Перейти к основному контенту
30.06.2020 16:00

Я пытаюсь научить студентов быть людьми

Заслуженный работник культуры РФ и Республики Адыгея, заслуженный деятель искусств республики Южная Осетия, член Союза кинематографистов России, профессор КГУКИ Григорий Гиберт рассказал Живой Кубани о новом киноклубе, о кубанском кинематографе, а также о том, что он думает о современных студентах, и как изменилась его жизнь после ухода из Органного зала.

Новости рубрики Мнения
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник
Заслуженный работник культуры РФ и Республики Адыгея, заслуженный деятель искусств республики Южная Осетия, член Союза кинематографистов России, профессор КГУКИ Григорий Гиберт рассказал Живой Кубани о новом киноклубе, о кубанском кинематографе, а также о том, что он думает о современных студентах, и как изменилась его жизнь после ухода из Органного зала. Куда в Краснодаре сегодня пойти молодым людям, которые решили заняться созданием кино, и просто тем, которые увлекаются кинематографом? Я давно мечтаю о музее кино в Краснодаре. Даже готов отдать туда свою огромную библиотеку: досье, фильмы, кинофотографии, одну из самых больших в Европе коллекций литературы о кино и уникальную коллекцию спичечных этикеток, посвященных кинематографии. К сожалению, это сейчас никому не нужно. У нас привыкли все исчислять тысячами, но так не получится. По моему мнению, надо сделать небольшие просмотровые зальчики, кабинки. Чтобы человек мог прийти и посмотреть интересующую его картину и в придачу к этому услышать о ней рассказ. Один из способов узнать о кино - это прийти ко мне на лекцию. Довольно часто ко мне приходят люди, которых я даже и не знаю, и просят разрешения посещать мои лекции. Я никогда не отказываю. Как-то ко мне пришла медсестра, которая переехала в Краснодар из Магадана. Она посетила все мои лекции, а в конце пришла сдавать зачет и экзамен. А недавно ко мне обратились ребята из журнала Собака и предложили вести киноклуб. История с созданием киноклуба висела в воздухе давно. Я не знал аудиторию, не знал, с чего начинать. И тогда принял необычное решение. Многие думают, что Кубань - это такое болото, но на самом деле здесь есть довольно много интересных ребят, занимающихся кино. На первом заседании я показал четыре совершенно разные работы кубанских режиссеров. Среди них были как документальные, так и художественные. На встречу позвал и авторов этих фильмов. Обсуждая с собравшимися после просмотра картины, был потрясен знаниями некоторых людей. В марте я хочу продемонстрировать работу, которую также сделали наши краснодарцы - Собака бешеная. У меня сейчас набралось подобных фильмов еще на два вечера. И если все будет нормально, то продолжение обязательно последует. Для любителей кинематографа еще есть такое замечательное место, как Кубанькино. Есть киноклуб при Кубанском казачьем хоре. В наше время для человека, желающего заниматься кино, возможностей предостаточно. Чего только стоит Интернет? Мое увлечение кинематографом началось лет в 12. Тогда кино как такового не было, и я его изучал по книгам. Многие авторы в то время писали рецензии на фильмы, даже не посмотрев их. Это мне стало понятно позже, когда увидел эти фильмы сам. [quote]Например, рецензия на Рэмбо совершенно не соответствовала самой картине. Автор этой статьи, очень известный человек, подумал, что все равно никто никогда не увидит этот фильм в Советском союзе, поэтому он врал с вдохновением. Как говорил Чехов: Врал, как очевидец. [/quote] В каких учебных заведениях края сегодня учат режиссуре, операторскому мастерству и другим профессиям, связанным с кинематографом? Фактически, кроме КГУКИ больше нигде. Одно время Союз молодежи в Сочи организовал клуб Иное кино. Идея была замечательная. Первое заседание посетило около 200 человек. Встречи состояли из двух частей. В первой выступал человек, который читал историю кино, а во второй организовывали интерактивное общение с известными режиссерами. Участники клуба общались со Звягинцевым, Олейниковым и другими. Но через время клуб прекратил существование. Во-первых, потому, что