Перейти к основному контенту
02.10.2019 16:41

День профтехобразования – праздник Мастеров

Профессиональный праздник сегодня отмечают преподаватели и мастера производственного обучения, которые готовят квалифицированные рабочие кадры​

Новости рубрики Общество
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник
Профессиональный праздник сегодня отмечают преподаватели и мастера производственного обучения, которые готовят квалифицированные рабочие кадры​

2 октября 1940 года был принят указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР».

Но история отечественного профессионального образования России началась ещё раньше – ​ в 1701 году. ​ По велению великого реформатора Петра I были открыты первые светские профессиональные образовательные учреждения. Это были школы математических и навигационных наук, которые называют первыми реальными училищами в Европе. Также открылись учебные заведения при Тульском оружейном заводе, уральских горных заводах, в Москве при ткацкой фабрике «Прохоровская трехгорная мануфактура». Для получения рабочих профессий в училища отбирались способный люд из числа солдат, детей мастеровых и крестьян. Окончившим полный курс обучения присваивалась квалификация ученого мастера.

На Кубани к концу 19 века распространение получили специализированные сельскохозяйственные школы и ремесленные учебные заведения для детей казачьего и неказачьего сословия. Ремесленные училища чаще всего создавались при крупных заводах и фабриках. Дети могли обучиться плотничному, столярному, слесарному, сапожному, портняжному и другим ремеслам.
До 1917 года в Кубанской области было четыре ремесленные школы: Ейская​ школа ремесленных учеников, Екатеринодарская, Темрюкская и Брюховецкая низшие ремесленные школы.

В школу принимались мальчики в возрасте от 13 до 16 лет, окончившие шесть классов ​ училища или начальной церковно-приходской школы. Они должны были уметь не только читать и писать, но и успешно пройти особый приемный экзамен по программе.
Основная часть времени отводилась занятиям в мастерских. Продолжительность обучения составляла четыре года. Выпускники получали аттестаты «подмастерьев низшей ремесленной школы». А если продолжали заниматься ремесленной деятельностью, то через три года получали звание «мастер низшей ремесленной школы».

В 1917 году временное правительство издало «Положение о профессионально технических учебных заведениях». Эта реформа могла стать прогрессивной, но произошла революция.

В 1940 году в стране было три типа училищ: ремесленные, железнодорожные и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Их создали в самые кратчайшие сроки. Учащихся принимали путем мобилизации и в порядке добровольного набора молодежи.

Большое внимание на профессиональное образование было обращено во время начала Великой Отечественной войны, когда встала проблема кадров для оборонных предприятий и для предприятий промышленности. В 1958 году оправдавшие себя во время войны ремесленные училища и школы ФЗО были ликвидированы. Вместо них правительство создало новую систему обучения профессиям – ПТУ. В них ввели обязательное, одновременное среднее образование.

В 1987 году все училища вошли в состав Министерства общего образования. Система профтехобразования растворилась и потеряла свою самостоятельность, а главное – значимость.


Здание бывшего ремесленного училища в станице Брюховецкой.

За​ прошедшие годы некоторые специальности в российских колледжах и техникумах оказались крайне невостребованными. Например, особо нет желающих поступать на изготовителя эмалированной посуды, сушильщика в бумажном производстве, ткача, вышивальщицу или сборщика изделий электронной техники. Некоторые профессии устарели содержательно, другие – в принципе исчезают. Третьи – изменились так, что необходимые навыки можно получить на краткосрочных курсах.​

Но квалифицированный рабочий персонал не перестаёт оставаться движущей сила промышленных предприятий. И сейчас спрос на таких специалистов на рынке труда превышает предложение. Но престиж рабочих профессий снижается. Желающих получить начальное и среднее профобразование не так много. Выпускники же учреждений начального и среднего профессионального образования зачастую не соответствуют ожиданиям работодателя. Это неудивительно: качество образования падает, материально-техническая база учебных заведений сильно отстаёт от производства, мотивация учащихся и преподавателей низкая.

Но несомненно одно: без рабочих кадров не поднять экономику страны. Что бы, например, ни делалось для привлечения инвестиций в Россию, но если предприниматели будут понимать, что их инвестиции не обеспечены квалифицированной рабочей силой, они не будут вкладываться в производство. Можно привезти технологии, можно привезти инженеров для наладки оборудования, но рабочих точно привезти невозможно. Рабочие кадры всегда должны готовиться в стране размещения инвестиций. Это не экспортный товар.


Ранее​ «Живая Кубань» сообщала, что вместо «уходящих» специальностей появятся новые.