Перейти к основному контенту
30.06.2020 16:00

Домохозяйка проводит сложные операции безмолвным пациентам

Тема куклы многогранна, она охватывает разные стороны жизни человека и изучается многими науками. Сама кукла также имеет две стороны жизни: от любви и обожания до полного забвения  

Новости рубрики Мнения
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник
Тема куклы многогранна, она охватывает разные стороны жизни человека и изучается многими науками. Сама кукла также имеет две стороны жизни: от любви и обожания до полного забвения.  

Огромные синие глаза. Светлые кудрявые волосы. По-детски пухлые губы и румяные щеки. Нежно-розовое платье. Это сейчас Люда кукольно красива. А попала она к Ольге Сафроновой в тяжелом состоянии. Вместо волос — слипшийся комок грязи, сломаны обе руки, поврежден левый глаз. Оказалось, блондинка много времени провела под землей…


— Как удалось реанимировать пациентку? — спрашиваю.

— Отмывала ее неделю. Запах не проходил. Потом голову разобрала, помариновала два дня в детском отбеливающем порошке. Волосы приобрели близкий к исходному цвет. Железные ободки шлифанула от ржавчины наждачкой. Заменила ресницы, — рассказывает Ольга. И смеется в ответ на то, что ее куклу я называю «пациенткой», а саму женщину (реставратора игрушек — самоучку) сравниваю с врачом-хирургом. «Я — обычный коллекционер. Реставрацией занимаюсь из интереса». Но, немного подумав, добавляет:

— Хотя вы правы. Определенно сходство есть. Реставрация, как и операция, может длиться несколько часов. И она — крайняя мера, очень нежелательная. Только если другого выхода не существует. Например, пациенту грозит утрата органа. Ампутация то есть…

 

Родом из СССР

На счету 51-летней Ольги Сафроновой несколько десятков спасенных кукольных жизней. Коллекция насчитывает около 70 разномастных красавиц и красавцев. Многие из них поневоле пережили вмешательство: замену волос, обновление макияжа или глазного механизма (рокера). Одной из первых «пациенток» Сафроновой была Женька. 


Советская шарнирная кукла появилась у Ольги больше 30 лет назад. За это время она успела не только изрядно состариться, но и совершить головокружительное путешествие из Иркутска в Краснодарский край. На юг, поближе к родственникам, Ольга с семьей перебралась в 2005-м.

— Родной одеждой пластмассовой куклы были брюки и свободная рубашка. Со временем они износились и потерялись. Глаза и губы Женечки поблекли. Мне стала жалко куколку. Сначала я ее перетянула. Напомню, кукла шарнирная. Чтобы руки и ноги лучше сгибались, заменила внутри тросики. Потом поярче сделала макияж. Для этого использовались акриловые краски и обыкновенные кисточки для рисования. Следующий этап — одежда. Я решила, что Женьке подойдут штанишки и рубашка с отложным воротником, украшенным розовым кружевом. Одежду сшила из винтажного хлопкового вельвета цвета пепельной розы. Потом улучшила прическу. Голову куклы помыла шампунем с кондиционером и уложила волосы феном. Их украсила двойным бантом с атласной ленточкой. А на ноги я смастерила туфельки, также из вельвета. Получилась не потрепанная кукла Женька, а шикарная Евгения.


Ольга объяснила: винтажные куклы — это старинные или ретро-игрушки (могут быть произведены в наши дни, но по образу оригинала, — прим. ред.). В коллекции есть еще одна винтажная кукла — Изабелла. Она родилась в 1970-е на фабрике. К Ольге куколка также попала в ужасном состоянии. 


У Изабеллы была раздроблена правая нога, а туловище пересекала глубокая трещина. Также у нее не держалась голова, поскольку почти отсутствовала шейная лунка. «Доктор» Сафронова рассказала, что Изабеллу лечили шпатлевкой. Ее использовали, чтобы скрыть трещину. Также применяли кизиловый клей и акриловую краску. Ею замазали «шрам». В лечении использовалась обычная наждачная бумага — ею затерли все неровности. Владеет Сафронова и искусством «наращивания конечности».


— Иногда ко мне попадают куколки без пальцев или носа. Например, откусили мыши. Для наращивания используется древесная пыль. Она остается после просеивания опилок. Незаменимым компонентом является и клей ПВА. Из гремучей смеси формируется «протез», который потом твердеет и смотрится как родной (смеется).

Я не могла не спросить, кто Ольга по образованию. Душа у нее, несомненно, художника. А вот чтобы четко проводить все манипуляции, нужен холодный ум. Оказалось, женщина по диплому экономист, а по должности сейчас — домохозяйка. Дома работы хватает, но на увлечение время она все равно находит.

— Мне не в тягость узнавать новое. С удовольствием общаюсь с другими коллекционерами на форумах, сижу в группах о реставрации. Много читаю, например, журнал «Антикварные куклы». В моей коллекции есть такие экспонаты. Куколка фабрики Simon&Halbig высотой 86 см родилась в 1900-е и попала ко мне из Америки. Я заказала ее на зарубежном сайте. Языка не знаю, использовала гугл-переводчик. На ней до сих пор ее родное антикварное платье, а вот обувь и парик пришлось переделать.


— А вы не пытались узнать, кому принадлежала кукла? — спрашиваю. — Может быть, с ней играла прабабушка какой-нибудь современной зарубежной звезды.

