Межведомственная рабочая группа при Совете Федерации готовит пакет законопроектов, урезающих полномочия органов опеки. Их лишают права вести поиск семей, где ребёнок остался без присмотра старших, и тем более — изымать его по надуманным основаниям. Как выяснила «Парламентская газета», предлагаемые новации оставляют за опекой лишь те полномочия, которые закреплены в названии службы, — помогать попавшим в беду маленьким гражданам страны. Но при этом ни в коем случае не разрывать детско-родительские отношения и не множить количество сирот.
Не добавят новых компетенций правоохранительным органам. Если сейчас полиция может изымать из семьи детей, то по предложенному законопроекту силовики обязаны оказывать меры защиты, которые предусматривают временную передачу ребёнка бабушкам, дедушкам и другим родственникам, а если это невозможно, то в соцучреждение.
- Мы не добавляем полиции новых полномочий, наоборот, лишаем её функции по изъятию детей. Если сейчас сотрудники полиции изымают и куда-то устраивают детей из так называемых неблагополучных семей, то по нашему законопроекту они должны будут обеспечивать временные меры защиты для несовершеннолетних, оказавшихся в сложной ситуации, — рассказала председатель подкомитета по гражданскому и семейному праву Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина.
Она считает, что изъятие ребёнка из семьи и помещение его в социальное учреждение, — это крайняя мера. Если пакет поправок будет принят, оставшийся на время без родителей малыш будет жить с родственниками, крёстными или другими взрослыми, которые готовы нести за него ответственность. Главное, что он останется в семье.
По словам Мизулиной, все члены межведомственной группы единодушны в том, что существующий механизм изъятия детей из семьи необходимо изменить.
- Его можно сравнить с топором — он просто разрубает семью на части — в одной части остаются родители, а в другой части — ребёнок, которого защищают, — сказала сенатор. - Даже в случае, когда семья потом восстанавливается, эту рану уже не залечить, эта травма остаётся.
По мнению парламентария, чаще всего можно обойтись и без этой крайней меры. В основе механизма изъятия ребёнка при непосредственной угрозе жизни, по её словам, лежит недоверие власти к родителям и попечителям. Эту ситуацию нужно менять, уверена она.
Кроме того, сейчас опека выполняет функцию по поиску неблагополучных семей. Нередко такие семьи выявляют во время так называемых рейдов, когда сотрудники службы проводят ревизию продуктов в холодильнике и считают, сколько у ребёнка книжек и игрушек, то есть действуют как карательный орган. Такого, по мнению Мизулиной, быть не должно. Задача службы — помогать тем, кто попал в беду.
Другое предложение касается оперативного механизма помощи детям, которые временно или навсегда лишились родительской опеки. Сейчас , если произошел несчастный случай со взрослыми, ребят помещают в детское казённое учреждение, а его близкие бегают по инстанциям, чтобы оформить опекунство. Мизулина считает, что ребенок должен остаться в семье (у бабушки, тёти, крёстной) до выздоровления мамы и папы.
- Взрослым, даже если они не кровные родственники, не нужно будет доказывать, что малыш им не чужой, они могут о нём позаботиться, — пояснила Елена Мизулина.
Законопроект сенаторы планируют вносить в Госдуму частями, до конца года, и рассчитывают на поддержку депутатов и кабмина.
Органы опеки под плач и крики забрали пять детей из семьи (ВИДЕО), сообщала ранее «Живая Кубань».
Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://t.me/live_kuban.