Перейти к основному контенту
30.06.2020 15:59

Директор Сочинской филармонии Владимир Мишарин: Театр - дорогое удовольствие

Сочинский зритель – счастливчик: здесь происходят культурные события столичного уровня. Без свободной площадки это было бы невозможно.

Новости рубрики Мнения
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник

Сочинский зритель – счастливчик: здесь происходят культурные события столичного уровня. Без свободной сценической площадки это было бы невозможно. Договариваясь об интервью, была уверена, что мне предстоит общаться с очень заслуженно-народным, умудренным опытом и прочими достоинствами специалистом, тем более регалии говорят сами за себя: член Союза театральных деятелей (СТД) России; с 1994 по 2003 год - директор Екатеринбургского Дома актера; с 2002-го по 2005-й - заместитель председателя в Центральном аппарате СТД, затем начальник отдела театрального искусства Федерального агентства по культуре и кинематографии. И последние пять лет – председатель Свердловского регионального отделения СТД. Но, впервые увидев Владимира Васильевича за день до интервью на пресс-конференции, была немало удивлена: директор Сочинской филармонии - очень активный человек, на вид лет тридцати пяти, с живыми глазами и открытой улыбкой, производит впечатление, скорее, современного менеджера, чем солидного чиновника от искусства. Новый руководитель, тем более приглашенный из другого города, – это новый взгляд на привычные вещи... Сейчас в прессе много разговоров об объединении крупных творческих площадок Сочи. Но везде разная информация, разные составляющие будущей организации, внесите ясность? В октябре этого года произойдет присоединение Зала органной и камерной музыки к Сочинской филармонии. Юридическое лицо будет называться Сочинским концертным филармоническим объединением. Решение об этом было принято до моего вступления в должность директора Сочинской филармонии: я работаю всего два месяца, с 23 июня. Но совершенно точно могу сказать, что делается это в рамках большой общероссийской реформы бюджетной сферы, которая будет проводиться в 2011-м. И направлена она на оптимизацию государственных расходов в сфере культуры. Была информация, что в объединение также будет входить и летняя площадка в парке им. Фрунзе… Я тоже читал про это, но никаких конкретных задач по вопросу площадки, которая вас интересует, передо мной не ставилось. Летний театр сейчас законсервирован, а ранее был частью филармонии. Вообще, время идет по спирали, и мы возвращаемся к тому, что имели, и проходим повторно этот опыт, создавая Сочинское концертно-филармоническое объединение. Какова цель объединения? И почувствует ли зритель изменения? Я надеюсь, что почувствует. Во-первых, мы сделаем все для того, чтобы сочинский зритель был лучше осведомлен о происходящем на наших площадках. Во-вторых, и это главное, - появится возможность создания новых арт-проектов и программ. Как будете добиваться этой осведомленности? Весь город увешан яркими афишами Фестивального, в то время как ваших афиш гораздо меньше… Будем прилагать новые усилия в области маркетинга. Ясно, что сегодня сочинский зритель недостаточно осведомлен о деятельности Зимнего театра. Несколько лучше обстоят дела c Залом органной музыки. Мы активизировались в этом направлении, и уже есть первые результаты – например, за две недели до начала гастролей Московского театра под руководством Олега Табакова все билеты были раскуплены. Такое упущение, как отсутствие у нашей филармонии собственного интернет-сайта, - это серьезная недоработка. Тот факт, что нельзя купить или заказать билеты через Интернет, - это, мягко говоря, не современно. Сейчас мы над этим активно работаем: сотрудничаем с сайтами управления культуры администрации Сочи, Министерства культуры России, а также договорились с порталом Sochi.com, где скоро появится услуга бронирования билетов в Зимний театр. Уже в сентябре, благодаря Всемирной паутине, можно будет приобрести билеты на фестиваль Юрия Башмета. Также мы рассматриваем возможность появления собственной газеты или журнала. А уже есть впечатление от сочинского зрителя? В Сочи действуют мировые статистические показатели: 25 % населения стабильно ходят в театр и на концерты, - это люди, для которых искусство – бесспорный элемент человеческого счастья. 