— К сожалению, редко всплывает история о владельцах старинных кукол. Только если идет распродажа имущества конкретного человека, — смеется Ольга.

 С жестом «люблю тебя»

Коллекция Ольги пополняется не только за счет заказов на зарубежных сайтах. Иногда она участвует в аукционах. Сколько стоит коллекционная кукла, не тайна за семью печатями. Люди «в теме» считают этот вопрос просто неэтичным.

— Кукла может стоить сущие копейки, но для собирателя представлять ценность, и наоборот. А вообще, конечно, каждый из нас надеется найти стоящий и одновременно дешевый экземпляр, — объяснила женщина. И рассказала: пластмассового Димку, например, отыскали в груде выброшенного кем-то хлама. Ольга показала фотографию, какой кукла была до реставрации. 


Зрелище, конечно, не для слабонервных. Димка в прошлой жизни напоминал расчлененную жертву убийцы-маньяка. Один в один муляж, что используют во время следственных экспериментов. Сейчас же это вполне себе симпатичная кукла-мальчишка — с огромными синими глазами, в белоснежной рубашке и модных вельветовых штанах.


— Для пошива одежды использую только старые винтажные ткани. Например, бархат, натуральный шелк, батист. Муж, кстати, поддерживает мое увлечение и часто привозит материалы и кукол, — говорит Ольга.

Есть в коллекции женщины и другая чудесная обитательница — Трейси. Досталась она ей случайно. Люди, отправляя посылку почтой, хотели уменьшить вес. Самой ненужной вещью в посылке они посчитали куколку, в которой запечатлен образ глухонемой девочки. Правая ручка застыла в жесте «люблю тебя». По словам Ольги, фарфоровая кукла — часть коллекции «Чудо-дети». Ее создала американская певица, актриса и бизнес-вумэн Мари Осмонд.


— Трейси — миниатюрная. Рост ее не превышает 30 сантиметров. Она — часть тематической коллекции, поэтому имеет номер на затылке — 3776-й. Этот номер проставлен вручную, всего игрушек в коллекцию входит 20 тысяч. Кукла создана в честь двоюродного брата Мари, который родился глухонемым. Семья Осмонд основала фонд помощи детям с таким недугом. Часть средств от продажи кукол из коллекции «Чудо-дети» идет на покупку слуховых аппаратов для мальчиков.

Ольга добавила: отличительная черта Трейси — филигранная проработка мелких деталей. Например, у куклы изумительно прорисованы пальчики, тонированы ручки и ножки. Одета она также со вкусом. Наряд представляет собой цветочное платье на подкладке с двумя широкими нижними юбками. Под ними — короткие штанишки и ажурные колготки. Образ дополняет розовый ободок с бантом на голове. Волосы у Трейси свои. Но даже если б были испорчены, Ольга решила бы эту проблему. Она умеет делать парики.

— Парик — это практически ручная работа. Волос беру натуральный. Из него плету тресс (пучки волос на ниточке, — прим. ред.). Потом шью шапочку по объему головы куклы из старых хлопчатобумажных тканей. Операцию завершаю тем, что креплю шапочку к голове машинной строчкой. Вообще пересаживать куклам волосы — морока. Очень кропотливая работа. Но интересная. Я люблю менять куклам прически.

В конце интервью Ольга призналась: у нее, как у любого увлеченного человека, есть свои «хотелочки». Например, она мечтает об экспонате, выпущенном на фабрике Дунаева. Он, родом из крестьянской семьи, открыл в российской деревне Митино фарфоровую мастерскую. Позже, в конце XIX века, она выросла до размера небольшого завода, обеспечила рабочими местами всех деревенских жителей. Мастера трудились по 12 часов в день — с шести утра до восьми вечера. По данным разных источников, уже в конце XIX столетия завод ежегодно производил до 15 тысяч разных изделий. Игрушки — в том числе.

— Куклы с фарфоровыми головами были одеты в костюмы разных народностей. Сейчас такие можно найти только за границей, например, в США, — заключила Ольга.

Елена Орловская.

Досье «МК»

 

Коллекционирование кукол имеет научное название — плангонология.

Кукол коллекционируют не только женщины, но и мужчины. Например, популярный зарубежный актер Джонни Депп собирает кукол в виде селебрити. Такие выпускаются ограниченным или специальным тиражом. У Джонни есть куклы в образах актрис Линдси Лохан и Мэрэлин Монро, певца и актера Элвиса Пресли. Есть у актера и фигурки, изображающие его самого. Это персонажи из разных киноработ, скажем, Безумный Шляпник из «Алисы в Стране чудес» или Капитан Джек Воробей из «Пиратов Карибского моря»

Древнейшее производство кукол приписывают грекам: они изготавливались из глины и воска и ярко раскрашивались.

Куклу Барби придумала американская семья — Элиот и Рут Хендлер. Свое творение назвали в честь дочери Барбары, а Кена — в честь сына Кеннета. Первый выпуск Барби произошел в 1959-м.

Идея ростовых (больших кукол) принадлежит театру Тони Сарга, который родился в 20-е годы XX века в США. Он же стал инициатором кукольных парадов. Уже в то время таких кукол поднимали на высоту от 3 до 15 м. Управляли ими кукловоды с земли, держась за веревки. Куклы могли открывать рот и делать жесты.