Жители Копанского продолжают бороться против городской свалки. Они снова вышли с плакатами, призывающими не губить их.
Мусорный полигон близ хутора Копанского возник в 1991 году при Валерии Самойленко – как временное явление, что подтверждается его «свидетельством о рождении» – многочисленными документами. Последующие мэры периодически обещали его закрыть, но воз и ныне там. За тридцать лет на этом «возу» скопилось порядка 20 миллионов тонн отходов. Городская свалка занимает 35 гектаров, – причем две трети этой площади используется либо откровенно незаконно, либо со «скользкой» аргументацией. Законная свалка – это 8,8 гектаров так называемого «тела полигона», принадлежащие муниципальному образованию город Краснодар. К нему примыкает участок земли, находящийся с 2009 года в собственности «Мусороуборочной компании». Официально этот второй участок не включен ни в какие госреестры и территориальные схемы обращения с отходами. То есть это просто земля, на которой – при других обстоятельствах - могла бы расти пшеница, да не в те руки попала.
И сейчас расширение полигона идет прежде всего за счет этой площади. Есть еще третий маленький - 3,4 гектара – участок, предназначенный исключительно для «размещения промышленного объекта». Собственник этого участка неизвестен, но арендует его все тот же мусорный оператор. И значит судьба его предрешена.
Теперь – о том, что туда свозят. Если коротко – все! Отходы 1 класса опасности разрешены исключительно в герметичных емкостях, 2 класса – в надежной таре, 3 класса – в бумажных мешках и 4 класса – россыпью. Лицензию на работу с отходами 1-4 классов мусороуборочная компания как-то получила в 2016 году. «Как-то» – потому что в прилагаемой к лицензии санитарно-эпидемиологическом заключение за подписью главного санитарного врача по Краснодарскому краю Ю. Г. Ананича упоминались отходы лишь 4 класса опасности. Краевой Росприроднадзор время от времени - за нарушения, и неисполнение предписаний - штрафует регионального мусорного оператора. Но при этом сам Росприроднадзор нарушителя не «дожимает». Даже не может – в ответ на многочисленные обращения жителей хутора Копанского – определить границы санитарно-защитной зоны полигона.
Вообще список пригрешений свалки гораздо более внушительный: в обращении жителей Копанского на имя председателя комитета городской Думы, который занимается – помимо прочего – и защитой окружающей среды Людмилы Головченко (в редакции имеется) упоминается отсутствие проекта, дренажной системы под телом свалки, документа госэкспертизы, лицензии на объект отходов, мониторинга ее деятельности, нарушение технологии захорошения отходов...
Любопытно, что администрация Краснодара выделила на территории санитарно-защитной зоны главной городской свалки 226 участков для многодетных семей! Но люди не дураки, поэтому и поныне на участках, которые многодетным стали раздавать в 2011 году, ничего не строится – хотя туда протянули и газ, и воду. А в самом Копанском недвижимость год от года дешевеет. И стало обыденностью, что хуторяне при любой возможности перебираются в Краснодар – на съемные квартиры.
Сама свалка вопреки многочисленным предписаниям и решениям судов чувствует себя вполне превосходно, перспективы безоблачны. По крайней мере, в этом году начнется освоение ее второй, площадью 100 гектаров очереди, стоимостью в полтора миллиарда рублей. Трехстороннее инвестсоглашение было подписано еще два года назад. Хотя заключения обязательной государственной экологической экспертизы нет.
К слову, в обращении жителей Копанского на имя Руководителя службы по надзору в сфере природопользования Светланы Радионовой (документ есть в редакции) прямо сказано, что свалка в Копанском «непотопляема». Но вернемся к трехстороннему соглашению. В нем говорится о модернизации существующей свалки и строительстве нового мусороперерабатывающего комплекса. Общая мощность полигона достигнет 1,4 миллиона тонн отходов в год, – при том, что мощность переработки и сортировки будет лишь 480 тысяч тонн, меньше трети вала! Разумеется такое соседство раздражает, мягко говоря, жителей Копанского, а вместе с ними и поселков Новый, Краснолит, Черники, Восточный. Они убеждены, что большая часть проблем свалки имеет отношение к ее «временному» характеру - при рождении. Они уверены, что если будет построен новый полигон – в другом месте, с инженерной инфраструктурой, с четкими границами, с мусороперерабатывающим современным заводом – будет как в той пословице: «и волки сыты, и овцы целы».
Люди обращаются за справедливостью и пишут во все инстанции. Но пока внятного ответа не получили. Формально ведомства отвечают, но ответы эти пустые, – то что в народе давно уже прозвали отписками. А там - «не установлено», «не выявлено», «не найдено»...ничего плохого.
Мы ничего не утверждаем, но давайте предположим на секунду, что в контексте копанской свалки упоминаемое выше управление Росприроднадзора работает непрофессионально, халатно, преступно. Какое ведомство должно выявить реальное положение дел и ответить – не нарушает ли Росприроднадзор закон?! Мария Жабина и Маргарита Корниенко, из общественно–экологического объединения хутора Копанского, рассказали, что за последнюю акцию, когда хуторяне с транспарантами и с требованиями закрыть свалку прошли по улицам родного хутора – их тут же задержали. По закону! Люди говорят, что за последнюю акцию им пришлось заплатить - вышедших оштрафовали на 20 тысяч рублей каждого.
«Там коллапс»: в Минприроды раскритиковали реализацию мусорной реформы на Кубани, сообщала ранее «Живая Кубань».
Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://t.me/live_kuban.