при всех возможностях Интернета настоящей связи с режиссерами не было. Люди должны видеть друг друга вживую, тогда будет настоящий контакт. Во-вторых, появились какие-то странные условия: мне начали говорить, о чем можно рассказывать, а о чем нельзя. Для меня это неприемлемо, я читаю то, что есть, а не то, что кому-то хочется. Я провел год эти занятия, появился определенный круг постоянных слушателей, но потом все кануло в лету. Сколько примерно студентов выпускает ваша кафедра в год? Около 40 человек. У нас происходит довольно большой отсев, особенно на операторском отделении. Многие, в особенности девочки, думают, что по окончании они сразу попадут на экран и станут звездами. Я им по этому поводу всегда говорю: запомните, блистать вы будете пять минут, а весь остаток жизни будете жалеть о том, что занялись этой профессией. Я педагог в этом смысле очень жесткий, они меня боятся. В коридоре я для них Григорий Григорьевич, а на лекциях я гестаповец. К сожалению, а, может быть, для кого-то к радости, сейчас пришло поколение, которое совершенно ничего не знает. У молодежи постоянно происходят открытия во всех областях: музыке, живописи, литературе, истории и так далее. После любого вопроса видишь лишь только опущенные головы. Спрашивал, кто написал Дворянское гнездо, - ни один человек не ответил. С кем воевал Наполеон? Оказывается, с Гитлером. Такое ощущение, что они окончили школу и все сразу забыли. Я думал, что только в нашем вузе так - ну, творческие люди. Так нет. Недавно я был в КубГУ на филфаке, который сам когда-то окончил, - та же история. Куда мы катимся, и что будет с нашим образованием, я не знаю. Студенты говорят, что будет Интернет. Я на днях открыл новый учебный план. Так там у меня по истории кино два часа лекций и 104 часа практических занятий. [quote]Мне заявили, что студенты сами будут читать и готовиться. Современный студент будет сам читать? Покажите мне такого студента. [/quote] Фото: Олега Токаря (Небо Кубани) из личного архива Григория Гиберта. Какого уровня кино сегодня можно снять в Краснодарском крае? Как обстоит дело с киностудиями? С киностудиями дело никак не обстоит, их просто нет. История создания киностудии на Кубани - это очень давняя история. Еще товарищ Сталин мечтал открыть в Сочи киностудию и объявить ее советским Голливудом. Но Берия не любил кинематографистов. Им были организованы несколько террористических актов, после которых идею создания киностудии похоронили. В 60-е к власти пришел Никита Хрущев, который заявил, что надо жить скромно, без роскоши. При Сталине было модно открывать в каждом регионе свои ВДНХ, и на Кубани такой центр тоже был - сегодня это детский сад Сказка. При Хрущеве его закрыли, и помещения освободились. А в Краснодаре как раз в это время был режиссер и автор Кубанских казаков Иван Пырьев. Он загорелся идеей создать в этом месте киностудию. Однако первый секретарь горкома партии Краснодара люто ненавидел кинематографистов и считал их пособниками буржуазии. Пока Пырьев в Москве договаривался о киностудии, мудрый чиновник приказал перевести все детские сады города в помещения бывшего ВДНХ. И когда приехали осмотреть место будущей киностудии, оказалось, что на территории детсады, а все, что связано с детьми, в то время было свято. С появлением фестиваля Киношок встал вопрос о создании киностудии в Анапе. Было даже время, когда мне заявляли, что студия открывается чуть ли не с завтрашнего дня. Потом оказалось, что там хотели построить не киностудию, а киногородок - место для отдыха, которое к съемкам кино не имеет никакого отношения. Но зачем где-то искать место для киностудии, когда у нас в Краснодаре есть студия ГТРК и Дом Радио, которые сейчас больше напоминают заброшенные замки. Я долгие годы работал в этом месте и знаю, что там прекрасные условия. Но это ведь дорого, намного проще и выгоднее брать и прокатывать американские фильмы. Есть, конечно, люди в крае, которые занимаются кино серьезно. В Новороссийске существует агентство, которое поставляет наших артистов для съемок в сериалах, есть в Анапе