Предложить новость

Бюджет уныния

"Перспективы" развития Краснодарского края в исполнении губернатора Кондратьева

Бюджет уныния

"Перспективы" развития Краснодарского края в исполнении губернатора Кондратьева

Рост бюджета планируется, зарплаты - нет

Когда милому малышу у соседей за стенкой кто-то дарит барабан, первое время упражнения энергичного ребенка на новом для него приборе может вызвать всего лишь легкое раздражение. Но на пятом году сплошного невнятного и громкого треска, вы понимаете: чертов пацан не так мил, как ошибочно казалось поначалу. Эй, кто-нибудь, отберите палки у этого долбанного малолетнего энтузиаста!

Это я в связи с чем? Депутаты ЗСК рассмотрели в первом чтении бюджет, который был представлен губернатором Кондратьевым. И понеслось по кубанским городам и весям тарахтение от нахлынувшего финансового счастья. Пришло оно, откуда не ждали. Налетело оптимистичным вихрем и нежно обволокло каждого перспективным будущим. Все мы, безусловно, люди впечатлительные, и когда убедительно о чем-то говорят, поначалу верим. Тем более звучит-то как приятно: краевой бюджет галопирует, социальные программы обязательно будут исполнены! У нас в крае не просто все замечательно! У нас лучше всех в РФ!

Стоп. Но ведь и четыре года назад было говорено про «лучше всех», и три. Два год назад, так вообще лучше-лучше случилось. А в прошлом году планировали такой рост всего, что аж дух захватывало от крутизны прогнозируемого подъема. И вот в связи с теми невероятными достижениями прошлых лет хотелось бы поинтересоваться: а они где? Если намеченные планы 2015-2019 достигнуты и перевыполнены, то почему не появилось ощущение того, что стало хоть в чем-то лучше?

И вот снова «увлеченный барабаном» взял в руки палки. Ну, то есть, опять наш губернатор, рассудив, что чего-то он давненько масштабно не микрофонил, полез на трибуну, чтобы бросать с нее в народ пригоршнями бюджетного счастья. Как эмир бухарский в свое время кидался рахат-лукумом и пастилой. Чтоб народ, значит, любил и ценил его неслыханную щедрость в купе с прозорливостью.

Даже при беглом взгляде на краевые финансы 2020-го и бюджетные перспективы еще на пару лет, понимаешь: никакой это не бюджет развития, это «уважаемые земляки, дорогие кубанцы» прежде всего бюджет… унижения. Унижения нас с вами. Конечно, расставлено все на этом денежном пиру шикарно. Но как герой фильма про Ивана Васильевича, хочется спросить: «За чей счет банкет?».

Самым ярким предметом гордости Вениамина Ивановича Кондратьева, представившего проект главного регионального закона, является довольно существенное сокращение госдолга края. Был он в недалеком прошлом под 140 миллиардов рублей. На 1 января 2020-го чиновники хотят сократить долг примерно до уровня 100 (в дальнейшем немного увеличат долг до 115 млрд. руб.) И, хотя этот очередной славный рекорд по сокращению госдолга наш губернатор записывает лично на свой счет, не соглашусь. Лично, - это когда вынул из своего личного кармана и отдал, либо продал каком-то олигарху свое имение в Динской и долг погасил. Итак, чей карман? Ведь надо же было на чем-то сэкономить, кому-то недоплатить, чтобы краевые кредиты гасить.

Да вот как раз на бюджетниках все эти годы и экономили. Смотрим. Согласно президентскому указу, учителя у нас должны были бы получать на уровне 100 процентов от среднерегиональных зарплат, а врачи так и по 200 процентов. И сколько из них получали в крае 36 тысяч или 72? Ой, немногие. Подавляющее большинство более чем в два раза меньше. То есть, бюджетников Вениамин Иванович, как бы это помягче сказать… все эти годы обворовывал. И зачем говорить, какой ты поэтому молодец… Тогда уж минимум бюджетники молодцы. Скинулись всем миром из своих недоплаченных зарплат и помогли родной кубанской земле. Ох не зря Вениамин Иванович, заступая в 2015 году на губернаторский пост заявлял, мол, все вместе, мы решим любые задачи. Правда, мало кто из больничных санитарочек или библиотекарш ожидал тогда, что вот таким способом.

