Предложить новость

Производители трамваев судятся за краснодарский рынок

Конкуренты сомневаются в чистоплотности сделки между Краснодаром и Усть-Катавским вагоностроительным заводом

Производители трамваев судятся за краснодарский рынок

Планы по обновлению трамвайного парка Краснодара были озвучены давно. В прошлом году состоялись первые торги. Всего южная столица приобретает 57 трамвайных вагонов на общую сумму чуть менее 2 миллиардов рублей. 

Разумеется, торги проходили на конкурсной основе. В них приняли участие две компании: «Усть-Катавский вагоностроительный завод» и «Уралтрансмаш». В результате во всех трех закупках победил Усть-Катав. Проигравшая сторона через арбитражный суд требует все три закупки признать незаконными. Ответчики - департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодара, управление закупок администрации Краснодара и, собственно, победитель торгов - УКВЗ. Под сомнение поставлены не только результаты торгов, но и заключенные по их результатам контракты. Причем еще при проведении каждого из трех тендеров, в рамках процедуры закупок подавались жалобы, предпринимались попытки приостановить торги как проигравшей стороной, так и компаниями, которые уже на предварительном этапе взяли «самоотвод». 

Претензии, прежде всего, относились к формулировкам технического задания, которые жалобщиками считались «заведомо невыполнимых для одного из возможных участников конкурса». Речь, прежде всего, о сравнительно небольшой длине трамвая – не более 16,5 метра. Говоря по-русски, намекали, что техническое задание будущих закупок были прописаны под характеристики продукции именно Усть-Катавского завода. 

 Но антимонопольщики с этими доводами не согласилось, потому что в Краснодаре есть 15 рельсовых поворотов, где встречные трамваи длиной больше 16,5 метра могут столкнуться. Да и для слишком длинных трамваев пришлось бы удлинять существующие остановки. 

Вагоны 71-405, 71-407, 71-412 в продуктовой линейке «Уралтрансмаша» отвечали требованию - не более 16,5 метра. Как и длина победителя – уст-катавского трамвая модели 71-623. Но заявка «Уралтрансмаша» проиграла, потому что была приравнена «к предложению о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, что не соответствует требованиям документации об электронном аукционе». Понятно, что при прочих равных предпочтение на торгах оказывается отечественному производителю. 

Но с какого перепуга уральские машиностроители оказались иностранной компанией? А, судя по протоколам торгов, «Уралтрансмаш» во второй части заявок предъявил акт экспертизы на модель трамвая, характеристики которого не соответствуют характеристикам вагона из первой части заявок. Что не соответствует требованиям закона о контрактной системе и аукционной документации. Проще говоря, из-за канцелярской ошибки, из-за невнимательности какого-то «нехорошего человека» «Уралтрансмаш» «промухал» многомиллиардный контракт. «Екатеринбург» пытался оспорить ошибку в ФАС, но столь же тщетно, как и все предыдущие жалобы.

Ну и самый «железный» довод, определивший победу Усть-Катавского вагоностроительного завода: он предложил на торгах наименьшую цену. 
Да, это требование закона. Но оно давно и небеспочвенно критикуется бизнес-сообществом: не может хороший товар или качественная услуга стоить дешево. И, если присмотреться к предложениям участников торгов, то разница в стоимости минимальна. Ну, судите сами. 
Максимальная начальная стоимость конкретного лота - 172 миллиона рублей. «УКВЗ» предлагает выполнить заказ за 149,64 миллиона, а «Уралтрансмаш» - за 150,5 миллиона рублей. Разница - 860 тысяч. Другой лот объявлен с начальной стоимостью 180,76 миллионов рублей. Усть-Катавцы победили, потому что предложили аж на 810 тысяч меньше, чем конкуренты. В общем в текущем году Краснодар получит 32 трамвая, в следующем - 30. От УКВЗ.

Мы не ставим под сомнение качество, надежность или комфорт усть-катавских трамваев. Но не исключаем, что «копеечная» экономия трамвайных расходов может лишить краснодарцев каких-то новых возможностей передвижения в городе: больше скорость движения, больше площадь остекленения, больше сидячих мест, светлей в темное время суток, проще и дешевле в обслуживании…       

«Под занавес» напомним, что в прошлом году УКВЗ выиграл (и уже исполнил) три контракта на поставку Краснодару трамваев на общую сумму 1,05 миллиарда рублей. Поневоле спросишь себя, да не лоббирует ли кто-то в краснодарской мэрии интересы усть-катавского вагоностроительного завода? Такие «жирные» заказы! Такие регулярные победы!

Ранее "Живая Кубань" писала о госзакупках на автомобили представительского класса.