Меню сайта

Художник и педагог Светлана Демкина: Нашему зрителю искусство неинтересно

Художник и педагог Светлана Демкина: Нашему зрителю искусство неинтересно



В Краснодаре  у искусства мало  зрителей. У нас мало музеев,  всего один выставочный зал. В любом  небольшом европейском городке обычно несколько музеев, 5-6  выставочных  залов и  галерей. Там  другая художественная  среда.

В этом году  Художественно-промышленной  академии КГУКИ  исполнилось  15 лет. Академия отметила это  событие большой экспозицией  лучших студенческих работ  в краевом выставочном  зале. Директора  ХПА  КГУКИ  Светлану Демкину  в эти  дни можно было найти именно  в зале, где  Светлана Николаевна  из лучших  отбирала самые  лучшие работы  и  вместе  со  студентами  упаковывала  их  для отправки  в  Москву.

Неужели ребята  не справятся без вас?

Не справятся (улыбается), у них пока нет такого  опыта, как у меня, хочется ведь, чтобы работы не пострадали  в дороге, а  я в этом  профи – сотни раз приходилось упаковывать для разных выставок и картины, и свою керамику.


То есть вы всегда живете по принципу Если не я, то  кто же?..


Наверное. Жизнь  так устроена,  что  если хочешь,  чтобы дело было сделано, надо самому  сделать все, что  можешь. Полы или  стены  красить (как  во  время строительства здания академии), окна мыть  или  мебель расставлять – не важно.  Не теряй  времени, делай. Глядишь, к тебе присоединятся другие...

И где будут  показаны эти студенческие работы?

В Москве и в Ростове-на-Дону. В  Москве – в залах Московского государственного художественно-промышленного университета им. Строганова. Это очень  ответственная для нас выставка. Нас  пригласили принять  участие в мероприятиях, посвященных 185-летию этого  старейшего  художественного  вуза  России.

Волнуюсь,  конечно, это  ведь мой родной вуз (Демкина окончила Строгановку с  красным  дипломом. - Прим. автора). Именно  Строгановка предоставила нам образовательные программы,  многие преподаватели  помогали нам, особенно на этапе лицензирования.  Это наш  отчет за 15 лет  работы.

Как  вы  оцениваете  свои  достижения?

Мечту удалось реализовать не полностью, мечта для города была  амбициозная  – создать в Краснодаре   Южно-российскую академию художеств. Но таковая год назад открылась в Ростове.

Художественно-промышленная   академия  КГУКИ поменьше, но к нам едут учиться  не только  со всего  Юга России, но и из бывших  республик  СССР.  Мы  построили свое здание, у нас есть общежитие,  достраиваем  мастерские института – все эти годы наши  студенты  работали  в персональных  мастерских своих учителей -  известных  художников  Краснодара. Насколько  мы востребованы, говорит конкурс – 7-10 человек на место. Даже в этом году,  когда в стране  демографическая дыра, у нас был конкурс 2-3 человека  на  место.

Мы встали  на ноги, занимаясь по программам строгановской школы. И сейчас  у нас уже формируются традиции  своей, южно-российской  школы  дизайна.

Но главное достижение – это   студенты и выпускники  академии. Из 500 выпускников около 50 – лауреаты и  победители  престижных  фестивалей и конкурсов, в том числе международных. Их  приглашают   к  участию в   биеннале, выставках,  молодежных проектах в Москве и  Санкт-Петербурге, в Лондоне, Кельне, Брюсселе, их  работы попадают  в каталоги.  А это  независимая оценка профессионалов, не так ли?  Несколько наших  лучших учеников   уже преподают в родном вузе.

Говорят,  это была ваша  идея - создать в Краснодаре  новый художественный вуз?

Нет, идею высказал тогдашний ректор Строгановки Александр Сергеевич Квасов. Когда  я  пыталась в очередной раз замолвить  словечко за талантливых ребят  с Кубани, которые мечтали  стать художниками, он сказал: Сколько  можно! Почему  бы вам  не  создать  свою  школу дизайна? Так  что я только  озвучила  своим коллегам  его  идею. Ее поддержали краснодарские художники. Но ничего бы у нас не вышло, если бы не помощь многих людей и, прежде всего, КГУКИ, города и края.

В то время вы  уже были  заслуженным  художником России, у  вас было  имя,  заказы, и вы не были педагогом. Зачем нужна была эта головная боль?

У  каждого художника наступает момент, когда  он должен стать педагогом. Ты копишь  в себе знания, копишь - все! - копилка полна, пора делиться, иначе новые будет некуда складывать. Двигаться вперед,  вбирать  в себя  что-то новое можно только отдавая.  Поэтому у художника рано или  поздно появляются  ученики. Детей талантливых много, а фундаментального художественного  вуза  на всем  Юге России  не было.  