Очень заманчиво звучат и перспективы краевого бюджета по этому направлению. «Предусмотреть бюджетные ассигнования на повышение в пределах компетенции органов государственной власти Краснодарского края, установленной законодательством Российской Федерации средней заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений Краснодарского края». Далее вольный пересказ требований президентского указа. И проекте краевого бюджета даже обозначены целевые показатели. Учителя у нас в 2020-м, оказываются, будут получать 32,9 тыс. руб. А врачи и медработники 65,8 тыс. руб. Вот только, совершенно нет бюджетных статей, которые бы подтверждали этот пункт расходов. Формулировка «предусмотреть» смотрится в бюджете, где все цифры чуть ли не до тысячной после запятой, как-то уж больно лирично. Вот даже интересно, хоть кто-то кроме самого Кондратьева и приданной ему дивизии чиновников, в это верит?

В проекте бюджета, конечно, обозначены расходы на образование с ростом аж на 13,7 процентов в 2020-по по отношению к 2019-му. Но речь, скорее о стройке. Да и к тому же этот рост опять же-таки не от нашего любителя трибун зависит. Законом предусмотрено подушевое финансирование образования. А поскольку детей школьного возраста стало существенного больше (тут и позитивные последствия закона о материнском капитале и увеличение численности школьников за счет миграции), то и бюджетное финансирование, к которому Кондратьев никаким боком, тоже по закону увеличивается.

Вот только, повторим, на зарплатах это никак не скажется. В общем-то, в данном виде часть бюджетного краевого закона (где про зарплаты бюджетникам) звучит как приговор региональному руководству. Потому что президентский указ уже действует на первый год. И если вы, как руководители края, все это время на закон «забивали» и собираетесь по факту игнорировать президентский указ и в будущем, то по сути вы нарушители закона. И сидеть бы вам в каком угодно кресле, только не в губернаторском и не в вице-губернаторском, и не в министерском.

Такие вот «мелкие недостатки» в проекте краевого бюджетного закона «спрятаны» где-то в его глубинах. На поверхности переливчатым мыльным пузырем сияют рекордные достижения про невероятный краевой рост.

Сегодняшние достижения в крае заложены предыдущей командой

«Лишь бы день начинался и кончался тобой», - пел легендарный Хиль в 70-е годы ХХ века, не предполагая, что станут они гимном для кубанцев сегодня, потому что по поводу, а чаще всего без провластные СМИ приписывают все мало-мальские события Кондратьеву.

Вот уже неделю, например, не умолкает информационный гул по поводу того, что исключительно за заслуги губернатора в деле подъема и эффективности край получил дополнительно из федерального бюджета целых 1,5 миллиарда рублей. Ну, во-первых, на 1,5 миллиарда можно построить разве что полторы школы, так что пафосность рассказов о «премии» не совсем соответствуют ее размеру. А во-вторых, если мы в числе лучших российских регионов, то неужели в стране, как метко однажды высказалась по поводу одного из направлений здравоохранения вице-Минькова, «полная жопа»? Ведь если мы со своими гигантскими проблемами лучшие, то что у других, которые ниже нас в этом малопонятном рейтинге?

Попробуем разобраться, в чем фишка. Ну, первое, бюджет действительно растет. И второе: чиновничьи потуги Вениамина Ивановича к процессу ни имеют ни малейшего отношения.
Планируемый на будущий год рост на 9, 7 процента – это практически на уровне реальной инфляции. Да и все предыдущие кондратьевские годы – ничего выдающегося. Рост на уровне общероссийского. Никак не выше. Доходы на 2020-й планируются на уровне 282,6 миллиардов. Расходы – 291,7 миллиардов. То есть дефицит – 9,1 миллиардов.

