Аналитики пеняют на то, что Москва как столица России оказалась жертвой санкций, по их мнению, именно это повлияло на количество гостей с высокой платежеспособностью. Предположение вполне обоснованное, но есть и еще несколько моментов, которые стоит учитывать при оценке ситуации. Дело в экономике.
С одной стороны, гости из Европы, какого бы уровня они ни были, все внимательнее считают свои затраты на представительские расходы. С другой стороны, Москва серьезно подтянула до приемлемого уровня гостиницы для среднего класса. В дополнение ко всему, львиная доля гостей — это управленцы, которые работают по уже заключенным ранее контрактам. Все эти факторы также повлияли на стоимость размещения. И если мы посмотрим гостиницы москвы на карте то увидим, что самая плотная бронь все больше удаляется от центра.
Решающим в тенденции к удешевлению выглядит именно первый фактор, стремление гостей считать деньги более тщательно. Львиная доля заезжающих в гостиницы — это, в основном, участники различных мероприятий, и разумеется, что экономия на классности гостиниц дает компаниям внятный эффект при такой оптовой оплате. Более того, для многих тренингов и семинаров уже стало нормой выбирать гостиницы мытищи или других удаленных районов, поскольку практика показала, что скепсис в отношении этих территорий не оправдывает себя: жить можно.
Есть и еще одна любопытная деталь, которая влияет на количество приезжающих в Москву: Сочи. Многие крупные компании, экономя на Москве, не жалеют средств на то, чтобы самые актуальные мероприятия перенести именно сюда, и пик пришелся именно на этот год, после Олимпиады.
Летние мероприятия легче всего увязать с корпоративным спортом и другими видами командообразования, а Сочи подходят для этой цели гораздо лучше, даже если доставка туда оказывается дороже Москвы.
Пока сложно утверждать, смогут ли Сочи полноправно конкурировать с Москвой не только за летний поток, но и зимний. Но факт остается фактом: провести здесь комплексные корпоративные мероприятия гораздо легче. Другой вопрос — сугубо деловые форумы, которые Москва уже традиционно делит с Санкт-Петербургом: такие мероприятия ориентированы на связь с офисами компаний, и удаленный от них Сочи вряд ли может дотянуться до таких возможностей. Однако, время все расставит по местам: не исключено, что летнее затишье в Москве и оживление в Сочи простимулирует развитие новых форм корпоративного взаимодействия, и они будут играть на пользу черноморского курорта.