люди, которые предоставляют оборудование для съемок. Но пока это исключительно частные инициативы. Для того, чтобы развивать в регионе кинематограф, во-первых, необходимы деньги. Не пять и не десять копеек. Ведь если что-то делать, то делать это надо серьезно. Во-вторых, необходимы специалисты. А если приглашать специалистов, то надо обеспечивать их жильем. В-третьих, необходимы идеи. Снимать о том, о чем все снимают? Зачем? В-четвертых, должен быть двигатель этого процесса - человек, которому это все интересно. Здесь надо не просто говорить, но и что-то делать. А пока мы только рассуждаем как гоголевский Манилов: ах, как хорошо, если бы это было. Возможно ли сегодня реализовать себя в сфере кинематографа, оставаясь при этом в регионе, то есть не переезжая в Москву, Санкт-Петербург или за границу? Очень сложно. Один из местных авторов Валерий Мельников снял недавно картину, посвященную обороне Краснодара. В фильме соединено художественное, документальное кино и мультипликация. Работа очень интересная, но сделанная на чистом энтузиазме. Нашлись люди, которым интересны эти события, которые раскапывали исторические подробности, искали костюмы. Сейчас у Валеры появилась хорошая идея для мультипликационной работы. Вот только кому это надо? Я сам долгие годы вел на телевидении передачу, посвященную кино. Она пользовалась успехом, но пришло новое руководство ГТРК Кубань - моя бывшая однокурсница, и первое, что она сделала, - выкинула меня. Причиной увольнения стал мой якобы низкий уровень профессионализма. И до сих пор ни одной передачи о кино на канале нет. И вообще о кинематографе нет ничего. Я открыт для любых предложений, готов идти на всевозможные эксперименты. Но предложений нет, а сам я уже не в том возрасте, чтобы ходить и продвигать что-то. Меня иногда спрашивают, а почему вы не сделаете программу, посвященную кино? А каким образом я ее сделаю? [quote]Мне как-то сказали: Извините, но вы не в нашем формате. А в чем заключается этот формат? Может быть, надо похудеть, чтобы влезть в кадр? Давайте я похудею, если это необходимо. [/quote] Будучи преподавателем кафедры режиссуры кино и телевидения КГУКИ, чему вы пытаетесь научить своих студентов? В первую очередь, я пытаюсь научить их быть людьми. Меня постоянно обвиняют в том, что я делаю из них киноведов. Не дай Господь. Такое количество киноведов не нужно никому. Мне просто хочется, чтобы они разбирались в искусстве. Первое, что я в них воспитываю, - это отсутствие кинематографического фанатизма. Они должны знать кино, но не больше, чем каждый интеллигентный образованный человек. Должны воспитывать в себе душевные качества, и кинематограф этому способствует. Показывая какую-либо картину, я прошу студентов относиться к ней с профессиональной точки зрения, то есть не учитывать моральных, политических и других аспектов. И при этом привожу им пример хирурга, который оперирует больного независимо от ситуации. Очень часто студенты пишут рецензии на фильмы, в которых громят всех и вся. В таких случаях я прошу их не быть похожими на красноармейцев, которые, залетая в украинское село, сначала рубят всех подряд, а потом разбираются, где свои, а где чужие. У вас было немало учеников, кто-нибудь добился серьезных успехов в кинематографе? Я до сих пор поддерживаю связь с выпускником театрального факультета нашего вуза Андреем Бартеневым. Многие годы я дружу с одним из лучших театральных режиссеров в мире - Сергеем Женовачём. Среди студентов - Дмитрий Семибратов, студент курса известного кинодокументалиста С. Мирошниченко, а также Екатерина Гарькуша, которая недавно окончила курсы Меньшова при ВГИКе. Многие наши ребята сейчас работают в Москве на всевозможных киностудиях и телестудиях. Год назад ездил в столицу, и наша бывшая студентка устроила мне сюрприз. Она собрала в одном месте наших бывших учеников - более 30 человек. Я всегда говорю своим студентам: если вы хотите куда-нибудь поехать - езжайте, чтобы потом в старости ни о чем не сожалеть. Мы не ставим на кафедре цель - плодить гениев, наша задача - выпустить среднего режиссера. А все остальное