Перейти к основному контенту
09.09.2019 13:49

Среднее образование в России становится средненьким

Проводимые в последние годы реформы в системе образования усилили социальное неравенство

Новости рубрики Общество
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник

Проводимые в последние годы реформы в системе образования усилили социальное неравенство

Чем в советские годы гордились люди? Ну, во-первых, страной, в которой живут, во-вторых, армией, которая спасла мир от фашизма, в-третьих, полетом Гагарина в космос, в-четвертых, культурой, ну и, конечно же, системой образования, которая воспитывала и формировала личностные качества гражданина...

Сегодня, в веке XXI, весомых поводов у россиян для того, чтобы по-настоящему восхищаться достижениями Родины — раз-два и обчелся. Мы уже давно не первые во вселенной. Искусство в большинстве своем стало бизнесом.

Про образование и вовсе говорить не приходится. Перед началом этого учебного года Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос среди 4800 человек старше 18 лет о системе школьного образования в России. По мнению 51% опрошенных, за последние десять лет ситуация в сфере образования ухудшилась. Среди родителей учащихся такое же мнение выразили 49% респондентов.

Каждый третий опрошенный считает, что в российских школах не уделяется должного внимания развитию индивидуальных способностей детей. В числе основных проблем современной школы родители называют недостаточную оснащенность школ компьютерной техникой и лабораторным оборудованием и нехватку кадров.

Хотя в 2019 году на образование в России было выделено 820 миллиардов рублей. Это на 1500 и 2200 миллиардов меньше, чем на нацбезопасность и армию соответственно. Но в 3 раза больше, чем было направлено на образование в 2018! Так почему же каких-то пару десятилетий наше образование из лучшего в мире превратилось в то, во что превратилось?

Очередная порция указов президента предписывает обществу и государству в ближайшие годы понизить уровень бедности в стране вдвое. И это прекрасно. Однако вот незадача: серьезные помехи для достижения этих сияющих вершин благосостояния создает не только нынешнее состояние отечественной экономики, но и устройство нашей системы образования. И большой вопрос, что помешает искоренению бедности сильнее.

Как уверяют американцы, в мире есть масса вещей гораздо более ценных, чем деньги, но все они стоят очень больших денег. В чем-то они правы. По статистике, без малого 70% российских семей с доходами ниже уровня прожиточного минимума имеют детей. И именно эти дети учатся намного хуже, чем их сверстники из семей более благополучных. Многие из них никогда не достигнут базового уровня функциональной грамотности, а с ней — шанса на качественное профобразование, успешную карьеру и адаптацию в современном обществе.

Это их карма — путь, которым бедность вновь и вновь воспроизводится все в новых поколениях. И ее корни, по словам научного руководителя Института образования Исака Фрумина, «закладываются через неуспешность в детстве, в системе образования».

На самом деле проблема неуспешности, это когда государство вкладывает в образование человека больше, чем тот, благодаря обучению, потом заработает, не российское ноу-хау. С ней знаком весь мир. Но если за границей с неуспешностью детей активно борются через целевые госпрограммы поддержки отдельных учеников, школ и даже целых регионов компактного проживания проблемных семей, то в нашей стране этого не происходит.

Россия, наподобие персонажа «Второй драматической симфонии» Андрея Белого, как шла, так и идет неизвестно куда, и никакая сила не может изменить этого пути. Наши политики не только не борются с образовательной неуспешностью, но об этой проблеме даже не думают. А проблемы между тем копятся.

В средней школе каждый четвертый учащийся не достигает минимально необходимого порога грамотности. И, в лучшем случае, отучившись затем в системе среднего профтехобразования, идет на непрестижную и тяжелую работу с зарплатой в 30 тысяч рублей в Москве или 15 тысяч регионах.
  
Причем это еще не худшая траектория, ведь 5 миллионов молодых россиян в возрасте до 30 лет не работают вовсе, находясь в местах лишения свободы. Самое же невероятное, что, если после 11-го класса молодой человек вообще никуда не пойдет учиться, он будет зарабатывать больше, чем выпускник системы СПО!

Сомневаться не приходится: частный извозчик-«бомбила», «челнок» или охранник сплошь и рядом зарабатывает больше, чем среднестатистический выпускник российского колледжа.
  
Парадоксально, но факт! Система нашего образования выстроена так, что, не имея минимального стартового уровня, заканчивать колледж или даже школу просто незачем: это проторенный предшествующими поколениями путь к бедности. То ли дело примкнуть к ОПГ или в лучшем случае заняться «серым» бизнесом!

Тем самым «фактически система профобразования работает у нас не как сглаживающий фактор социального неравенства, а как его углубитель. Так что единственный институт, который выводит сейчас нашего человека из неуспешности — это контрактная армия.

Конечно, в последние годы появились суперсовременные колледжи, не уступающие по качеству подготовки лучшим зарубежным практикам. Но их пока мало.
  
Что же касается среднестатистических учебных заведений данного уровня, то они таковы, что 63% их выпускников утверждают, что, начав работать, ни разу не использовали профессиональных знаний. Правда, о том же заявили и 42% выпускников российских вузов.
  
Просветители XVIII века уверяли: когда 51% населения земли составят грамотные люди, наступит век всеобщего благоденствия. Увы, как свидетельствует опыт нашей страны, они заблуждались.

«Живая Кубань» ранее рассказала, что заставляет деградировать высшее образование Кубани и России.