В этом году бюджет неожиданно скакнул под 300 миллиардов, хотя планировали куда меньше. Только рост по НДФЛ аж на 22 процента. С полгода Кондратьев старательно обозначал это достижение как личную заслугу. Пока ему уже напрямую сказали: «Вениамин Иванович, охолоньте. Это же Сергей Николаевич Галицкий свой «Магнит» продал и налог с полученного уплатил – в районе 15 миллиардов. Вот и получился такой «скачок в развитии».

В принципе этот призыв не греть воздух криками о кубанских невероятностях и уникальностях, а чуть подостыть, а в ряде случаев так вообще помолчать, применим ко многим нашим бюджетным «достижениям».

Да, бюджет растет. Никто тут спорить не собирается. Но при чем тут «эффективная команда» во главе с нашим губернатором? Любой экономист, более-менее понимающий принципы работы региональной экономики, вам скажет: моментальный рост бюджета от того, что было сделано в экономике сегодня (или вчера), попросту невозможен. И нынешний подъем доходов краевой казны обусловлен несколькими факторами. Один из основных – начала работать экономическая база, «прибавленная» в крае 5-6 лет назад. То есть, практически все нынешние налоговые «прибавки» - это результат работы Ткачева.

С 2001-го по 2015-й (как раз ткачевские года) стремительный рост региональной экономики был обусловлен не только реализацией проектов сочинской Олимпиады (и, заметим, что в то время этот рост значительно опережал среднероссийские показатели). Инвестиции в экономику края доходили до 1 триллиона рублей. Мы были по этому показателю в числе российских лидеров (сейчас Кубань скатилась на 13-е место по России. (Объем инвестиций в основной капитал в 2019-м порядка 420 миллиардов, план на 2020-й 440 миллиардов рублей - это сегодняшние показатели). И то, честно сказать, вопрос.

А ну, да, куда же без величия в вопросах инвестиций… Присутствует и оно в виде замечательной пометки в проекте регионального бюджета. «В регионе на активной стадии реализуются 428 крупных инвестиционных проекта на общую сумму свыше 1,5 триллиона руб. Запланировано создание свыше 60 тысяч новых рабочих мест»… Это понятно, про светлое будущее, которое у нас как линия горизонта: чем ближе мы к нему подходим, тем оно дальше от нас. Есть, правда, и конкретные цифры по 2019-му. Они значительно скромнее. «Завершена реализация 26 инвестиционных проектов на общую сумма порядка 17, 2 млрд. руб. Создано свыше 1 тыс. новых рабочих мест». Это сегодняшняя реальность. Действительность, как выясняется, в сто раз меньше перспектив.

Назовем открытые при Ткачеве перерабатывающие производства (тот же Бондюэль, к примеру). Немалых усилий стола «реанимация» цементных заводов. Дали цементникам льготы, запустили производство (пример – заработавший завод в Верхнебаканке). Были реализованы меры поддержки нефтепереработки (тот же Афипский НПЗ был банкротом с конца 90-х, но «ожил», и еще там же, в Северском районе, построен новый Ильский НПЗ). В общем таких примеров множество. Чтобы все не перечислять, посмотрим, что это тогда дало бюджету по динамике роста стоимости основных фондов в промышленности. В 2000 году «основных» было на 500 миллиардов, в 2015-м на 5 триллионов. Отсюда и ежегодный существенный рост поступления в бюджет налогов на имущество организаций. При Кондратьеве эта величина практически не меняется - 37-39 миллиардов рублей. На 2020-й план около 37,7 млрд. руб. Почему так? Ведь, даже путь и немногие инвестпроекты были реализованы, должна же быть прибавка налога на имущество?

Удар по предпринимателям

Да, безусловно, и сегодня есть успехи в развитии промышленности. Ее небольшой рост обусловлен в основном проектом, реализуемым владельцами металлургического производства. Но при этом скромно умалчивается о разоренных, обанкроченных предприятиях. Таких как краснодарский МЖК, Северский хлебозавод, Армавирский завод газовой аппаратуры. Заметим, что каждое исчезнувшие промпредприятие было на «личном контроле» губернатора. Бывал он там лично, клялся не допустить. Ага… Сейчас… Закрывались производства практически сразу же после того, как губернатор со свитой отчаливал… Отчего был сделан ироничный вывод: как только Кондратьев берет дело «на карандаш», дело обречено. Понятен механизм? Что-то создается, но практически «на ту же сумму», благодаря «личному контролю» Кондратьева, уничтожается.

