Меню сайта

Олег Кобзарь: В градостроительстве все у нас подвержено сиюминутным эмоциям

Олег Кобзарь: В градостроительстве все у нас подвержено сиюминутным эмоциям



В краевом центре люди, которые принимают решения, просто не знают, что, где и как должно быть в градостроительстве. Все у нас подвержено сиюминутным эмоциональным всплескам. Отсюда много недопониманий. Не повезло современному Краснодару с градостроителями.

О красивых и некрасивых зданиях столицы Кубани, об ошибках в градостроительстве и о возможном будущем краевого центра Живой Кубани рассказал главный архитектор ОАО Территориальный институт по проектированию предприятий гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения Кубаньпроект заслуженный архитектор России Олег Кобзарь.

Олег Николаевич, в Краснодаре бывает много деловых туристов, если для них проводить экскурсию по ярким новым или начатым, а не историческим объектам, что стоящего показать? Например, можно считать достижениями строящиеся пятизвездочные отели Марриот и Хилтон?

У Марриота на перекрестке Красной и Длинной в общем-то вырисовывается достаточно красивое здание. Но там нет инфраструктуры никакой. Нет открытых автостоянок, нет и закрытых (впрочем, хотят под землей маленькую парковку построить). Негде хозяйству гостиничному как таковому разместиться. Ну и самое главное, здание посажено очень неуместно, близко к тротуару. Это грубейшая градостроительная ошибка. Ради того, чтобы освободить это узкое место, когда-то снесли кинотеатр Россия: то здание устарело и морально, и физически. И оно тоже выступало, слишком подходило к проезжей части. Тем не менее ошибку повторили. Но увеличили в десятки, если не в сотни раз, количество людей, которые там могут быть, да и транспорта будет намного больше.

Если Красную сделают пешеходной (на что многие надеются), гостиница не будет создавать проблем движению.

Эта гостиница в любом случае - диссонанс. Может быть, через сто лет, когда у нас будет Шанхай или Манхэттен, когда вокруг построят десятки небоскребов, это здание станет уместным в ткани города. Но сейчас оно не в масштабе фоновой застройки по Красной. Хотя само по себе вроде бы интересно.

А по поводу гостиницы Хилтон на Красной и Мира - ну, внешне примитив. А ведь была на этом месте красивая сталинской эпохи архитектура, вписывающаяся по пропорциям и по образу в эту часть города.

Все-таки отель еще далек до завершения, может, его эффектно отделают, получится хорошо?

Да там видно, что это чемодан с выпиленными окнами и маленькими номерами. Я считаю, и Галерея-Краснодар - неудачное здание. Интерьеры его хороши, технологический процесс продажи правильно организован. А внешний вид - какого-то элементарного торгового центра, да еще два этажа гаражей наверху. И это та часть города, где можно было построить Сити. Сейчас Сити везде строят, который бы показывал финансовые, технологические и культурные возможности современного общества.

А какие здания у нас показывают эти возможности?

Ну, может быть, где-то жилая застройка показывает.

Имеете в виду Кубанонабережную?

Кубанонабережную, хотя и там столпотворение: на маленьком пятачке столько огромных зданий. Здания разные: есть и красивые, и некрасивые, но тем не менее старались. Как торт: всего нашпиговали, украсили всякими вареньями, вишнями, сладостями. Ну, в общем-то смотрится, особенно из-за реки, красиво. Но дело в том, что нет в практике нашей сегодняшней архитектуры делать какие-то цельные, законченные образования, комплексы. Так, по одному объекту у нас строится очень много, и есть неплохие. Вы, наверное, знаете, что в прошлом году мы 3,7 млн кв. м жилья построили в крае. Только Москва больше построила. То есть масштабы у нас колоссальные, а вот ансамбли делать не принято. И не только потому, что для этого недостаточно финансов. Так что показывать пока туристу можно только старый город.