50 % - это те, кто счастлив по-другому, они не ходят на подобные мероприятия. А оставшиеся 25 % еще не знают, хотят ли они посещать культурные заведения. Так вот, на тех, кто входит в последние 25 %, направлены наши усилия. Мы стараемся привести человека в театр в первый раз, и какая-то часть этих людей обязательно станет постоянными зрителями. Конечно, в Сочи есть своя специфика, например, географическая, - это очень протяженный вдоль побережья город, посетителям театра приходится преодолевать множество инфраструктурных неудобств. Непросто добраться из какого-то района в центр, но, я надеюсь, приближающаяся Олимпиада улучшит это положение. Была информация, что Зимний театр и Органный зал станут частью Краснодарского творческого объединения Премьера. Я слышал про такой вариант, но сейчас эта модель уже не обсуждается. Я планирую развивать сотрудничество с Премьерой, так же, как и с другими организациями по всей стране. У меня пока нет личных дружеских отношений с руководителем этого творческого объединения Татьяной Гатовой, но я буду работать в этом направлении. Зимний театр – прекрасное место, огромный потенциал, и при этом нет своей труппы. Обычно возникает обратная проблема: есть актеры, идеи, но нет площадки. Этот вопрос задают мне очень часто. Я не вижу необходимости в существовании собственной театральной труппы. Зимний театр живет своей, очень яркой насыщенной жизнью. Сочинский зритель – счастливчик: здесь происходят культурные события столичного уровня. Все это было бы невозможно без свободной сценической площадки. Зимний театр изначально задумывался как зал, способный принять все самое лучшее в современном искусстве. Даже в Москве нет такого ресурса. Возьмем, к примеру, Екатеринбург – очень богатый на профессиональное искусство город, он третий после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству театров. Так вот, там существет колоссальная проблема с проведением фестивалей или гастролей, как раз из-за отсутствия свободной площадки. Но это только одна сторона вопроса. Представьте себе: для того чтобы иметь свой театр, необходимы определенные условия. Прежде всего, нужны артисты различных амплуа и возрастов, не менее 20 профессионалов. Необходимы специалисты театральных постановочных технологий. В Сочи их нет, значит, надо приглашать из других городов людей, как-то мотивировать, предоставлять жилье. Также нужны площади для создания декорационного, пошивочного и других цехов. Кроме того, успешный театр, тем более в городе с курортной спецификой, должен выпускать не менее 10-15 новых постановок в год. Средний бюджет драматического спектакля – три-четыре-пять миллионов рублей. Таких бюджетов Cочинская филармония просто не имеет. Театр – это очень дорогое удовольствие... Ладно, убедили… Но большинство мероприятий проводится в курортный сезон. Не уснет ли бурная культурная жизнь к зиме? Я могу с уверенностью сказать, что культурная жизнь Сочи не связана с курортным сезоном. К тому же город-курорт Сочи ориентируется на круглогодичную работу. Я сам несколько раз бывал здесь зимой и могу с уверенностью сказать, что в это время года Сочи нравится мне гораздо больше. Одна из наших задач – формирование годовой афиши, когда зрителю будет точно известно, что, например, январь – это КВН, февраль – это Юрий Башмет, июнь – Кинотавр, октябрь – фестиваль Бархатные сезоны в Сочи, ноябрь – Кинотаврик. Календарь событий привлечет постоянных гостей, которые будут приезжать в Сочи в определенный сезон на определенное мероприятие, как это происходит во всем мире. А сочинцы? Будут ли они посещать эти мероприятия? Когда заканчивается лето, у сочинцев, наконец, появляется возможность отвлечься от дел, связанных с сезонными заработками. Я не считаю, что наша аудитория – это отдыхающие. Санатории сейчас предлагают оздоровительную программу от и до, и у людей просто не остается времени на посещение концертов. А те, кто отдыхает в частном секторе, проводят большую часть времени на пляже, находясь там до восьми часов вечера. Вы скажете: начинайте мероприятия позже, у нас уже была такая практика, мы назначили концерт на 23.00. Но тут возникают проблемы транспортной инфраструктуры. Как люди будут добираться домой?.. За время своего пребывания в Сочи я не заметил у местных жителей отсутствия интереса к культуре. Напротив, удивило то, что концерты в Зале органной и камерной музыки проводятся в 17.00, и при этом зал полон. Я долго думал, на кого ориентировано время начала этих концертов. Видно, что в зале сидит преимущественно не курортная публика, а сочинцы. Очевидно, что при системной работе и грамотном позиционировании можно приучить зрителя ходить на концерты даже в очень нетрадиционное время. Много мероприятий в стенах Зимнего проходят в рамках Культурной олимпиады. На ваш взгляд, будет ли она иметь свой исторический эффект? Я уверен, что на базе Культурной олимпиады будут сформированы системные арт-проекты. Вот, например, прошел Фестиваль музыки кино, и переполненный зал Зимнего театра в день гала-концерта показал, что это событие интересно людям. И, скорее всего, этот фестиваль станет в Сочи