Перейти к основному контенту
08.08.2019 14:24

Кубанцы – лидеры по объему кредитов на юге России

Рост кредитования в масштабах страны говорит о возможном кризисе и грозящем социальном напряжении.

Новости рубрики Экономика
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник

Рост кредитования в масштабах страны говорит о возможном кризисе и грозящем социальном напряжении.

По данным Банка России жители Краснодарского края в долг набрали 241 миллиард рублей. Это существенно больше, чем берут «физики» в соседних регионах: Ростовская область – 150 миллиардов, Волгоградская – 85, Ставрополье – 88 миллиардов рублей. В целом жители Южного федерального округа получили в первом полугодии кредитов на 20% больше, чем за этот же период прошлого года. Одновременно на треть вырос объем кредитования юридических и физических лиц в микрофинансовых организациях.

Обычно принято считать, что рост кредитования говорит о росте потребления, а значит – росте экономики, повышении уровня жизни и вообще уверенности людей в завтрашнем дне. Но многие эксперты, в том числе Столыпинского института, уверяют, что сейчас, в нынешних условиях, это свидетельство стремительно приближающегося спада экономики. В аналитической записке института говорится, что техническая рецессия может наступить уже в этом году, а не в 2021-м, как предполагали в Минэкономразвития. 

Техническая рецессия – это когда ВВП не растет два квартала подряд. Население может почувствовать приближение рецессии как раз по увеличению задолженности перед финансовыми организациями, стагнации или снижению зарплат и постепенному росту безработицы. Причем, эти признаки могут появиться даже на фоне небольшого экономического роста, но важно знать его качество. В первом квартале текущего года Росстат действительно зафиксировал рост в полпроцента, но это и пугает экспертов. В Столыпинском институте уверены, что 0,5% обеспечили результаты работы крупного бизнеса и госсектора. А малый и средний бизнес уходит в серую и черную зону, чтобы выжить, либо закрывается. Вероятно, именно поэтому он чаще берет дорогие кредиты в микрофинансовых организациях, лишь бы только не показывать бухгалтерию банкам. При этом закрылись 18 тысяч малых и 1,5 тысячи средних предприятий, а оставшиеся сокращают работников. 

«Нынешнее полугодие – по ряду отраслей это четко видно – самое худшее с кризиса 1998 года, – заявил РБК доцент РАНХиГС Олег Филиппов. – Граждане становятся все больше неплатежеспособными. Количество сделок по распродаже предприятий малого и среднего бизнеса их владельцами в этом году превысило результат за последние 8-9 лет».

Зато почти на 7% выросло количество сотрудников на микропредприятиях. Возможно, это говорит о том, что люди, оставшись без работы, пытаются добыть денег любыми доступными способами и берут кредиты в банках и микрофинансовых организациях, чтобы вкладывать их в стартовый капитал собственного микробизнеса или просто на жизнь. 
 
То есть рост кредитования сейчас говорит о том, что рецессия близко, а следом за ней может прийти полноценный экономический кризис. На фоне локальных социальных акций из-за пренебрежительного отношения к людям и массовых политических протестов в Москве, последствия грядущего кризиса для региональных властей спрогнозировать сложно. И здесь решающую роль может играть система социальной поддержки, выстроенная в регионе. Каждый его житель должен знать, что он может прийти в кабинет чиновника, попросить помощи и тот найдет способ решить проблему. Если невозможно помочь за счет бюджета, то чиновник раздобудет внебюджетные источники. То есть, грубо говоря, найдет бизнесмена, который по какой-то своей причине захочет поддержать конкретно этого человека. И такие причины далеко не всегда корыстные.
 
В крае уже стал легендой один реальный случай: перед началом Нового 2013 года предприниматель увидел в торговом центре «Елку желаний», на которой висели открытки с просьбами тяжело больных детей к Деду Морозу. Его ребенок умер от рака, поэтому мужчина снял все открытки, купил подарки всем детям, а некоторым отвез их лично. Чтобы свершилось огромное чудо, не нужно было ничего, кроме желания краевых чиновников выполнить свою работу не для отчета. Где оно теперь – это желание, почему не работает система?
 
Меценатов с разными возможностями в регионах больше, чем кажется. Но задача власти в приближающемся кризисе создать условия, при которых филантропы смогут узнать о тех, кому нужна помощь. Эти условия должна создавать система управления краем, в которой каждый чиновник понимает, что, если он не увидит и не услышит просьбу о помощи, не попытается ее решить или не передаст наверх, – он будет наказан. Впрочем, все это возможно лишь в случае реального существования самой системы.