зависит от обстоятельств, времени и собственных усилий студентов. В марте стартовал прием работ на девятый фестиваль-конкурс любительских и профессиональных фильмов Молодой киновек, в состав жюри которого вы входите. Оцените уровень представленных работ и перспективы фестиваля? Во-первых, хорошо, что фестиваль просто существует. Для меня, как председателя жюри, всегда интересно открывать новые имена. Молодой киновек - это очень необходимый фестиваль. Да, представленные работы - далеко не шедевры, а, скорее, среднее кино. Но мы думаем, что все делается где-то там наверху, а на самом деле все начинается с провинции. И именно провинция является трамплином для полета вверх. Так, например, одна из участниц фестиваля Дана Жанэ уехала в Париж, где поступила в местную киношколу. А кто-то едет в Москву во ВГИК. Режиссеры сегодня зачастую снимают два типа фильмов: кино для широких масс, то есть коммерческое, и фестивальное кино - более интеллектуальное. Как вам кажется, такое разделение и дальше будет происходить? Разделение на экспериментальное и кино для всех было всегда. Уже в 1901 году в Париже появились киноклубы Седьмое искусство, в которых показывали экспериментальные фильмы. Именно там впервые демонстрировали Антракт, Андалузский пес. В то же время шли и такие картины, как Музей восковых фигур, История одного убийства. Эти течения всегда двигались параллельно. В наше время, посещая различные кинофестивали, я заметил тенденцию. Молодые люди, снимая так называемое экспериментальное кино, вдруг приходят к выводу, что они открыли что-то новое. Я в таких случаях говорю: смотрите кино. Мне как-то один молодой режиссер заявил, что он как чистый лист, на котором создаются новые шедевры. А я взял и указал ему, где он чего в своей работе у Тарантино украл, а где - у других режиссеров. Он начал возмущаться, что не пытался этого делать. Конечно, не пытался, но это получилось подсознательно, интуитивно. Вот если бы он жил в глухой деревне и ничего не видел, а потом вдруг начал что-то снимать, тогда бы я назвал его гением. Сейчас ощущается острая нехватка доброго кино. Все порождает эпоха. Сегодня на первом плане деньги. Что легче продать? Конечно, убийства. Чем больше крови, тем больше радости. Меня студенты год пытались заставить посмотреть Баскову (российский кинорежиссер, - прим. авт.). Наконец-то, я сдался и выбрал два фильма: Зеленый слоник и Голова. Приготовил себе чай, включил. Но когда начал смотреть - аппетит сразу же пропал. Я, конечно, не ретроград и не сторонник запретов. Делать можно все, но в пределах разумного. Такой же кинематограф мне непонятен. Доброта идет от знания, от осознания мира. А какая доброта, когда сейчас молодые люди ничего не читают? Я в свои 19 лет читал запоем. Ведь если не читать, то откуда возьмется база для доброты? А включишь сейчас телевизор - там убийства и криминал. Откуда же доброму кино взяться? Посещая кинотеатры, сталкиваешься с тем, что на показах отечественных картин (даже весьма хороших) зрителей значительно меньше, чем на голливудских фильмах. Зритель перестал доверять русскому кино? Еще в 30-х годах американцы для завоевания мирового кинорынка придумали метод - block booking. Приведу пример. Допустим я, будучи директором какого-либо кинотеатра, решил показать Аватар. Прихожу к прокатчику, мне говорят, что картина стоит 20 млн. У меня, естественно, таких денег нет. Тогда мне предлагают этот фильм за 10 млн, но с условием, что я буду показывать его по шесть раз в сутки в течение 25 дней. Я соглашаюсь, но мне выдвигают еще одно условие. В придачу к Аватару мне надо взять еще пять фильмов по 1 млн и показывать каждый из них в течение одного дня по шесть сеансов в сутки. Таким образом вместо одной картины за 20 млн я получаю шесть - за 15 млн. Вроде бы неплохо. Но получается, что из 30 дней месяца 25 будет идти Аватар, а еще пять дней другие фильмы. Сколько остается на российские картины? Один день в високосный год. И публика просто отучается смотреть наше кино. Если сегодня открыть любое издание о кинематографе, то вы увидите 10% информации, посвященной