Перейти к основному контенту
30.06.2020 15:59

Хорватский музыкант Зоран Дукич: Гитара - огромный чувственный мир

Никогда не пытайтесь нравиться публике и следуйте своему музыкальному инстинкту, если он есть, конечно.

Новости рубрики Мнения
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник

Никогда не пытайтесь нравиться публике и следуйте своему музыкальному инстинкту, если он есть, конечно. ...Пятница, 4 ноября. Вечер. На площади Пушкина в Краснодаре в разгаре праздничный концерт. На уличной сцене рок-музыканты играют так, что дрожит земля и невозможно услышать друг друга. А совсем рядом, в концертном зале на Красной 5, звучит ОДНА акустическая гитара. Звучит волшебно, виртуозно, невероятно. Так просто не может звучать этот инструмент - бархатно, нежно, чувственно, так прозрачно, что слышно дыхание музыканта… и вдруг так мощно, словно десять гитар вместе! На сцене - хорватский гитарист Зоран Дукич, признанный одним из самых выдающихся гитаристов современности. И то, что он – выдающийся музыкант, почувствовали даже те, кто не очень разбирается в музыке. Виртуозное владение инструментом, блестящая техника, глубокая выразительность и звук, густой, объемный звук его гитары, буквально заворожили публику. А накануне, 3 ноября, знаменитый музыкант согласился провести мастер–класс для преподавателей и студентов класса гитары Краснодарского музыкального колледжа им. Римского-Корсакова. Четыре часа он терпеливо занимался со студентами колледжа, а после занятий еще и ответил на наши вопросы. Зоран Дукич (Zoran Dukic), как ни один другой гитарист мира, стал победителем 20 международных гитарных конкурсов в Греции, Италии, Германии, Испании, Чили и других странах, много раз, кроме первой премии, он завоевывал и приз зрительских симпатий. На самом крупном в Испании конкурсе, проходящем при покровительстве королевской семьи, он получил не только первую премию, но и специальный приз За лучшую интерпретацию испанской музыки. - Что помогло вам добиться такого уровня мастерства? - Мне везло на учителей. Мои родители далеки от музыки, но заметив, что я люблю петь, в шесть лет мама отдала меня в музыкальную школу. Гитара, решила она, замечательный инструмент, чтобы аккомпанировать певцу. Мой первый учитель научил меня любить и чувствовать гитару. Свой первый конкурс в Греции я выиграл в 7 лет. Эта победа была замечательным стимулом заниматься дальше. Но если бы не мама, я бы вряд ли добился таких успехов – она уделяла огромное внимание моим занятиям. Годам к одиннадцати я уже был известной личностью в школе, мне разрешали пропускать уроки, на меня заглядывались девочки – я уже просто не мог позволить себе ударить лицом в грязь. Надо было побеждать, то есть заниматься, заниматься... - Большинство мальчишек учатся играть на гитаре, чтобы играть рок, джаз. Вас миновал этот соблазн? - Конечно, нет. Я даже купил себе электрогитару, она до сих пор есть у меня дома. Но электрогитара не пришлась мне по душе, это не мой инструмент. Кстати, до 17 лет я очень мало знал классической музыки. В 17 лет я услышал первую в своей жизни симфонию и утонул в классике. К сожалению, выдающиеся композиторы прошлых веков очень редко писали для гитары, считая ее несолирующим инструментом, и репертуар для гитаристов не велик. Например, Моцарт, Бах, Бетховен, Шопен, Чайковский не посвятили этому инструменту ни одного произведения. - Но вы играете целый концерт из произведений Баха? Кто делает переложение для гитары? - Свои любимые произведения я перекладываю для гитары сам, играю переложения других музыкантов. К счастью, отношение композиторов к гитаре изменилось, и многие наши современники пишут интересную музыку, которую я с удовольствием играю (добавим, что многие современные композиторы пишут музыку специально для Зорана Дукича. - От автора). - Сегодня музыкальное образование не самое популярное в нашей стране. Многие родители не хотят, чтобы их дети стали профессиональными музыкантами – музыка не кормит... - Почему не кормит? Музыка всегда нужна человеку, причем каждый день – на свадьбах, похоронах, просто на праздниках, в ресторанах – музыка нужна везде, не только в концертных залах. Прежде чем я стал известным музыкантом, я играл везде – в детстве на улице, когда я учился в Германии (Зоран окончил Загребскую консерваторию, а затем совершенствовался в Кельнской высшей школе музыки у Хуберта Кеппеля), я играл в ресторане, чтобы заработать деньги для оплаты обучения (заметим, что к этому времени музыкант уже был победителем нескольких международных конкурсов. - Прим. автора). И потом, музыкант может учить детей музыке – это очень важно, детей обязательно нужно учить музыке. Это огромный чувственный мир, и очень нужны такие учителя, которые могут открыть этот мир ребенку. - А что больше приносит вам радости и удовлетворения - концертная деятельность или преподавание? - Мне нравиться делать и то, и другое, только бы немного поменьше… Зоран Дукич родом из Загреба (Хорватия), концертирует по всему миру, выпустил несколько музыкальных альбомов в Германии, Испании, Италии и Бельгии. Последнее время живет в Испании, в Барселоне, где ведет класс гитары в Каталонской высшей музыкальной школе, также преподает в Королевской консерватории в Гааге (Нидерланды). Маэстро приглашают вести мастер-классы в лучшие консерватории мира. Как случилось, что музыкант такого уровня оказался в Краснодаре, ведь чего греха таить, наш город не входит в число музыкальных столиц страны? Да еще согласился дать мастер-класс в маленьком колледже? Организовал это замечательное событие Каро Тепикян, наш земляк, ученик ведущего преподавателя колледжа по классу гитары Георгия Ахонина. Каро окончил Академию им. Гнесиных (Москва) – наша школа игры на гитаре заняла достойное место в стране, наши студенты и выпускники побеждают во всероссийских конкурсах. Может быть, именно этим Каро Тепикян убедил гениального музыканта и талантливого педагога Зорана Дукича приехать в наш город? В ответ на этот вопрос маэстро только улыбнулся. А мастер-класс получился незабываемым. В чем секрет его удивительного звука? Прежде всего, в способности у-слы-шать настоящий звук, услышать где-то в подсознании. И добиваться, добиваться такого звучания в реальности. И тут есть столько маленьких профессиональных секретов! Например, ногти. Оказывается, звук извлекается именно ногтями, и их форма и качества имеют значение. И знаменитый гитарист не поленился собственными пилочками изменить форму ногтей одной из студенток мастер–класса. Оказывается, человеческому телу противоестественно движение от себя, и его надо специально отрабатывать, и лучший способ добиться легкости в исполнении - многократно усложнить задачу во время занятий. Оказывается, многочасовые повторения технически сложных пассажей бесполезны, если даже в простые пассажи не вкладываешь мысль. Музыка – это прежде всего мысль композитора, проникнуть в нее и выразить – вот и все, что должен сделать музыкант… - Как вам удалось победить в стольких конкурсах? - Это просто удача. Разве можно измерить искусство? Искусство очень субъективно. Мне повезло, что в жюри этих конкурсов были люди, которые, видимо, чувствуют музыку созвучно моему прочтению. Каждый музыкант ведь творит свою музыку, хоть и играет по тем же нотам. В это вечной неповторимости и есть притягательность и сила искусства. - Что бы вы пожелали студентам нашего колледжа, которые все-таки рискнут в это прагматичное время стать профессиональными музыкантами? - Во-первых, никогда не пытаться нравиться публике, а следовать своему музыкальному инстинкту, если он есть, конечно. И, во-вторых, сделать все, что ты можешь, чтобы выразить то, что ты хочешь сказать, выразить внятно, ярко, так, как только способен. Словом, сформулировать мысль и донести ее до слушателей в совершенстве. ...Сразу после концерта Зоран Дукич улетел в Москву - 5 и 6 ноября он принимает участие в гитарном фестивале им. Фраучи в Гнесинке, а 7-го - дает мастер-класс в лучшем музыкальном вузе страны. В наш не очень музыкальный город обещал вернуться. Через год. Наталья БРАЖНИКОВА