Перейти к основному контенту
26.12.2014 16:59

Российское управление: итоги 2014 года и взгляд в будущее

26 декабря 2014 года, Москва:  Ассоциация независимых директоров (АНД) и РСПП совместно с партнерами – PwC, Московской Биржей и Сбербанком России – провели IV Всероссийский форум по корпоративному управлению. В работе форума приняли участие представители власти и бизнеса, регуляторы, профессиональное и экспертное сообщество. В ходе мероприятия участники обсудили текущую ситуацию и перспективы развития корпоративного управления в России, а также сформировали ряд практических рекомендаций для российских компаний.

Российское управление: итоги 2014 года и взгляд в будущее
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник
26 декабря 2014 года, Москва: Ассоциация независимых директоров (АНД) и РСПП совместно с партнерами – PwC, Московской Биржей и Сбербанком России – провели IV Всероссийский форум по корпоративному управлению. В работе форума приняли участие представители власти и бизнеса, регуляторы, профессиональное и экспертное сообщество. В ходе мероприятия участники обсудили текущую ситуацию и перспективы развития корпоративного управления в России, а также сформировали ряд практических рекомендаций для российских компаний. «Одним из факторов долгосрочного роста национальной экономики является стабильно функционирующая система управления. Поэтому сегодня важно, чтобы совершенствование регулирования в сфере корпоративного управления шло в ногу со структурными изменениями в бизнесе. Мы собрали лучших экспертов страны, которые сформировали ряд практических рекомендаций для собственников и директоров. Наш Форум выполнил свою задачу, участники обсудили вопросы сохранения и развития бизнеса в условиях неопределенности», - сказал Председатель Наблюдательного совета АНД А. Иконников. Подводя итоги работы в уходящем году, руководитель Росимущества О. Дергунова отметила: «В 2014 году была утверждена новая редакция Кодекса корпоративного управления, а также список стратегических документов, которые все компании с госучастием должны подготовить и утвердить до конца 4 квартала. Он включает в себя стратегию компании, программу долгосрочного развития и ряд ключевых показателей эффективности. Таким образом, уже в 2016 году, проанализировав отчетность, можно будет сравнить эффективность государственных компаний из различных отраслей. Такой подход задает стандарт в оценке эффективности компаний с госучастием и позволяет расставить приоритеты в развитии. Уже сегодня баланс финансовых и отраслевых показателей в списке ключевых показателей эффективности позволил крупным госкомпаниям заявить о себе как о бизнесе, заинтересованном в точке зрения всех акционеров, что, безусловно, оказывает позитивное влияние на инвестиционный климат страны». Она также отметила, что одним из ключевых достижений уходящего года стала системная работа с Московской Биржей по отбору независимых директоров в органы управления компаний из списка 91-Р. «Мы вместе с Московской Биржей проверяли соответствие каждого кандидата тем критериям независимости, которые отражены в новой редакции Кодекса. Важно отметить, что, несмотря на рекомендательный характер Кодекса, мы уже на этом этапе начали применять его нормы, тем самым завышая планку для компаний из специального перечня. Мы считаем, что это правильный подход, так как компании-лидеры должны показывать лучшие результаты, и поэтому повышенные требования к независимым директорам вполне обоснованны. При этом стоит отметить, что у государства сегодня находится в собственности огромный пласт бизнесов, для которых Кодекс носит в большей степени рекомендательный характер. По мере освобождения государства от этих активов, мы думаем, что они плавным и эволюционным путем через рыночные инструменты будут приходить к внедрению норм Кодекса», - резюмировала О.Дергунова. В продолжение дискуссии на тему Кодекса Министр РФ по вопросам Открытого правительства М.Абызов отметил: «Кодекс действительно носит рекомендательный характер, но экспертное сообщество серьезно обсуждает вопрос о том, чтобы на следующем этапе сделать его обязательным для внедрения во всех компаниях с госучастием. Некоторые из элементов Кодекса корпоративного управления сегодня рассматриваются как возможные к переводу в законы и нормативно-правовые акты». По его мнению, одним из ключевых элементов новой редакции Кодекса является передача совету директоров полномочий по формированию трудового и эффективного контракта с генеральным директором и всем менеджментом компании. Также, М. Абызов рассказал о тех ключевых изменениях в деятельности советов директоров, которые были приняты в рамках реализации программ долгосрочного развития госкомпаний. В частности, он отметил: «Параллельно с внедрением Кодекса мы, совместно с Росимуществом и экспертным советом при Правительстве РФ, работаем над реализацией долгосрочных программ развития компаний с госучастием. Эта деятельность подразумевает, в том числе, проведение независимого аудита исполнения долгосрочных программ и достижения менеджментом ключевых показателей эффективности. По результатам этого аудита совет директоров будет принимать решения о системе вознаграждения, поощрения и ответственности менеджмента. Мы до конца года, или, в крайнем случае, в течение первого квартала, внесем соответствующие изменения во все положения о вознаграждении менеджмента компаний из списка 91-Р». Член бюро Правления РСПП Г. Березкин раскрыл тему профессиональных стандартов для независимых директоров и поставил вопрос о том, может ли деятельность независимого директора рассматриваться как отдельная профессия. «Как вы помните, в майских указах Минтруду было предписано разработать так называемые профессиональные стандарты для всех категорий специалистов. И сегодня в экспертном сообществе идет дискуссия: необходимо ли разрабатывать профессиональный стандарт для директора? Это серьезный вопрос. Недавно в РСПП проводилось совещание, на котором присутствовали представители всех объединений независимых директоров, которые высказывали по этому поводу разные мнения. Одна из точек зрения была основана на том, что сегодня в государстве есть тренд на унификацию и стандартизацию всех функций. Этот тренд подразумевает, что в указах Минтруда деятельность независимого директора может быть выделена в отдельную профессию. Для директоров это означает то, что они должны будут соответствовать определенным требованиям и стандартам, получать необходимые подтверждения и сертификаты». Но достаточно ли директору соответствовать только формальным признакам? Для ответа на этот вопрос Г.Березкин рассказал о деятельности профессиональных объединений директоров: «Сегодня в России есть несколько объединений независимых директоров. Государство выбирает директоров из этих ассоциаций. Очень важно, что профессиональное объединение подтверждает репутацию каждого конкретного человека. В этом подходе не стирается профессиональная ответственность директора и людей, его рекомендовавших, а также лица, принимающего решение о назначении. Если всё подводить под формальные критерии Минтруда, то все решения будут приниматься принципу: «совпадает или нет». Деятельность независимого директора по своей сути сегодня является предпринимательской. В этом случае репутация и персональная ответственность директора – а не формальные признаки – должны учитываться в первую очередь». Для дополнительной информации: Ассоциация независимых директоров Виктор Михайлов +7 (964) 500-25-31 email: Viktor.Mikhailov@citigatedr.ru

Другие актуальные новости