17.12.2014 22:50
Новую концепцию школьного курса литературы подготовит ОП РФ
Общественная палата РФ по просьбе министра культуры Владимира Мединского разрабатывает новую концепцию школьного курса литературы.
Общественная палата РФ по просьбе министра культуры Владимира Мединского разрабатывает новую концепцию школьного курса литературы. Новая концепция будет "ориентировать учителей на воспитание в детях через литературные образы гордости за нашу многонациональную страну, глубокого и спокойного патриотизма, уважения к различным культурам, на формирование в учениках ценностей крепкой традиционной семьи". "Мне позвонил министр культуры. У нас была большая история, связанная с русской литературой. Он предложил возглавить группу по созданию учебника по русской литературе", - рассказал председатель комиссии ОП по сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло. По словам Пожигайло, неоднозначные персонажи русской словесности должны подаваться таким образом, чтобы не стать образцом для подражания. В списке произведений, которые вызывают у общественников вопросы, - "Гроза" Александра Островского, "Отцы и дети" Ивана Тургенева, гражданская лирика Николая Некрасова, сказки Михаила Салтыкова-Щедрина и критика Виссариона Белинского. "Изучение творчества этих авторов следует поставить под особый контроль. Будет разработана специальная методичка для учителей, в которой будет четко прописано, что следует рассказывать детям про эти произведения", - говорит Пожигайло. Он приводит пример, как учителя будут противопоставлять правильное и неправильное поведение героев согласно методичкам. "Екатерина из "Грозы" - это просто несчастная девушка, которая поддалась страстям, не смогла справиться с ними и покончила жизнь самоубийством. Другой пример: Татьяна Ларина из "Евгения Онегина" - она вышла замуж, она счастлива. С одной стороны, страсть, которая может привести к самоубийству, а с другой - мудрое преодоление страсти", - поясняет председатель комиссии ОП. Произведения Николая Гоголя (в первую очередь в школе изучают "Ревизора" и "Мертвые души") и Федора Достоевского ("Преступление и наказание", "Братья Карамазовы") Павел Пожигайло предлагает исключить из курса для средних классов школы и подробно разбирать уже в старшей школе, причем параллельно друг другу. "Это писатели будущего, обладающие провидческим даром. Если брать того же "Ревизора", то Гоголь имел в виду не высмеивание царских чиновников, как это понималось в советское время, а мытарства одной души, где каждый из героев - это различные грехи. И Хлестаков в этом смысле - это Антихрист. Чтобы понять Гоголя, нужно, как минимум, знать Новый Завет. И его надо бы параллельно с Достоевским. Они оба говорили евангельскими текстами", - подчеркивает он. Некоторые произведения комиссия Общественной палаты предлагает исключить из школьной программы и изучать уже в институте. Пока речь идет о "Мастере и Маргарите" Михаила Булгакова. "Понятно, что в большей степени дети увлекаются Воландом, Коровьевым, Бегемотом, совершенно не понимая творческую задачу Булгакова, - подчеркивает Пожигайло. - Я считаю, что эту книгу надо в институте преподавать. Конечно, кто-то хочет, чтобы ребенок был полностью свободен, как Раскольников. Но я считаю, что эта свобода, так же, как свобода Базарова, она ведет к трагедии. И в этом смысле дать полную свободу, дать Пелевина, Улицкую, "пусть ребенок почитает", - это неправильно". Замминистра культуры Григорий Ивлиев подтвердил, что ведомство поручило Общественной палате разработать концепцию. "Мы поддерживаем предложения Общественной палаты. Но, понятное дело, что в разработке курса будут принимать участие не только общественники, но и специалисты Минобрнауки и мы", - цитируют Ивлиева "Известия". Как писала "Живая Кубань", школьный курс литературы на Кубани дополнится книгами местных писателей.
Другие актуальные новости