В начале недели премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву презентовали разрабатываемый Минэкономики антикризисный план – ответ Белого дома на обвал нефтяных цен. Проект рассматривает либерализацию рынка труда, запрет на новые меры госрегулирования, возврат к темам пенсионного возраста, введение заявительного принципа институтов социальной поддержки, расширение института госгарантий, экстренное развитие малого бизнеса.
Общий смысл предлагаемого ответа Минэкономики на обвальное снижение федеральных доходов от обвала нефтяных цен уже определен. В сфере импортозамещения чиновники планируют разработку поправок к закону о госзакупках, требующих от госАО и компаний, которым оказывается господдержка, осуществлять фиксированную долю закупок в России и планировать закупки за пределами РФ, консультируясь с правительством.
Основная мера поддержки частных компаний – активизация постановления правительства, описывающего порядок антикризисных госгарантий, продление этой программы на 2015 год и выделение компаниям госгарантий на сумму до 300 млрд руб. с упрощением порядка предоставления гарантий в инвестпроектах. Предусмотрены и длинные (от пяти лет) кредиты ВЭБа по сниженным ставкам резидентам особых экономических зон.
Предлагаемые меры по поддержке сельского хозяйства малозначимы, кроме крайне значимой меры – отсрочки уплаты НДС аграриями на конец третьего квартала при продаже будущего товара до сбора урожая.
Наконец, Минэкономики предлагает вернуться к дискуссии по старым инициативам Минфина: увеличение пенсионного возраста и невыплата части пенсии работающим пенсионерам. Эти идеи предлагается обсудить в первом квартале 2015 года.
Сложно предполагать, какие из идей Минэкономики переживут совещание у премьер-министра. Очевидна пока лишь общая вводная, ограничивавшая Алексея Улюкаева, – запрет на новые расходы бюджета.
В то же время, документ вызывает серьезные вопросы. Если изучить опыт борьбы с кризисами в других странах, ключевым параметром успеха всегда была реализация масштабных инфраструктурных проектов, включающая и создание рабочих мест, и обеспечение заказами существующие предприятия. Не лишним будет отметить, что залог легкости, с которой страна преодолела 2008 год, кроется в олимпийских заказах, распространившихся на всю страну.
Сегодня подобных проектов нет, несмотря на то, что возможные варианты очевидны. Главным «бельмом» в глазу остается сфера ЖКХ. Износ сетей в среднем по стране превысил 60%, реанимирование системы – необходимость. Дальнейшее бездействие грозит обернуться массовыми катастрофами в ближайшие 5-10 лет.
Решительные действия в этой области не только обеспечат поддержку сразу нескольким секторам промышленности, но и позволят в кратчайшие сроки полностью обновить инфраструктуру коммунального хозяйства регионов. Кроме того, усиленное внимание к сфере ЖКХ станет мощным ударом по коррупции и позволит «спасти» от нецелевого расходования многие миллионы бюджетных денег.
Под нецелевым расходом подразумевается, в первую очередь, принцип выбора материалов. За яркими примерами далеко ходить не надо. Согласно исследованиям, проведенным Высшей школой экономики, если долю использования хризотилцементных труб и шифера довести хотя бы до 10%, экономия составит до 3.7 млрд руб. по шиферу и 2.7 млрд руб. по трубам в год. Это только до 10% и только по хризотилцементу. А ведь есть и другие дешевые и качественные отечественные производители, которые сегодня страдают от нехватки заказов.
Так или иначе, эту работу придется проводить в любом случае. Так почему бы не использовать этот шанс для создания мощного импульса всему промышленному и социальному секторам страны?