ежегодным, уже независимо от Культурной олимпиады. Так и с другими событиями. А для деятелей культуры и, прежде всего, арт-менеджеров это прекрасная возможность отработать технологии проектного арт-менеджмента, закрепить самое лучшее из событий Культурной олимпиады, использовать эти наработки в дальнейшем не только в Сочи, но и по всей стране. А не получится ли так, что по завершении Олимпиады Сочи вздохнет с облегчением и заживет своей «спокойной» жизнью? Или обратной дороги уже нет? Сочи вздохнет с облегчением, с точки зрения освобождения от ответственности за историческое событие - Олимпиаду. Но я абсолютно убежден, что город вздохнет и начнет пользоваться всеми достижениями созданной инфраструктуры. После Олимпиады даже самые убежденные скептики поймут: как же здорово, что это случилось. Экономический эффект, как убеждают нас специалисты, будет длиться тридцать с лишним лет. Все россияне, конечно, не смогут посетить XXII зимние Олимпийские игры, но посмотреть на новые олимпийские объекты, побывать здесь захотят многие. У Сочи есть шанс стать культурной столицей? Сочи и так является летней столицей страны. Здесь находится резиденция главы государства… Что касается звания культурной столицы - сегодня за него борются и Пермь, и Казань, и многие другие регионы России. Амбиции крупных промышленных регионов и их возможности гораздо серьезнее, нежели у города-курорта. Повторюсь, что по количеству тех событий, которые происходят в Сочи, по значимости имен гастролирующих артистов Сочи, конечно же, поддерживает столичный уровень. Вы специалист в театральной сфере. В Зимнем же другое направление – концертная деятельность. Рассматриваете свое назначение как шаг наверх или как шаг в сторону? На каждом этапе своей профессиональной реализации я преследовал определенные цели. Сейчас я совершил очередной шаг к самореализации. Жизнь очень коротка, и хотелось бы успеть попробовать разные направления в арт-менеджменте. Мне очень интересно и есть определенные амбиции в очередной раз себе доказывать возможности технологий менеджмента и маркетинга. Благодаря им я добился определенного успеха в деятельности общественной организации и уверен, что они сработают и здесь. Мне интересно привнести эти технологии в новую организацию. Это шаг, это профессиональное развитие, а не просто повышение или движение в сторону. Вам хватает творчества в своей профессии? Или приходится черпать его со стороны? Есть заблуждение, что менеджмент - нетворческое направление. Это не так. Особенно маркетинговая составляющая – это такое раздолье для творчества! На определенном этапе я понял, что объединяет художников, композиторов, кинематографистов, артистов. У них есть общая проблема – сбыт того товара, который они производят. Каждый из них реализуется в творчестве через свои произведения, но любое произведение необходимо донести до потребителя. Как упаковать этот товар, как преподнести – это очень интересная деятельность и, совершенно однозначно, творческая. На менеджере замыкаются все потоки творческого производства. А спектакли вы смотрите как профессионал или все же как зритель? Редко, но бывает, когда от увиденного буквально бегут мурашки по коже... Конечно, есть определенная профессиональная пресыщенность, есть привычка к некоторым приемам, были спектакли, которые не вызвали эмоционального отклика, но приходилось смотреть их по должности. Сейчас наступило очень благодатное время. Здесь, в Сочи, я за эти два месяца увидел и услышал то, чего мне просто не доводилось слышать в силу своей профессиональной театральной занятости. Например, в Москве я с чувством сожаления проходил мимо афиш Симфонического оркестра кинематографии под управлением Сергея Скрипки: ну когда же у меня будет возможность сходить туда! Здесь мне это удалось. А недавно я слушал одно из самых любимых моих произведений, музыку из фильма Мой ласковый и нежный зверь, да еще и за роялем сидел автор – композитор Евгений Дога. За просмотром всех этих выступлений вы отдыхаете, расслабляетесь или предпочитаете отдыхать по-другому? Сейчас совсем не ощущаю усталости. Ведь смена формы деятельности – это замечательный отдых. Пока отказываюсь от многочисленных предложений, которые мне поступают каждый день – люди предлагают показать все красоты Сочи, отдохнуть на природе в субботу-воскресенье. Пока я нахожусь в состоянии драйва. Мне очень интересно как можно быстрее вникнуть во всю специфику работы. Сейчас я счастлив в окружении этих 88 колонн величественного Зимнего театра. Хотя с нетерпением жду, когда приедет моя жена с ребенком и мы будем ходить на море, ездить на Красную Поляну... Но сейчас я счастлив тем, что могу работать с утра до вечера, и это мне интересно. Наталия СЕМЕНОВА