Вообще в проекте немало фантазий и лицемерия. К примеру, если почитать бюджет в части малого и среднего предпринимательства (МСП) – сплошное содействие и решительная поступь. На словах именно субъекты МСП называются чуть ли не основным ресурсом для роста краевого консолидированного бюджета. Но о том, что сейчас на самом деле идет стремительное сокращение МСП, скажут вам в любой налоговой. Да и данные того же Росстата эту кубанскую тенденцию железно подтвердят.

Исчезнувшие заводы и комбинаты – это пополнение рядов безработных. И вот по этому показателю в краевом бюджете в цифрах вообще ложь. На сайте ЗСК размещен документ, где обозначено порядка 13 тысяч безработных! Было бы правдой - можно было бы порадоваться. Но вот по данным Росстата, официальное число безработных в регионе более 130 тысяч. В 10 раз больше! Второе место в стране! Меры по сокращению безработицы? Да никаких, по большому счету. Какой-то звучный порожняк, типа курсов переквалификации для пенсионеров, который проблем не решит. А ведь этот необратимый процесс сказывается и на снижении налогов на имущество, и на обвал НДФЛ.

Понятно, что предприниматели нуждаются в поддержке. Поэтому в бюджете Краснодарского края на 2020 год заложено ее… фактическое отсутствие. Что, впрочем, наблюдалось и ранее. Когда начинали, например, рекламировать программу поддержки семейных ферм, набирали «портфель» из тысячи желающих получить грант, но в итоге помощь получали… единицы. В целом эффект был абсолютно микроскопический.

Что у нас там такого «мощного» по поддержке МСП на 2020-й? Итак, на все 281,3 тысячи субъектов, у которых суммарный оборот, как сказано в напечатанных буклетиках про краевой бюджет - 2 408,3 млрд рублей. И?

Предусмотрено выделение унитарной некоммерческой организации «Фонду развития малого бизнеса» почти 129 миллионов рублей (из них 75 это средства федерального бюджета). Субсидии фонду «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства» составят 28 миллионов рублей. Унитарной некоммерческой организации - микрокредитной компании «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края» в 2020-м краевой бюджет выделит целых 2,7 миллиона рублей, еще 39 дошлет федеральный бюджет.

Интересно, этих денег хватит на содержание штата краевых «помощников» МСП? Нет, ну, может, штук двести ИП и фермеров получат суммарно эти 200 миллионов. Потому что если на все субъекты распределить, выйдет по 710 рублей на «брата»! Круть немереная! И при этом еще с трибун говорится, что на малый бизнес вся надежда? Ему бы выжить, в условиях такой «непомерной» помощи и при наличии огромного количества проверяющих, которым тоже надо жить, а не надежду краевому бюджету обеспечивать.

Без лирики

То есть, получается, что за все эти четыре кондратьевских бюджетных года хвалиться особо нечем, да и перспективы туманны. Но хвалиться-то хочется. Наш Вениамин Иванович без этого жить не может - вянет как комнатная герань без полива.

Выход был найден поистине гениальный. Во-первых, в достижение Кондратьеву были поставлен и рост тех бюджетных поступлений, что был обусловлен… общероссийскими процессами. К примеру, цифровизацией экономики. Сегодня основным способом платежа, стали банковские карты, а значит практически исчез «теневой» наличный оборот при расчетах. Зарплаты тоже скидываются на карты. Оборот алкоголя контролируется системой ЕГАИС - не продать нынче алкогольный «левак» в ларьке. Заработала единая система счетов-фактур между юридическими лицами. То есть экономика стала куда более прозрачной и контролируемой. Это и обеспечило рост налоговых поступлений в целом по всей стране. Если взять российский бюджет 8-10 летней давности, он был на уровне 10-11 триллионов, сейчас где-то 20. В крае, понятно, те же процессы. Но вот почему именно наш Кондратьев приписывает себе подобные бюджетные заслуги?

