В этот день почти две тысячи лет назад был распят Иисус Христос.
Последняя пятница перед Пасхой называется Страстной, поскольку именно в этот день предатели распяли Иисуса Христа. Православные христиане с большим почтением и трепетом относятся к этой памятной дате, вспоминают страдания Христа и его смерть на кресте за грехи человеческие.
Православные историки, изучающие жизнь святых, до сих пор не могут прийти к согласию, почему же римский прокуратор Понтий Пилат хотел отпустить Спасителя, а потом все же произнес смертный приговор.
Долгое время ученые считали Пилата вымышленным персонажем, рассказывает «РИА Новости». В первую очередь это было связано с тем, что в Евангелии он показан как защитник Христа.
В Святом Писании описывается не обычный судебный процесс того времени, а целая драма. Нигде в Евангелии больше не уделено столько внимания подробностям происходящего, как там, где речь идет о последних часах земной жизни Спасителя.
Его арестовали в Гефсиманском саду. Предатель Иуда указал охранявшим Иерусалимский храм воинам на учителя, поцеловав Его. Христа связали и повели на суд первосвященников, так как обвиняли в преступлении против религии. После долгих поисков лжесвидетельств они нашли двух мирян и на основе их показаний обвинили Иисуса. После этого состоялся суд римского правителя Иудеи, Понтия Пилата. В Евангелии подчеркивается, что только он мог утверждать смертные приговоры.
Долгое время историки оспаривали это утверждение, поскольку все дела (гражданские, уголовные, религиозные) в Иудее в I веке рассматривал синедрион – суд первосвященников. Однако позже нашлись свидетельства, что за считанные годы до распятия Христа римляне отняли у синедриона право рассматривать уголовные дела – видимо, из-за слишком частых восстаний в провинции. Подтверждение тому историки нашли в Талмуде, своде правовых и этических положений иудаизма. Эта книга считается одним из основных источников информации о жизни раннехристианской общины.
Согласно установленным римлянами предписаниям, прокуратор Иудеи должен был рассматривать каждый вынесенный синедрионом смертный приговор и либо утверждать его, после чего он исполнялся, либо отклонять – и тогда осужденному сохраняли жизнь.
В пятницу утром Понтий Пилат, как обычно, занимался обращениями жителей Иерусалима, пока к нему не привели закованного в кандалы Христа. После беседы с ним, прокуратор вышел к иудеям и сказал им: «я никакой вины не нахожу в Нем».
Исследователи долго спорили об этих словах: зачем ему отпускать человека, который потенциально может учинить бунт? Вопрос в конце XIX века решил известный русский библеист Александр Лопухин. В своих исследованиях он привёл доказательства, что представитель Рима счёл обвинения первосвященников не более чем спором о понятиях и смыслах.
Однако первосвященники понимали, что за ложный донос их самих могли казнить. Поэтому они заявили, что Христос, якобы, призывал не платить дань римлянам. В то время это было страшное обвинение. Приговоренных по этой статье, подвергали самой жестокой и позорной казни – распятию. Прокуратор засомневался и в этом обвинении, но видя разгорячённую толпу он понимал, что не пойди он ей навстречу, придется подавлять очередное восстание. В Евангелие описывается: «Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю». Таким образом, получается, что Пилат приговорил Иисуса к казни, опасаясь бунта и утраты власти.
Спустя триста лет среди христиан распространилось предание, будто бы после этих событий прокуратор принял крещение от апостолов и в 64 году был казнен во время гонений императора Нерона. В некоторых общинах его даже чтут святым — например, в Эфиопской церкви.
Однако большинство ученых все же склонны полагать, что Понтий Пилат был жестоким человеком и искренне ненавидел иудеев. А Христа считал не более чем лидером одной из многочисленных иудейских сект.
По всей видимости, суд на Иисусом стал для него роковым. В 36 году Пилата отстранили от управления Иудеей. А что произошло с ним дальше — большая загадка, а значит ученым еще предстоит узнать, почему славящийся жестокостью прокуратор "искал отпустить Христа". И отчего одна из самых известных личностей в Евангелии оказалась забыта современниками.
Однако сам день распятия Христа почти две тысячи лет помнят и чтят православные во всём мире. За долгие века Страстная пятница приобрела довольно много интересных народных примет и поверий. Их помнят и сегодня, и применяют перед Пасхой.
Вот на что следует обратить внимание в первую очередь:
1. Очевидно, что в Страстную пятницу, Великую субботу и в само Светлое Воскресение не стоит раздражаться и ругаться. Для этого есть другие дни – к чему же тогда омрачать память Христа и праздник Пасхи?
2. Не следует пить алкоголь, принимать участие в застольях.
3. Стоит исключить любые праздные разговоры, пересуды, пустопорожние новости, сплетни, пространные рассуждения и шутки. Страстная пятница – это день памяти и скорби по Иисусу. И любое оживленное общение может просто развеять обстановку священного почитания умершего Спасителя.
Великий пост в Страстную пятницу: что можно кушать
Страстную пятницу запрещается потреблять какую-либо пищу вплоть до выноса плащаницы из храма (это происходит около 15 часов, т.е. после обеда). А после, в течение оставшегося дня, можно кушать только хлеб (но не сладкую выпечку) и пить воду.
Подобный запрет длится вплоть до ночи на воскресенье, когда после службы верующие радостно воскликнут с новостью: «Христос воскресе! Воистину воскресе!».
Конечно, столь строгий запрет не касается людей с ослабленным здоровьем, детей, пожилых, а также тех, кто трудится физически и просто может потерять силы от голодания.
Таким образом, народные приметы и обычаи на Страстную пятницу и Великую субботу перед Пасхой напрямую связаны с событиями, которые произошли в эти дни около двух тысяч лет тому назад.
17.04.2020 10:17
У православных всего мира наступила Страстная пятница
В этот день почти две тысячи лет назад был распят Иисус Христос
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник
Другие актуальные новости