Ну, должны же быть какие-то вещи и новые. Какие сейчас самые интересные новые технологии применяют, о которых можно рассказать и показать их в городе?

Новые технологии - это давно забытые старые технологии. Строят на монолитном железобетонном каркасе: стены и перекрытия. А облицовку делают из кирпича, блоков разных, стекла, композитных материалов и так далее. Новыми технологии были, наверное, когда Парфенон строили, да и то уже такими они не были. Сегодня нам кажется новым металл. Но первый металлический павильон тоже построили давно - в Париже в позапрошлом веке.

А почему металл кажется новым?

Потому что позволяет создавать большие пролетные пространства, причем металл не прячут, он является частью архитектуры, интерьера, создает впечатление сложного сооружения с большой кубатурой воздуха и хорошей просматриваемостью. Новые у нас сегодня строительные и отделочные материалы: ограждающие конструкции, теплоизоляция, противопожарные вспучивающиеся краски.

Что вот-вот к нам придет, и уже приходит во всем мире - это так называемая зеленая архитектура, с малыми расходами энергии, с возобновляемыми ресурсами от солнца, самого человека, растений.

В Краснодаре есть примеры?

Нет. Да и в России почти нет.

А помните, в Ильском районе был в советские времена построен целый район коттеджей с солнечными батареями. Правда, сейчас эти батареи уже не работают. Можно констатировать, что технология не прижилась?

Ну, это было в то время очень дорого в строительстве. И потом, должна быть инфраструктура. И менталитет соответствующий. На самом деле, во всем мире прижилось - и у нас приживется. У нас солнечные батареи сегодня выпускают, и они нарасхват.

Что за среда в современных зданиях и домах? Там просторно? Как там себя человек ощущает?

Сейчас часто заказчик говорит: сдай мне целый этаж без перегородок, а я в соответствии со своим технологическим процессом и людьми, которые там будут работать, сам его порежу, разделю легкими перегородками. Но все это тоже вчерашние и позавчерашние решения. Просто раньше менталитет нам не позволял, чтобы начальник и подчиненные сидели в одном пространстве, разделенном стеклянной перегородкой - когда все на виду, когда нет секретов. Но вот постепенно количество переходит в качество. (Пауза). Основное, главное, что необходимо делать в современном строительстве - избегать грубых градостроительных ошибок, а такие в Краснодаре все множат, и множат, и множат.

Например?

Наш бульвар на Красной: цветов посадили, фонтаны пустили, но кафе на него все лезут и расширяются. В Пятигорске такой же бульвар на улице Кирова весь застроили ресторанами, мини-гостиницами и прочими сооружениями. Когда-то, может быть, и наш бульвар застроят.

На Театральной площади сделали фонтан, да еще с какими-то несуразными столбиками вокруг. Сейчас жара начнется - кого спасет эта вода, она же вообще нематериальна.

Поставили черную Екатерину напротив Дома союзов: ведь это же святая, она не может быть садово-парковой скульптурой, чтобы свадьбы с бутылкой шампанского заходили к ней под юбку. Триумфальную арку разместили чуть ли не на проезжей части, перед ней какое-то пространство должно же быть.

То есть люди, которые принимают решения, просто не знают что, где и как должно быть в градостроительстве. Все у нас подвержено сиюминутным эмоциональным всплескам. Отсюда много градостроительных недопониманий. Не повезло современному Краснодару с градостроителями.

Анна ЧЕРВЯКОВА, ИА Живая Кубань

Справка:

Олег Николаевич Кобзарь с 1978 по 2004 год был председателем правления Краснодарской региональной организации Союз архитекторов, с 1986 по 2000 год - председателем совета межрегионального объединения организаций Союза архитекторов на Юге России. Автор более 120 построек на территории Краснодарского края, в том числе зданий универмага Краснодар, дома Волна на улице Красной. Один из авторов проектов воссоздания в Краснодаре памятника, установленного в честь 200-летия Кубанского казачьего войска, и памятника Екатерине II.








Яндекс.Метрика