Перейти к основному контенту
30.06.2020 16:00

Границы искусства должны быть стерты

На экспериментальной площадке КИСИ при культурном центре Типография в Краснодаре проходит выставка графических работ Татьяны Стадниченко Ткани. Художница рассказала Живой Кубани о выставке, учебе за границей, арт-коммуне и о том, какие экспозиции в качестве куратора она собирается привезти в город.

Новости рубрики Мнения
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник
На экспериментальной площадке КИСИ при культурном центре Типография в Краснодаре проходит выставка графических работ Татьяны Стадниченко Ткани. Художница рассказала Живой Кубани о выставке, учебе за границей, арт-коммуне и о том, какие экспозиции в качестве куратора она собирается привезти в город. Расскажите подробнее о выставке Ткани. Какова ее концепция? Разрабатывая концепцию выставки, я вдохновлялась идеей Хайдеггера (немецкий философ). По его мнению, художник создает некое пространство, просвет в жизненном, информационном поле, и через этот зазор он пытается донести до окружающих свое видение мира. Последний год я жила в Москве. И из-за сложившейся ситуации в стране мне часто там приходилось сталкиваться с различными митингами и политическими акциями. Эти события подтолкнули многих российских художников обратиться к социально-политическому искусству. У меня же все получилось совсем наоборот. Видя все это, мне захотелось задать окружающим вопрос, с которым обратился на одном из поэтических вечеров Гумилев к Маяковскому: А почему вы так кричите?. Данным проектом я старалась позволить зрителю отдохнуть от острой социальной обстановки и подумать о вечных вопросах. Мне всегда была интересна физиогномика человеческого лица. Не каждый человек может долго вот так прямо рассматривать лица других людей. Мне же это никогда не составляло никакого труда. По лицу человека можно очень многое о нем узнать. Всматриваясь в него, нетрудно определить, с кем он общается, что ест, смотрит ли он телевизор или же читает книги. Мы как-то редко об этом задумываемся, а физиогномика, между тем, все это прекрасно объясняет. В этом проекте мне хотелось совместить свои наблюдения за человеческими лицами и их изменениями в течение жизни с моей большой любовью к путешествиям и перемещениям. Я начала исследование и сопоставление лица человека в старости с географическим местоположением. В проекте задействованы, в основном, лица пожилых людей, так как в старости на лице формируется именно тот отпечаток, по которому можно определить, чем человек жил. У Вселенной есть один общий закон для всех элементов - все ее детали есть в каждом из нас, и наоборот - человек является планетарной моделью Вселенной. И все катаклизмы и процессы на Земле - землетрясения, извержения вулканов и тому подобное - оставляют свой след не только на поверхности планеты, но и на лицах людей. По лицам людей в старости несложно определить, насколько они были в своей жизни счастливы, или как много горя они испытали. Экспозиция участвовала ранее в московской выставке На свежем воздухе!. Перед краснодарскими зрителями она предстала в том же виде или претерпела какие-то изменения? Проект Ткани я начинала вместе с куратором Еленой Суховеевой еще два года назад, до переезда в Москву. После столицы и учебы в Австрии и Испании я вернулась обратно в Краснодар и решила его закончить. Первые работы - это портреты моих прабабушек и прадедушек. Я взяла их старые фотографии и преобразовала их в большой формат. Позже добавила лица других людей со всего мира. Частично я выставляла проект в Москве - это были две-три работы на общих выставках, а вот целиком его еще никто не видел. Здешняя площадка позволила показать всю экспозицию полностью. Если же говорить о недавнем обвинении в плагиате, то могу ответить, что мое образование и воспитание не позволяют совершать подобные поступки. Лусинэ Джанян оказывала на меня давление, но я просто не стала ей отвечать. В Краснодар я приехала, чтобы заниматься искусством, а не пиаром. Почему вы решили именно этот проект показать в Краснодаре? Этот проект был в каком-то смысле для меня переломным. За последний год у меня было очень много всевозможных инсталляций. Они были специфические и выставлялись, в основном, в публичных местах - на улицах, заводах. В Краснодаре сейчас для меня сложилась очень интересная картина. Здесь зритель в большей степени привык к конкретике. Если это живопись, то только живопись - с кувшинами, виноградом и так далее, если же это графика, - то только графика. Поэтому мне хотелось с уважением отнестись к здешнему зрителю и не делать чего-либо совершенно непонятного. Я попыталась сделать так, чтобы мои работы стали понятны всем без исключения, вне зависимости от уровня образования. Проект довольно многослойный, и каждый - будь то слесарь с Кооперативного рынка, бабушка с Сенного или человек с пятью-шестью образованиями - найдет в нем что-то свое. Ваши работы относят к направлению Site specific art - искусству места. Поясните, что представляет собой это направление? Site specific art подразумевает предварительное исследование конкретной местности. То есть проект создается уже по результатам этих исследований. Например, мне, как некоренному жителю Юга России, видны некоторые детали, которые не замечают люди, прожившие здесь всю жизнь. На выставке в Перми я представляла проект Сок, в котором использовала 40 кг яблок. Этот проект был попыткой разрушить некий здешний миф о том, что Кубань является житницей России и якобы кормит всю страну. А ведь на самом деле сегодня очень сложно найти кубанские продукты даже в центральной России, не говоря уже о Москве и тем более Сибири. Как вам кажется, почему сегодня многие художники обращаются к такой форме искусства, как инсталляции? Этот переход связан, в первую очередь, с тем, что живопись и графика уже не способны передать всей той современной скорости жизни и того объема информации, который через нас проходит. Инсталляция - это режиссура пространства. Она позволяет глубже и многогранней воспринимать вещи. Так, если взять мой проект Сок, то там был не только визуальный эффект. Каждый вошедший в комнату ощущал еще и густой яблочный запах. И у многих зрителей сразу же появилось желание съездить на юг. Вы решили выступить в роли куратора и привезти несколько выставок в Краснодар. Расскажите, какой направленности будут эти выставки? Желание организовывать выставки - это некая моя дань Вселенной. Художник, по моему мнению, должен жить там, где он приносит наибольшую пользу. Можно жить в Москве, участвовать в выставках и подпитывать личные амбиции. Но каждый художник обязан платить Вселенной за возможность творить. То есть каким-либо образом помогать людям, делать для них что-то бесплатно. У меня много знакомых в разных странах мира - в Мексике, Аргентине, Чехии. И у каждого из них есть свои интересные проекты, которые можно было бы здесь показать. Есть идея в ближайшее время привезти выставку типографики из Нью-Йорка. Это одна из самых последних подобных выставок в мире. Это волонтерский образовательный проект. Создатель проекта - американская компания TDC - собирает книги, плакаты, распечатки с шрифтами и отправляет их по городам мира. Единственное, за что платят организаторы выставок на месте, так это за доставку экспонатов. Сейчас выставка в Москве, и возможно, что в начале марта она уже появится в Краснодаре. И именно выставочная площадка КИСИ - пространство, в котором когда-то располагалась настоящая типография со всеми ее станками и оборудованием, - станет отличной площадкой для выставки ультрасовременных шрифтов. А еще с кем уже договоренность есть? В марте у нас планируется большой фестиваль уличного искусства Может. Он пройдет в Краснодаре уже в третий раз. Но в этом году мы решили его сделать более объемным. Мы разослали приглашения всем знакомым художникам по всему миру. И уже сейчас получили ответы из Чили, Таиланда, Австралии и других стран. И если даже у авторов не получится приехать к нам лично, то они вышлют свои работы, которые примут участие в выставке. Это будет такой интернациональный масштабный фестиваль, который пройдет на нескольких площадках города, в том числе и на улицах. Сегодня все новое в искусстве течет через Москву. А регионы в этом плане просто загибаются. В Европе же все по-другому, там все города развиваются более равномерно. Мне всегда хотелось изменить эту ситуацию и как-то перенаправить эти потоки. Чего, как вам кажется, сейчас не хватает Краснодару в плане искусства? Какие проекты были бы интересны местной публике? Привозить надо не только выставки, но и людей. У нас есть проект Теории и практики Краснодара, редактором которого я являюсь. В его рамках мы приглашаем в качестве лекторов различных интересных людей. При этом они читают лекции не в сухом академическом формате, как в университете, а рассказывают именно те вещи, которые им