Очень хотелось,  чтобы он  в Краснодаре был. Тем более  что для его создания   у нас было главное -  кадры,   выпускники   четырех старейших  художественных  вузов России, которые, собственно,  заложили и развивают традиции  русского  искусства. Без носителей этих  традиций школы не  создашь. А нам нужна была своя школа, и именно школа дизайна.

Почему именно дизайна?

Польза, функция, красота. Это равнозначные характеристики каждой  вещи, не важно,  что это -  кастрюля,  унитаз или  блоки для строительства дома. Только туалетную бумагу  используют один раз, а любые вещи  окружают  нас годами, и формируют  ту  среду, в которой мы живем. Произведения искусства украшают нашу жизнь, но в большей  степени  на человека, его настроение и вкус влияет дизайн обычных  вещей, которые его  окружают.

Дома, например, они ведь будут стоять  десятилетиями, а то и веками. Так  почему же они  у нас такие одинаковые и некрасивые?

Говорят, красиво  строить дорого…


Дорого  и красиво – это не синонимы, может быть дорого и некрасиво, и наоборот. Впрочем, и край у нас не бедный. Хочется,  чтобы архитектура радовала, удивляли  стильные витрины магазинов,  притягивали  уютом  кафе, а  родные  улочки  хранили  прелесть  чудом  дошедшего  до нас  ремесла старых мастеров...  Мы восхищаемся  Италией, тем, как итальянцы  сберегли все то,  что создали их предки на протяжении веков. Весь мир  ездит в Италию восхищаться. Но  они  не  просто сберегли, но блестяще развивают  свои  художественные  традиции во  всем,  в том числе в  дизайне  каждодневных вещей. Мы стараемся, чтобы все наши студенты побывали именно в Италии на практике. Впрочем, не только итальянцы, многие народы  берегут  свою  старину.

А  мы? Чем мы дорожим, чем гордимся? Мы не ценим, не знаем своей культуры. Живем, не задумываясь о том, что оставляем  своим потомкам…

Способны ли вы, академия влиять на уровень художественной  среды города?

Способны, конечно, но  пока очень мало. Мы выпустили  за  эти  годы около  500 выпускников. Для нашего  города  это очень мало. Сегодня   практически  во всех дизайнерских  агентствах  Краснодара  работают  наши  ребята.  Но нужно, чтобы  на каждом  предприятии был дизайнер,  и не  один.  Что бы ни выпускало предприятие,  рекламный  плакат,  утюг  или  целый дом, каждый  работник должен понимать: польза,  функция,  красота – это единство  обязательно. Об эстетической  стороне  каждой вещи заботились еще в Древнем Египте. А мы сегодня?

К сожалению, город  мало использует  потенциал академии.  Мы специально в качестве заданий даем  нашим студентам разрабатывать проекты  реконструкции наших  улиц или  дизайн  конкретных  уголков города.  Например, варианты реконструкции улицы Красной мы разработали еще 4 года назад.

Самые талантливые ваши выпускники  уезжают  в столицу… Почему?


Уезжают. Им хочется развиваться. Современный дизайн у нас не востребован. В Краснодаре  у искусства мало  зрителей. У нас мало музеев,  всего один выставочный зал. Скажем,  в любом  небольшом европейском городке обычно несколько музеев, 5-6  выставочных  залов и  галерей.  Там  другая художественная  среда. Почему? Не знаю. Искусство  в мире  развивается  стремительно, и движение  в  понимании искусства  в мире тоже  идет быстро. Нашему  зрителю не очень интересно  искусство,  у него другие  заботы.  Такая  ситуация  не только в Краснодаре,  так обстоит дело  во многих областях нашей страны.

Как изменить ситуацию, чтобы искусство стало частью нашей жизни, чтобы в конечном итоге  об эстетике вещей заботились так же, как об их  функциональности?


Нашей среде не  хватает фестивалей,  конкурсов, выставок. Молодежь  надо  занимать. Нужны  всевозможные проекты, акции, выставочные площадки. Нужны люди, которым интересны  новые  идеи, и, конечно, деньги, чтобы их воплотить. Надо  больше   конкурсов, всяких  и разных - по  скульптуре,  дизайну,   живописи,  графике. Надо будоражить  среду, провоцировать, если хотите. Раньше мы (академия) делали это через свои  акции,   фестивали, сейчас у нас для этого просто нет средств.

Вы делали гобелены,  занимались керамикой,   у вас  есть  малые скульптурные формы, графика, живопись. Почему такой  разброс?

Хочется. Мне  все хочется попробовать. Надо не бояться экспериментировать, смешивать  техники и жанры, искать.

А что  дает вам уверенность,  что  у вас все получится?

Не знаю. Знаю только, что раз взялась, значит,  получится.  Всевышний, думаю, направляет. Думаю,  эту уверенность надо в ребенке поддерживать. Наверное, это  воспитывается   в семье.   Мне очень мама помогла. Папа  рано умер, а мама  многие годы была рядом  со мной.