Хотя, по большому счету, даже с учетом такого роста, обусловленного общероссийскими процессами, хвалиться краю особо нечем. Просто сравним. Последний бюджет Ткачева – под 200 миллиардов. Цена доллара 28-30 рублей. Бюджет Кондратьева на 2020 – около 282,5 миллиардов цена доллара 65 рублей. То есть по факту он стал на треть меньше! И еще при этом данный «рекорд» он как бы не в чистом виде наш, краевой.

В проекте на 2020-й (и последующие годы) краевой консолидированный бюджет обозначен в виде «кучи». Куда сгребли все поступления. А начинаешь все сваленное по полочкам разбирать, то же вроде еще больше поводов для печали.

Да, в следующем году планируется рост. Вот только там собственные доходы, как-то незаметно были объединены с безвозмездными поступлениями из федерального бюджета. Поступают они в край постоянно. Но со следующего года - существенная прибавка. Ежегодно до этого край получал 35-40 миллиардов рублей. В 2019-м объем безвозмездных поступлений (то есть субсидий, субвенций и прочих платежей, поступивших из федерального бюджета) - почти 44 миллиарда рублей. На 2020-й планируется аж 54,4 миллиарда (разворачиваются работы по нацпроектам). Рост на 24 процента. Но ведь этот десятимиллиардный миллиардный плюс - тоже никак не результат усилий Кондратьева. И да, если суммировать краевые налоговые и неналоговые доходы (в 2020-м их планируют на уровне 228, 2 млрд. руб), и федеральные средства, то получается действительно неплохо – те самые 282, 6 миллиарда. А если взять показатель консолидированного бюджета (то есть приплюсовать сюда муниципальные и поселенческие бюджеты, бюджеты городских округов), то вообще получится на загляденье – 353 млрд. руб. планируется на 2020-й…

Но думается, показатель эффективности работы губернатора по реализуемым в крае проектам в другом. Речь о показателе освоенных на конец года средств.

Получить налоги, получить субсидии и субвенции от федералов - это еще полдела. Вопрос как все это освоить? Отчеты по освоению у нас, как правило, носят приподнятый характер. Даже когда на конец осени говорились, что у нас по нацпроектам было освоено процентов 60-70 выделенных средств, это тоже в краевых СМИ почему-то подавалось как успех. Хотя, за пару зимних месяцев в условиях дождя, снега и ожидаемого льда темпы вряд ли превысят комфортные летние. То есть можно с большой долей уверенности прогнозировать немалый объем неосвоенных средств. Что бывало и в прошлом. Сколько там был процент освоения на конец 2018-го? 92%? Поправьте, если ошибаюсь. Но без барабана же нельзя никак. Заткнется этот пропагандистский гул только к 31 декабря. Когда край выйдет по всем направлениям на те же 90 или сколько там процентов освоенных средств.

То есть понимаете. Мы платим налоги, федералы перечисляют немало, а работа в крае поставлена так, что десятая часть запланированного, которого по большому счету и так явно недостаточно (взять тот же дефицит из сотен школ и детских садов), еще и выполнена не будет.

И как нашему Вениамину Ивановичу сгладить возникающие чувства от этой неловкости? Как? Да взять и порадовать народ чем-то пышно растущим. К примеру, стремительном ростом такого показателя, как «доходы консолидированного бюджета края на одного жителя».

Но тут же вопрос: сколько на Кубани живет народа? Это, как выяснилось, плавающий показатель. Причем, не понятно каким стилем плавающий, то ли кролем, то ли брассом, то ли вообще «по-собачьи». Сам Вениамин Иванович всегда называет цифры разные в зависимости от злободневности. К примеру, когда речь о том, что не хватает пары сотен школ, губернатор говорит, о том что в крае живут около 6,5 миллионов человек, потому что «понаехали», и его мудрость за процессом не поспевает. Но вот когда речь о показателях бюджета «на душу», тут выясняется, что у нас-то… 5,6 миллиона! «Понаехали» же не работают. В формировании валового регионального продукта не участвуют. Тунеядствуют. И детей в наши недостающие школы злобно запихивают, создавая напряженность и третью смену. В общем, если краевой бюджет поделить на 6,5 миллионов, получается не впечатляюще, а вот если на 5,6 тут случается рекордное благоухание – по 61 898 рубля у нас на каждого!..