самим интересны. Так вот, в ближайшее время мы планируем пригласить преподавателя из Москвы, специалиста по московскому концептуализму Сашу Обухову. Ее муж - известный концептуалист Никита Алексеев, да и она сама многое об этом может рассказать. Саша с удовольствием приняла мое приглашение, и в марте приедет в Краснодар и прочитает лекции. А вообще, здесь, в Типографии, и на площадке КИСИ мы стараемся формировать некую культурную среду города, которая поможет лучше воспринимать современное искусство. Так, например, здесь недавно проходил фестиваль польского видеоарта, и далеко не всем он был понятен. Но если бы зрители посетили еще и лекции, которые мы проводили параллельно с показами, то многие вещи показались бы им более ясными. Сегодняшнее искусство стало часто использовать такие спорные художественные приемы, как, например, мат в театре. Как вам кажется, с чем это связано? Я считаю, что современное искусство должно говорить хлестким языком. Но это не обязательно должен быть мат. Просто этот язык должен быть четким и ясным. Если говорить конкретно о театре, то пора избавляться уже от некого пафоса. Все созданные когда-либо границы любого искусства должны быть в конце концов стерты. Вы родом из Западной Сибири. Что вас привело в Краснодар? Я очень активно занималась когда-то туризмом. Мы с друзьями однажды приехали сюда, чтобы на две недели сходить в Лаго-Наки в горы. И в какой-то момент я решила, что надо здесь жить. Мне очень нравится здешняя природа - воздух, горы, море. Это все, конечно, отражается в моих проектах. Еще в Краснодаре очень развито арт-сообщество. Такое семейное и душевное, чего мне очень недоставало в Москве. Мы здесь все вместе читаем лекции, готовим еду, обсуждаем художников, делаем совместные выставки, помогаем в организации выставок друг другу. И эта некая арт-коммуна - один из лучших жизненных институтов. Я не очень люблю большие города, и поэтому в Краснодаре мне очень нравится. Сегодня, в эру Интернета, ты можешь жить где угодно и заниматься тем, чем тебе хочется. Поэтому я свободна в своих передвижениях. Расскажите подробнее об учебе за границей. Чем европейская система образования отличается от нашей? В России очень трудно создавать и тем более поддерживать площадки, подобные Типографии в Краснодаре. В Европе старые заводы просто отдают в пользование художникам. Так, в Австрии, в Зальцбурге, я прошла обучение в художественной академии. И вот там мы работали на бывшей соленой фабрике. Ее в академию для молодых художников переделал Оскар Кокошко (австрийский художник и писатель). В ней сразу несколько классов: живопись, графика, фотография и инсталляция. И система образования там более демократичная. Ты можешь делать все, что тебе хочется. Ты отдан сам себе. И все зависит исключительно от твоей внутренней дисциплины. Если в России от тебя кто-то постоянно что-то требует: сдай экзамен, напиши реферат, приди на лекцию, то в Европе все по-другому. Если ты хочешь встретиться с преподавателем и что-то обсудить, то ты встречаешься, не хочешь - не встречаешься. Я была в классе инсталляции, и нашим преподавателем был профессор из Гамбурга. Так он нас ни в чем никогда не ограничивал, ничего не навязывал. Мог только иногда порекомендовать прочитать или посмотреть то, что ему кажется интересным. По моему мнению, проблема России - в старой советской системе образования. Просто взять и поломать эту систему не получится, но показывать людям, что можно по-другому, - возможно. Это мы и пытаемся делать в проекте Теория и практика. Мне кажется, что современному человеку надо быть образованным в различных сферах. И именно за такими способами обучения будущее. Алексей ПЕРЕРВА, ИА Живая Кубань. Фото автора Справка: Татьяна Стадниченко родилась 25 октября 1985 года в Омске, в 2008 году переехала в Краснодар, затем в Москву. С начала 2013 года снова живет в Краснодаре. Активист КИСИ. Закончила художественно-графическое отделение ОмГПУ (Омск), московский Институт проблем современного искусства, прошла обучение в летней Академии изобразительных искусств в Австрии и паблик-арте резиденции Can Xalant в Испании. Принимала участие в фестивалях паблик-арта Может в Краснодаре и Форма в Москве, в выставках ICA group show в Москве, СтартАрт. Культурный альянс в Перми, Strike в Зальцбурге, Marked place в Испании, а также в спецпроекте в рамках III Московской международной биеннале молодого искусства Отвергнутая действительность.