В известном шлягере Леонида Утесова пройдоха-управляющий сообщал позвонившей ему хозяйке о незначительных мелочах, которые произошли в ее отсутствие. Дом, сгорел, лошадь сдохла, но в остальном: «Все хорошо! Все хо-ро-шо!» Слушатели улыбались, понимая, что маркиза – полная дура, доверившая важное дело по присмотру имения обманщику.
Похоже, что сейчас нам, жителям края, предлагают роль той самой маркизы. Но вот чего точно никто из нас не желает, так это быть обманутым. Даже если кто-то в ближайшем окружении губернатора или в его пресс-службе решил, что сейчас самое время Кондратьеву излучать оптимизм и нести своими изречениями радость в массы. И это на фоне надвигающегося и на нас коронавирусного хаоса. То что стране этого пугающего заболевания не избежать, стало понятно, едва появились первые заболевшие. Вопрос, до какой степени удастся снизить масштаб ЧС.
В регионах, понимая серьезность ситуации, объявляют особый режим. В столице по распоряжению мэра Собянина отдают новую современную больницу под больных, заражённых коронавирусом, и приступают к строительству быстровозводимой инфекционной больницы. Весь мир стоит на ушах.
У нас же тишь да гладь и божья благодать: все хорошо, краю эпидемия не грозит. Мы же живем на другой планете, не правда ли? Ощущение, что те краевые чиновники, кто должен отвечать за наше здоровье, либо сами недалекие политики, либо нас считают дебилами или по каким-то причинам желают зла и полнейшего провала своему шефу – Кондратьеву.
Фраза «Пир во время чумы» имеет только один оттенок – негативный. И похоже, что именно губернатору его окружение, придворные кукловоды, отводят роль «шеф-повара» на этом «пиру».
Вот СМИ цитируют губернатора, который якобы сказал: «Кубань уже сталкивалась со случаями подозрения на коронавирус, однако, пока необходимости введения карантина нет. Если возникнет, безусловно, будем вводить карантинные меры. Мы будем исходить из эпидемиологической обстановки». Из неё следует, что никто ничего делать не собирается, пока гром не грянет.
То, что эта невнятная «текстовка» не может принадлежать Кондратьеву, говорит хотя бы тот факт, что сегодня он не в крае, а в Москве. И его пиарщики, чтобы заполнить образовавшийся информационный вакуум, наверное, решили блеснуть: выпендриться перед губернатором лихостью сочинительства и исполнительностью. Вот, правда, хуже нет исполнительного дурака.
С чьей подачи появилось сие творение, самонадеянное, самоуверенное, шапкозакидательное? Правда, не отличающееся прозорливостью. Не Василия ли Швеца, радеющего за наполнение курортов края?
Нет, конечно, случись беда, Василий спасется, у него же статус. А сотням обычных кубанцев как быть? Надеяться на то, что Василий, как сказочная Василиса, за сутки все, что от имени губернатора в его ведомстве наваляли, пооткрывает и больницу мобильную в случае надобности, как Собянин, построит, и лекарствами всех обеспечит, и, взмахнув рукавом, достанет оттуда все необходимое оборудование?
Но в жизни все намного серьезнее, чем в сказке. И обещание, что «будет развернут госпиталь на базе Краснодарской краевой инфекционной больницы» и что «госпитализация будет проводиться еще в 4 больницах и 56 инфекционных отделениях многопрофильных больниц края» — это слова, а нужны конкретные действия.
Первоначальные симптомы коронавируса схожи с «привычной» простудой. Высокая температура, першение в горле, ломота в теле, слабость, отдышка. Но его коварство в том, что вирус мгновенно садит иммунитет. И организм уже не может восстанавливать силы. Прежде всего удар принимает дыхательная система.
Видели вы как зажигалкой водят под листом бумаги? Бумага темнеет, темнеет, а потом обугливается и прогорает. Появляется дыра. Примерно так же действуют свиной и птичий грипп, а теперь и новая напасть – коронавирус. Только вместо бумаги – легкие человека. Множество очагов поражения. Легкие не могут насытить кислородом организм. Да, несмотря на трагическую статистику смертей, все же большинство пациентов выздоравливает. Не сами по себе. Врачи обязательно используют аппараты ИВЛ - искусственной вентиляции легких. Они дышат за человека и дают ему шанс на жизнь. Если упустить момент перехода на ИВЛ, все дальнейшие реанимационные мероприятия будут уже не нужны: пациент «уйдет».
Так что необходимо сделать сейчас? Точнее, что было необходимо было сделать еще вчера?
Срочно закупить недостающее количество аппаратов. Мало того, закупить их с учетом максимально прогнозируемого возможного числа заразившихся.
Пройдет беда мимо? Окажется число заболевших меньше прогнозируемых? Никто не попрекнет в излишних расходах.
Тех, что были закуплены, явно мало. Они несут свою вахту в реанимационных отделениях. Они используются в текущей, так сказать работе. А если число «реанимационных» из-за коронавируса возрастет? Нужно принимать решение о выделении денежных средств, утвердить на внеочередной сессии ЗСК изменения бюджета, связанные с необходимостью этих закупок. Объявить торги, организовать их, учитывая возможный форс-мажор и цейтнот по времени по схеме закупок у единственного заказчика. Установить в больницах. Найти недостающих в краевом здравоохранении специалистов этого профиля, решить бытовые вопросы врачей, которым предстоит сражаться на этом фронте. Решить вопросы по нормальным зарплатам, по предоставлению квартир новому медперсоналу. Потому что тех, кто еще работает сегодня в системе кубанского минздрава – 47-50% от положенного по штатному расписанию. В случае эпидемии, даже если наши доктора будут сутками на дежурствах, они не в состоянии будут уделить внимание каждому заболевшему.
Теперь о самом важном — как расширить возможности реанимационных отделений в тех самых городских и районных больницах? Они сейчас в зданиях советской ещё постройки на 8 или 15 коек. Но в случае эпидемии их должно быть 200 или 300 или даже 400. И как тут разместить, если понадобится, аппараты ИВЛ и реанимационное оборудование. Куда элементарно положить людей? Инфекционные больницы и так переполнены. Да и краевая «инфекционка» — это старый фонд, из 40 зданий. Где больные, порой, и в коридорах из-за недостатка мест лежат. Малоуважаемые авторы «губернаторского текста», вы о чем пишите от его имени?
А запас лекарств? А продукты? А повара? А лаборанты? А увеличенный штат сотрудников скорой помощи? Который тоже укомплектован далеко не полностью. Не хватает элементарного – автомобилей «скорой». И это мы еще не задаем вопросы по городскому транспорту: как дезинфицировать его будут? Кто? Чем?
Из всего этого напрашивается единственный вывод: подобные тексты, что, мол, у нас все хорошо, подготовил губернатору голимый (уж извините) дилетант. Но не все же такие в крае.
И потом, мы понимаем, что наша жизнь НИКОГО из пресс-службы администрации или из сотрудников краевого минздрава не волнует: «Бог дал – Бог взял». Но мы-то не согласны умирать ради чьей-то бравады, тупости или алчности. И мы хотим получить ответы на конкретные вопросы. Об оборудовании, о достаточности и обученности персонала, о достаточности необходимых лекарств и средств защиты. Если будут на них ответы, будут и спасенные жизни.
А пока нам сегодня радостно исполняли ретро-шлягер: «Все хорошо, прекрасная маркиза!», пришла далеко нерадостная весть — в Краснодарском крае в инфекционную больницу, расположенную в центре кубанской столицы, госпитализирован больной с диагнозом коронавирус.