Все для сэбэ

Конечно, стоит посмотреть еще один (я бы его назвал наиглавнейшим) показатель бюджета на 2020-й год.

Следующий год – это год выборов губернатора Краснодарского края. Все чиновники на этот период превращаются в губернаторских пиарщиков. Хотя это и строжайше запрещено законом, но на выборах Кондратьева будут пахать все. Организовывать встречи с народом, обеспечивать транспорт и подвоз, готовить «сложные вопросы» и искрометные кондратьевские ответы по ходу сходов граждан, на которых Вениамин Иванович случайно окажется в соответствии с планом, определенным для него московскими (или питерскими, или еще откуда нанятыми) политтехнологами. Будут увольнять тех, кто против, грозить отключением газа и электричества тем, кто посмеет не восхищаться Вениамином Ивановичем. В общем предстоит немало поработать над свободным волеизъявлением. И вот в связи с этим интересно было посмотреть, что же там такого чиновники заложили в бюджете для себя на этот ответственный период? Есть ли там такие неопределенные, расплывчатые слова как «предусмотреть» (как в случае с учительскими зарплатами)? Да нет, все конкретно.

Вот пункт: общегосударственные вопросы. Тут рост расходов просто стремителен. В 2019-м было 7,7 млрд., в 2020-м план - 13,5 млрд руб.!!! Причем рост по статье «обеспечение проведения выборов и референдумов» очень значителен: с 170 миллионов в 2019-м до 714 миллионов в 2020-м. Ну да, ведь в следующем году все же выборы, помимо губернаторских, еще и депутатские. В четырех десятках МО изберут депутатов Советов, собраний и муниципальных Дум.

Но вот на что реально обращаешь внимание, так это на всплеск такой мутной статьи, как «резервные фонды». В 2019-м было 0, 6 млрд. руб. На 2020-й намечен скачок почти в 10 раз – до 5 миллиардов, зато на 2021 снова спокойствие – всего-то 0,3 миллиарда. На полмиллиарда подрастет и другая статья: «Другие общегосударственные расходы». Вот тут можно не сомневаться. Эти статья расходов будет выполнена не на 40-50 или даже не на 90 процентов. На все сто. Потому что выборы, и надо всем подработать. И всем заплатить, понятное дело, за организацию убедительной победы Вениамина Ивановича.


В общем, единственный вывод, который можно сделать: никому в 2020-м, кроме чиновников, лучше точно не станет. Не появятся сотни тысяч достойно оплачиваемых новых рабочих мест, бюджетники, которые все предыдущие годы сосали лапу, продолжат традицию, здравоохранение разживется, возможно, новыми ФАПами-ВОПами, но очередей меньше не станет, практически все национальные проекты в крае будут переориентированы на стройки сквериков и клумб (но не решение вопросов по обманутым дольщикам), непонятное повышение производительности труда в больницах, выдачу разовых грантов малому бизнесу и «сплаву» всего нашего урожая за доллары за рубеж, что в очередной раз поднимет цену на хлеб, сразу же после получения очередного рекордного урожая.

То есть действительно, не стоит говорить о том, что принимаемый бюджет – это бюджет развития. Он – бюджет уныния и упадка, который, правда, будет сопровождаться привычным барабанным боем и прочими литаврами в исполнении В.И. Кондратьева.

А нет, все же один мощный инвестиционный проект будет реализован. Выборы губернатора Краснодарского края. Хоть типографии заработают и учительницы, которые помчатся по домам агитаторами.

Ранее «Живая Кубань» писала, что закрытие заводов, отсутствие новых мощных инвесторов, окончание строек века и другие факторы могут существенно снизить налоговые поступления в кубанскую казну.