Перейти к основному контенту
24.11.2020 16:30

В Госдуме не приняли законопроект Краснодарского края о сбросе стоков в курортной зоне

Предложения кубанских депутатов противоречат существующим нормам и здравому смыслу

В Госдуме не приняли законопроект Краснодарского края о сбросе стоков в курортной зоне
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник

24 ноября Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендовал отклонить в первом чтении законопроект, внесенный ранее ЗСК Краснодарского края. Об этом сообщило РИА «Новости». Суть его заключалась в разрешении сброса очищенных сточных вод в реки и моря, расположенные в границах второй санитарной зоны курортов и лечебно-оздоровительных местностей. В настоящее время действующая редакция Водного кодекса запрещает сброс сточных вод, в том числе дренажных, в водные объекты, расположенные в границах первой и второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Но кубанские законодатели посчитали, что предоставленная хозяйствующим субъектам возможность сброса стоков и дренажных вод в районе охранных зон послужит сохранению курортно-рекреационного потенциала и инвестиционной привлекательности Краснодарского края.

Но по факту это больше напоминает попытку подогнать новые нормы под существующие нарушения в проектировании, строительстве и работе курортных объектов. Если бы поправки в 44 статью Водного кодекса, которые предложили на рассмотрение Госдумы депутаты нашего ЗСК, были приняты, нечистоты в Черное море могли бы сбрасываться на законных основаниях. Да, в предложении краевых депутатов-единороссов говорится об «очищении сточных вод до установленных нормативов для сброса в водные объекты второй зоны санитарной охраны». Но все разговоры краевых народных избранников об «установленных нормативах» выглядят довольно странно, если учесть, что в самих поправках — ни слова о том, что такое, собственно, «очищенный сток». В том числе и из-за этого против принятия кубанского законопроекта выступило и правительство РФ, ведь предлагаемые в нем изменения, по его мнению, «не обеспечивают полноту и ясность правового регулирования», не отвечают заявленной цели, а его реализация может привести к трудностям в применении новых норм на практике.

«Живая Кубань» уже писала об этой удивительной местной депутатской инициативе. У любого нормального жителя края, как и у граждан отдыхающих мнение едино: курорты Кубани должны, напротив, ужесточать санитарные нормы. Если уж мы заговорили о каком-то там приближении к европейскому уровню гостеприимства.

В соответствии с постановлением Правительства от 7 декабря 1996 г. N 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» вот что относится к этой самой ВТОРОЙ зоне (первая это фактически заповедник):
«Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства».

На территории второй зоны запрещается размещение не связанных с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха зданий и объектов. Здесь нельзя проводить никаких работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов. Но главное – запрещен сброс сточных и дренажных вод в водные объекты и другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов. Исключение составляет сброс очищенных вод через специальные глубоководные выпуски.

Когда депутаты ЗСК только готовили эту «бомбу замедленного действия» для Госдумы, об острой необходимости перемен высказался председатель комитета ЗСК по вопросам использования природных ресурсов, экологической безопасности, санаторно-курортного комплекса и туризма Александр Джеус.

Главный защитник природы по депутатской линии посетовал, что большинство объектов ЖКХ и санаторно-курортного комплекса, введенных в эксплуатацию более 50 лет назад, расположены именно в границах второй зоны. А, значит, чтобы выполнить новые, более жесткие требования Водного кодекса, надо вкладывать бюджетные деньги в строительство очистных сооружений. Надо заниматься проектированием новых схем «сброса» и, в целом, много и активно работать на экологическое благополучие наших курортных территорий.

Каждый год Кубань принимает более 17 миллионов отдыхающих, везущих со всей страны деньги в казну региона. Даже в нынешний коронавирусный год только в Сочи отдохнуло 4,5 миллиона отдыхающих! Плюс, впечатляющих размеров курортный сбор, о пользе которого столько писалось. То есть, получается, деньги в бюджете на все эти курортные «очистные» преобразования есть? А результата нет. Так почему же последние пять лет ни депутатов, ни краевую власть не волновало полнейшее отсутствие работы в этом направлении?

Если мы посмотрим на многие действующие договоры, заключенные еще с учетом прежних норм Водного кодекса, то увидим, что они заканчиваются в… 2024 году. По логике даже эти предстоящие четыре года — срок более чем достаточный, чтобы хотя бы наиболее острые «сбросные» проблемы решить. Но, видимо, краевые власти не собираются ничего предпринимать и в будущем.

Логично же: если курортные территории края никак не укладываются в требования российского законодательства, необходимо поменять само законодательство! То есть официально разрешить слив, по сути, фекалий и промышленных стоков, что происходит уже сегодня повсеместно. Вся эта отрава течет по маленьким речушкам в море, сливается с не оборудованных современными очистными сооружениями городов и поселков.

Когда все это законодательное творчество только готовилось для подачи в Госдуму, любопытный аргумент в пользу необходимости изменения норм до уровня экологического бедствия привел председатель краевого заксобрания Юрий Бурлачко. Он уже тогда отметил, что непринятие во внимание данных особенностей региона может повлечь «тяжелые последствия» для экономики края.

«У нас во многих муниципалитетах курортная сфера — один из основных доноров местного и краевого бюджетов. Будет также нанесен удар и по инвестиционной привлекательности края. Мы должны предложить федеральному законодателю разумный компромисс между экологическими нормами с одной стороны и требованиями экономики, интересами населения — с другой», — приводит пресс-служба ЗСК его слова.

Так что, наверно, кубанцы могут сказать «спасибо» комитету Госдумы и кабмину, что не пошли на поводу у наших «инициаторов». Процветающий курортный регион из Кубани получится не благодаря бездумно переписанным нормам, а долгой, тяжелой и, в первую очередь, продуманной работе людей, способных предвидеть последствия принятых решений.

Особенности национального отдыха: не добил коронавирус –догонит кишечка на курортах Краснодарского края?, сообщала ранее «Живая Кубань».

Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://ttttt.me/live_kuban.