на пределе. Мы имеем очень высокий процент изношенных сетей, схемы их функционирования морально и технически устарели. Достаточно много бесхозных сетей. По этим и ряду других причин мы имеем достаточно высокие потери. Все это, разумеется, отражается и на тарифах. С другой стороны, как вы правильно заметили, растет энергопотребление в регионе. Плановый рост потребления электроэнергии в связи с олимпийской стройкой, ростом промышленного производства, развитием сельхозпроизводства и переработки находится сегодня на уровне в среднем 5,5 процента в год.

Уже сейчас, особенно в сельских районах края, жители жалуются на низкое качество энергоснабжения (низкое напряжение в сети). Это происходит оттого, что отрасль не успевает осуществлять перевооружение с темпами, которые диктует развитие экономики. Поэтому эти вопросы комитет сегодня считает приоритетными. Мы их ставим и последовательно решаем.

Единственное верное решение проблемы — нужно не только развивать сети, но и внедрять инновационные механизмы оптимизации их структуры и технических параметров функционирования, бороться за повышение качества энергоснабжения, в первую очередь населения. Заменить все и сразу, конечно, не получается. Надо определить болевые точки отрасли, комплексно смотреть на развитие и начинать с узловых объектов: центров питания, трансформаторных подстанций, усовершенствовать схемы доставки и пр.

То есть нужно модернизировать оборудование?


Да, но не только. Причины потерь следует искать также в структуре схем электроснабжения, режиме их эксплуатации. Важно не просто заменять оборудование более новым, а модернизировать в целом систему: менять схемы энергоснабжения с тем, чтобы оптимизировать нагрузки соответственно на разных участках, внедрять автоматизированные системы не только в учете энергии, но и в управлении режимами работы сетей. Сегодня важны не только способность системы учитывать, но и анализировать потери и нагрузки, чтобы иметь точную информацию, на каком этапе они возникают, в каком конкретно трансформаторе, в какой линии и иметь возможность оперативно вмешаться в ситуацию, предотвратив возможную аварию.

Чтобы активизировать эти процессы, в 2006 году постановлением ЗСК была принята схема, стимулирующая постепенную модернизацию путем внедрения инноваций при контроле со стороны государства.

В соответствии с нашим постановлением, в тарифах на электрическую и тепловую энергию учитываются инвестиционные и инновационные затраты организаций энергоснабжения на развитие инфраструктуры электросетей среднего и низкого напряжения в соответствии с программами сокращения расходов, замена приборов учета, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, согласованных с Региональной энергетической комиссией.

Кроме того, средства в размере 85 процентов от арендной платы за использование объектов, находящихся в собственности края или муниципалитетов, включаемой в тарифы на электроэнергию, возвращаются энергетикам в виде целевых бюджетных средств соответствующего уровня и направляются целевым назначением на модернизацию арендуемого имущества через выполнение согласованных с органами власти инвестиционных программ.

И насколько эта схема в крае распространена?


ОАО НЭСК по ней работает с 2006 года. На основе системного анализа разработаны мероприятия по модернизации в Новокубанске, Горячем Ключе, Тихорецке, Белореченске, Приморско-Ахтарске, Туапсе, которые лежат в основе инвестиционной программы компании. Сейчас эти работы ведутся в Краснодаре. Есть и более мелкие компании, например, в станице Каневской. Там группа молодых ребят под руководством депутата местного Совета Виктора Герасименко организовала предприятие по передаче электрической энергии. Сегодня активно ведется замена аварийных линий и подстанций, совершенствование системы учета энергии. Выполнение этих, в общем-то, несложных организационных и технических мероприятий позволили по итогу январь-апрель 2011 г. выйти на существенное снижение потерь и повышение качества электроснабжения.

А разве это позволяет снизить тарифы? Ведь в них же все равно закладываются расходы на внедрение инноваций.

Модернизация системы существенно сдерживает рост тарифов. Объясняю, почему. Возьмем для примера передающие сети. При передаче энергии по изношенным сетям коммерческие и технологические потери достигают 40—50 процентов. А ведь все это закладывается в тариф. Внедрение современных схем энергоснабжения, автоматизированных систем учета позволяет свести технологические потери (неизбежные при передаче) до минимума (7—10 процентов), а коммерческие (безучетное потребление, хищения) свести к нулю. Да, возможно, сразу тарифы снизить и не удается, но деньги потребителей уже сегодня идут на модернизацию и в ближайшем будущем дадут самый ощутимый эффект.

Кстати, тарифы для субъектов, работающих по схеме, утвержденной вышеназванным постановлением ЗСК, контролируются очень жестко. Разработанные энергокомпаниями инвестиционные программы утверждает региональная энергетическая комиссия.

Получается, в производимых инвестициях в инновации заинтересованы и сами компании, и край с муниципалитетами как собственники сетей, и сами потребители как плательщики по тарифу. Так?

Да, но есть еще одно важное направление, которым нельзя пренебрегать и которому наш комитет придает большое значение, — это проведение малозатратных адресных мероприятий. Ведь порой элементарное изменение схемы энергоснабжения может существенно изменить соотношение нагрузок в сетях, ликвидировать потери. Снижение технологических потерь даже в небольшом процентном выражении дает существенный совокупный экономический эффект, делающий экономически привлекательным проведение и внедрение инноваций в этом направлении.

В этой связи нельзя не задать вопрос об исполнении на территории края законодательства об энергосбережении и энергоэффективности. У нас есть подвижки в этом вопросе?

Этот вопрос рассматривался на планерном совещании в ЗСК буквально на минувшей неделе. Картина такая: на сегодняшний день Кубань по отношению к другим регионам юга России по показателю энергоемкости валового регионального продукта имеет средние показатели. Нормативная база для реализации этих задач достаточна. Это федеральный и краевой законы об энергосбережении, ряд необходимых подзаконных актов, краевая целевая программа Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Краснодарского края на период с 2011 по 2020 год. Теперь все это необходимо выполнять, активнее внедрять энергосберегающие технологии в практику — темпы внедрения пока не очень высоки. Но мы работаем над тем, чтобы ускорить этот процесс.

По поручению председателя ЗСК, руководителя фракции партии Единая Россия Владимира Андреевича Бекетова за последние годы мы во многих школах поменяли оконные блоки, чем существенно помогли решению вопроса энергосбережения. Но в этих школах нет тепловых счетчиков. Сейчас необходимо оснастить эти школы, другие государственные и муниципальные учреждения приборами учета. Необходимо также осуществить модернизацию схемы и объектов теплоснабжения этих учреждений там, где возможно, осуществить переход на газ, повысить коэффициент полезного действия котельных, разукрупнить их. Отсюда пойдет экономия и можно будет перейти к решению дальнейших задач.

Пресс-служба ЗСК.








Яндекс.Метрика