отечественному кинематографу, и 90% - зарубежному. Я часто провожу среди абитуриентов опрос. Раздаю им по десять портретов зарубежных и отечественных актеров. Из десяти российских актеров они знают только одного, зато иностранных знают всех. Перед нами целое поколение, которое отучили смотреть отечественное кино. Таким образом американцы погубили в 40-е годы английское и испанское кино. И только французское кино держится потому, что в стране существуют определенные квоты и законы, защищающие отечественные фильмы. А у нас только разговоры по этому поводу. Почему сейчас в нашей стране очень мало внимания уделяют детскому и подростковому фильму? У меня на днях был студент, который делает дипломную работу на тему потерянного поколения. Я его спросил, а в чем эта потерянность выражается? Он мне ответил, что в отсутствии идеалов. В советское время была идеология, и власти прекрасно понимали, что необходимо воспитывать молодежь. Мое поколение, независимо от того, плохое оно было или хорошее, знало, что есть, допустим, Павлик Морозов, на которого надо равняться. Я, например, воспитывался на кубинской революции. На кого ориентироваться сегодняшнему поколению? Я провел недавно опрос среди студентов и попросил написать их мужские и женские идеалы. Что получилось: женский - Анжелина Джоли и Мадонна, мужской - Дмитрий Харатьян и Джордж Клуни. [quote]Нет сегодня и профессий, к которым можно было бы стремиться. Они даже в 90-е существовали: барышни хотели быть проститутками, а мужчины рвались в рэкетиры. [/quote] С чего у вас начиналось увлечение кино? Какую картину вы посмотрели первой? Все начиналось с книг. Я в детстве очень много читал, из-за чего даже получил кликуху Профессор. Как-то взял в библиотеке собрание сочинений Паустовского. Там обнаружил фотографию, на которой был изображен стоящий на сцене пожилой человек в мешковатом костюме и фантастической красоты женщина, стоящая перед ним на коленях. И под фотографией была подпись: М. Дитрих и К. Паустовский. Кто такой Паустовский, я знал, а вот кто такая Дитрих и почему она стоит перед Паустовским на коленях - понятия не имел. Стал искать. В книге об этом не было ни слова, поэтому я обратился к нашей библиотекарше. Посмотрели в энциклопедии, в кинословаре, но почему Дитрих стояла перед Паустовским на коленях, я так и не узнал. Я начал собирать информацию по крупицам. Библиотекарь начала давать мне книги о кинематографе. В шестом классе я прочел книгу о Феллини, затем начал собирать кинооткрытки. В школе мой педагог Виктория Куликова, увидев мое увлечение кино, предложила мне выпускать еженедельную газету, посвященную кинематографу. Позже я стал собирать досье, в которые входила всевозможная информация о кино, в том числе и фотографии, некоторые из которых даже с автографами. Сегодня у меня 4,5 тыс. папок с подобной информацией. Спустя некоторое время я пошел в театральное, но покинул его по семейным обстоятельствам. Доучился в школе и поступил в университет на филологический факультет. По окончании вуза стал печататься в Комсомольце Кубани, но постоянно мечтал о поступлении во ВГИК. И однажды заведующая в газете отделом культуры Анжела Михиторян на мой день рождения принесла конверт с вызовом во ВГИК на киноведческий факультет. Оказалось, что она сама собрала все мои статьи и отправила их в Москву, и так получилось, что я прошел предварительный конкурс. В общем, я отправился в столицу и с первого захода поступил. Фото: Олега Токаря (Небо Кубани) из личного архива Григория Гиберта. Первыми фильмами, которые я посмотрел, были Чапаев и Юность Максима. А пятерка моих любимых фильмов - это Не горюй (Георгий Данелия), Крик (Микеланджело Антониони), Ночи Кабирии (Федерико Феллини), Рокко и его братья (Лукино Висконти), М (Фриц Ланг). Ну, и, конечно, творчество Глеба Панфилова. Инна Чурикова для меня - звезда номер один нашего кинематографа. Сам я кинотеатры не посещаю, так как меня раздражает публика, для которой кино является дополнением к попкорну. Поэтому чаще смотрю фильмы дома. Я стараюсь в день смотреть хотя бы по одной картине. На