Значит,  уверенность в собственных силах  воспитывается, прежде всего,  на чувстве ответственности?

Я  думаю, да,  ведь  когда человек отвечает  за свое дело, он и сделает все, что в его силах. Чтобы  дело  это получилось, найдет все,  что нужно, будет учиться, искать пути и  возможности – и  сделает. Вот и  весь секрет  уверенности в себе.   От  себя оторви, но  дело заверши. Так и бывает – недоспал, недоел, денег не  получил… но сделал.
Когда  мы  только создавали вуз, так и работали - многие преподаватели работали почти бесплатно,  классов нам не  хватало, работали  в своих творческих  мастерских, но каждый чувствовал эту ответственность,  и  все получилось. На открытие  ушло меньше года… сегодня это  кажется невероятным. Это  получилось так быстро, потому что очень  многие  люди  нам помогали.  

Очень часто люди, к сожалению,  не хотят вот так видеть общее дело и жертвовать ради чего-то интересного, думают только о себе. Грустно это. Однобоки они.

Вы  обижаетесь на людей?

Нет. Говорят же, на обиженных воду возят. Ну не поняли друг друга. Ладно. Пойдем другим путем... Из  любой ситуации, даже зашедшей в тупик,  можно найти  выход.

Пятнадцать лет административной и преподавательской работы не  сделали вас функционером, за эти  годы  вы  умудрились  даже провести персональную выставку, причем  только новых  работ. И все же - творчество  принесено  в  жертву?


В какой-то  степени, да.

Наверное, для творчества нужно другое состояние души – неспешное течение жизни, а не тот плотный график, в котором вы живете последнее время?


- А вот и нет.   Общение  с молодежью,  их задор,   творческие  идеи и даже   самонадеянность, наши  бесконечные проекты так заражают  и дают  столько светлого душе! Так  что, наоборот, эта работа -  для меня огромный стимул к творчеству.

Вы   возглавляете институт, преподаете,  участвуете в работе президиума  Российской Академии  художеств, делаете творческие работы, а еще  семья, дети. Как все успеваете?

А никак не  успеваю (улыбается),  уйму всего  не успеваю, времени мало, а  планов множество,   стремлюсь их  догнать. Я  Близнец по знаку  зодиака,  а Близнецы всегда должны находиться в движении. Вот я и живу бегом.    


Наталья БРАЖНИКОВА


Досье:
Светлана Николаевна Дёмкина - заслуженный художник России, заслуженный деятель искусств России, член Союза художников России, член Союза дизайнеров России,
член-корреспондент Российской академии художеств, действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре, член Краснодарского краевого совета монументального искусства, директор Художественно-промышленной академии Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

Работы Демкиной экспонируются на престижных выставках в нашей стране и за рубежом, находятся в музеях и частных коллекциях России, США, Германии, Чехии, Франции, Кипра и других стран.

Достижения студентов ХПА КГУКИ:

Международный конкурс молодых дизайнеров Русский силуэт, Москва
2004 - Лусинэ Джанян, Гран-при
2006 - Ольга  Тамбовцева, Гран-при
2008 - Ольга Мезенцева, Эллина Мелоян - финалисты
2009 - Люсинэ Апресян, Гран-при

Международный конкурс молодых дизайнеров Адмиралтейская игла,
г. Санкт–Петербург.
2009 - Сергунова Анна – победитель
Березенчук Анастасия, Гончаренко Виктория - финалисты

Европейская мастерская Творчество  в общем культурном  пространстве, Брюссель – Москва, 2009
Степан Субботин – победитель

Премия  Кандинского,  Москва (самая крупная национальная премия в области современного искусства), 2010  
Андрей Блохин,  Егор  Кузнецов –  финалисты
Степан Субботин – номинант

Международный конкурс ЮНЕСКО Европейская реклама в борьбе с бедностью, Мадрид, Брюссель, Москва, 2010
Роман  Скляров – финалист

Международный  студенческий  конкурс  плаката, Москва, 2009
Роман  Скляров – финалист

Московский  фестиваль  социальной  рекламы Чтобы  не забыть, 2010
Роман  Скляров – победитель в двух номинациях

Выставка Пространство тишины, Санкт-Петербург, 2009  
Сергей Луценко

Красноярское музейное биеннале, 2009
Сергей Луценко

Молодые  художники России, Москва, ЦДХ – крупнейшая  выставка, проводится раз в 5 лет – Петр  Трегубов, Роман  Скляров. Они – студенты 6-го курса, в 2009 году  стали призерами  1V Всероссийского  конкурса От  Древней Руси к новой России, которой проводится  по  благословению  Патриарха  Московского  и  всея Руси Кирилла.  Не только  ребята, но  и их педагог, Максим  Шепельский,  были награждены  поездкой  в Турцию  К святым местам древней  Византии.








Яндекс.Метрика