Перейти к основному контенту
30.06.2020 16:00

«ОСАГО не приносит убытки страховщикам»

О нынешней ситуации на рынке автострахования в Краснодарском крае «Живой Кубани» рассказал независимый страховой эксперт Юрий Сюсин, который работает в сфере страхования уже более 20 лет.

Новости рубрики Мнения
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник
О нынешней ситуации на рынке автострахования в Краснодарском крае «Живой Кубани» рассказал независимый страховой эксперт Юрий Сюсин, который работает в сфере страхования уже более 20 лет. Без страховки на автомобиль, как и без водительского удостоверения, далеко не уедешь. Однако и со страховым полисом не все так просто. Стоит попасть в аварию, как милые прежде страховщики меняются в лице и находят массу причин не возмещать полный ущерб. Не найдя общий язык, автолюбители тратят время и нервы на судебные разбирательства. Страховые компании же заявляют о кризисе автогражданки. Тем временем, с 1 октября 2014 года стоимость ОСАГО возрастет на четверть. - Юрий Осипович, с чем связана такая неспокойная обстановка на рынке автострахования? - На мой взгляд, ситуацию в этой области изменило постановление пленума Верховного Суда России от 28 июня 2012 года, которое разъяснило судам, что на договора страхования распространяется действие Закона «О защите прав потребителей». - И что же конкретно изменилось? - Владельцы страхового полиса стали вправе взыскивать компенсацию морального вреда, причиненную недобросовестным страховщиком, а также получили возможность судиться в своем городе или районе и не оплачивать при этом госпошлину. Страховщики, разумеется, были против таких новшеств. Ведь с момента принятия постановления сразу же увеличились объемы страховых выплат. Однако не так критично, как об этом заявляют страховщики. - Хотите сказать, что ОСАГО не такой уж убыточный вид страхования? - Как страховщики рассчитают убыточность и куда тратят деньги потребителей – это их дело, в законе об этом не говорится. Зато определен минимальный уровень страховых выплат, который составляет не менее 77% от суммы собранных взносов. К примеру, компания продала полисов на 100 млн. рублей, а выплатила пострадавшей стороне 77 млн. рублей. А теперь к реальным цифрам. По данным страхового надзора, средний уровень страховых выплат по всем видам страхования снижался с 53% в 2010 г. до 47% в 2013 г. Если говорить конкретно по ОСАГО, то здесь уровень выплат в 2012 г. составил 53%, а в 2013 г. - 58%. Это почти на 20% ниже того, чего требует закон. О каких убытках можно говорить? - Некоторые компании отказывают в предоставлении ОСАГО без оформления страховки на жизнь… - Знаю это не понаслышке, так как работал страховым брокером. В последнее время страховщики заставляли меня выписывать полисы без предусмотренной законом скидки за безубыточное вождение, а также навязывать дополнительные услуги. Делалось это устно, без подтверждающих документов. Я отказался работать на таких условиях. - Почему же страховщики не хотят работать по закону? И как избежать таких ситуаций? - Закон в новой редакции определяет, что если страховая компания, имеющая лицензию ОСАГО, отказывает страховать без дополнительных услуг, то работники подлежат административному наказанию в виде штрафа в 50 тыс. рублей. Другое дело, что клиенты должны фиксировать нарушения, бороться за свои права. Если все будут молча переплачивать, никакой закон не подействует. Навязывают услуги? Сообщайте в контролирующие органы: Центробанк, Роспотребнадзор, Федеральную антимонопольную службу, Прокуратуру. - Много ли компаний отказались от полисов ОСАГО в Краснодарском крае? - Точную цифру назвать не могу. Такие примеры есть, но они не должны пугать. Если вместо 100 компаний останутся 10 крупных, то потребители ничего не потеряют. Нет тотальной необходимости, чтобы было много компаний, оформляющих ОСАГО. Ни разу не видел очередь на сдачу лицензий. - На ваш взгляд, по каким критериям должны рассчитывать страховой полис ОСАГО? - Базовый тариф надо умножать на коэффициенты, учитывая при этом место регистрации автомобиля, мощность двигателя, возраст водителя и его стаж вождения. Особое внимание следует обратить на коэффициент бонус-малус (КБМ) или скидку за безубыточное страхование. Она зависит от качества вождения. При отсутствии аварий по вашей вине коэффициент уменьшается. Однако некоторые страховщики забывают о такой скидке. - Как поступить автолюбителю, который попал в сложную ситуацию со страховщиком? - Всё зависит от ситуации, но скорее всего, следует обратиться в суд с помощью юриста по вопросам страхования. Доверенность должна быть на ведение дела в суде, без права получения денег. Например, в Великобритании в этом направлении успешно работает институт страховых брокеров, которые помогают потребителю выбрать компанию, грамотно оформить договор, помочь в возмещении убытков в случае ДТП. Через них заключается до 80% договоров страхования. Становлению института страховых брокеров на российском страховом рынке помешали такие факторы, как налогообложение, лицензирование и пр. На их место пришли автоюристы. Они в большей степени наносят вред и потребителям, и страховщикам. На Кубани их развелось так много, что по этой теме весной в Краснодаре проводил совещание Центробанк, и для исправления ситуации предложил ввести финансового (страхового) омбудсмена, который будет рассматривать обращения граждан о неисполнении обязанностей по договорам страхования, нарушении порядка страховых выплат, их размера и т.д. Этот вопрос внесен на обсуждение в Госдуму на осеннюю сессию. - Как считаете, в какой стране на рынке автострахования идеальная ситуация? - Даже не знаю. Например, в Германии 13 лет назад был тяжелый кризис в сфере страхования. Говорят, что они ввели омбудсмена, и ситуация резко улучшилась. - В Германии дороги лучше, да и культура вождения на порядок выше. - Да. И, кроме того, там страхуют 90% рисков, а у нас не более 10%. И причиной такой разницы являются не только менталитет, наша бедность и расчет на авось, но и сами страховщики, которые плохо платят. Если бы страховщики работали честно, то и народ бы к ним потянулся. Вот и ОСАГО призвано не только для защиты прав потерпевших на возмещение вреда, но и стать локомотивом добровольных видов страхования, а не средством наживы, как сейчас.

Другие актуальные новости