днях, например, решил посмотреть Следствие ведут знатоки. А недавно меня пригласили на Хичкока, который я с большим удовольствием посмотрел. Вы за свою жизнь успели поменять немало профессий, и все они были тем или иным образом связанны с искусством. Недавно вы покинули краснодарский муниципальный концертный зал, которому отдали немало лет. Как с тех пор изменилась ваша жизнь? Вся эта история с уходом из концертного зала и ТО Премьера является для меня примером предательства, и хочется уже расставить здесь все точки. Все началось с приходом нового директора - Тины Юрьевны Лысовой. Изначально у нас с ней были хорошие отношения, но длились они недолго, ровно до того момента, когда я имел наглость не согласиться с ее мнением. В свое время я работал с Гатовым, и могу сказать, что у него был жуткий характер. Мы могли с ним ссориться и ругаться, но в любой ситуации мы всегда понимали друг друга и находили решение. Мне уже скоро уходить на пенсию, и за все эти годы работы я ни разу не перед кем не прогибался, никогда не пытался идти по головам, а старался просто честно заниматься своим делом. За годы существования зала нам и моим коллегам по залу удалось привлечь и воспитать определенную публику, и когда Тина Юрьевна заявила, что необходимо поднимать цены на билеты, я высказался против. Для меня было совершено ясно, что если мы завтра начнем продавать билеты на симфонический оркестр по 5 тыс., то лишимся той публики, которая к нам сейчас ходит, а новой не приобретем. И на почве этих споров мне вдруг заявили, что я постоянно разъезжаю по кинофестивалям и поэтому мало уделяю внимание работе. На самом деле, отправляясь на очередной фестиваль, я каждый раз брал отпуск за свой счет. Затем мне заявили, что я работаю по совместительству, поэтому не справляюсь. Получается, что 19 лет справлялся, а теперь не справляюсь. В конце концов, меня вызвали и сказали, что извините, мол, но вы нам не подходите. Не подхожу, так не подхожу, каждый начальник сам выбирает свою команду. Я написал заявление и отправился в отпуск, с надеждой на то, что за это время все как-то утрясется, и меня хотя бы пригласят побеседовать. Все мне говорили, что о моем уходе не знает Татьяна Гатова, и все это происходит за ее спиной, поэтому я, как старый идиот, романтик и идеалист, написал от руки письмо Татьяне Михайловне, в котором объяснил ситуацию. Но реакции не последовало. Я вернулся из отпуска и узнал, что меня уволили не 1 октября, а еще 24 сентября. Татьяна Юрьевна - замечательный экономист и юрист, но совершенно не театральный человек. Ее артисты раздражают - лучше бы их не было, а были бы куклы, которых можно переставлять, двигать. А живые артисты - это жуть, у них амбиции, недовольства, претензии. Концертному залу я отдал 19 лет, работал там с самого его открытия. В этом году залу исполняется 20 лет, а в следующем году мне - 60. И я планировал отпраздновать эти два события, раскланяться и уйти. Но получилось по-другому. Я первый из руководителей зала, которому при уходе не предложили даже должности вахтера. Конечно, для меня все это безумно больно, как и то, что сейчас происходит с Премьерой. То, что творится в Молодежном театре - это нонсенс вообще. Но все это - женские дела. С мужчиной всегда можно договориться, но с женщинами по-другому, у них всегда эмоции на первом месте. И когда представительница слабого пола приходит к власти, ей кажется, что все, что она делает, является непоколебимым. Так вот, Тина Лысова и Татьяна Гатова, придя к власти, решили, что они всезнающие и всемогущие. Посмотрим, что будет дальше. Алексей ПЕРЕРВА, ИА Живая Кубань Справка: Григорий Гиберт родился 24 июня 1954 года в поселке Пеледуй Ленского района Республики Якутия. Окончил филологический факультет Кубанского государственного университета и киноведческий факультет ВГИК имени С. Герасимова. Работал методистом театрального отдела КНМЦ, редактором краевой филармонии, директором концертного зала филармонии, директором и художественным руководителем муниципального концертного зала, профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств.