Перейти к основному контенту
17.12.2014 13:23

Главный режиссер драмтеатра Огарев: Даже поверить трудно, что я смотрел это на Кубани

Главный режиссер Краснодарского академического театра драмы имени Горького Александр Огарев прокомментировал премьеру спектакля "Мнимый больной".

Главный режиссер драмтеатра Огарев: Даже поверить трудно, что я смотрел это на Кубани
Главный режиссер Краснодарского академического театра драмы имени Горького Александр Огарев прокомментировал премьеру спектакля "Мнимый больной". "Сегодня в краснодарской драме случился грандиозный скандал и провал в стиле Треплева. Молодой авангардист из Питера Иван Осипов поставил на большой сцене "Мнимый больной", вроде бы, Мольера. А на самом деле так адаптировал пьесу, что переписал весь текст, одел актеров в одежду советского времени 70-х, удвоил каждого персонажа, назвал их взамен французских имен Викторами Петровичами и Светланами Дмитриевнами, ввел героя, который носит рога, по имени Олег, он же Олень, пустил по сцене катающиеся грибы и перенес действие в желудок. Спектакль шел 3.15. Прогонов до премьеры не было, поэтому понять, что сочинил режиссер предварительно было нельзя. Реакция публики была сначала нервно веселой. Примерно час все надеялись, что вот-вот эстетическая провокация закончится, и все начнут понимать, что происходит на сцене. Затем потянулись к выходу. Сначала ручейками, потом стройными рядами. К концу второго действия от аншлагового зала осталась, наверное, четверть. Общее ощущение и зрителей, и актеров, которые героически честно доносили замысел Ивана, сами в нем ничего не понимая, - растерянность. Некоторые зрители пообещали обратиться в прокуратуру с иском о нарушенных правах потребителя", - написал Огарев на своей странице в социальной сети. Он также добавил, что подобная постановка для Кубани довольно экзотична. "С одной стороны преклоняюсь перед харизмой Осипова, сумевшего убедить актёров не задавать вопросы "про что?", "какой сюжет?" "что я тут делаю?" и повести их за собой в приключение с абсолютно неясными целями. До последнего дня он держал от них в тайне, каков будет финал спектакля, стойко терял доверие актеров и погружался в тотальное одиночество. Тексты Ивана мне очень нравятся. Это бессмысленные конструкции, дающие постоянную надежду на появление смысла. Тексты мастерские. Действие местами напоминает театр абсурда, местами фильмы Дэвида Линча. Думаю, человек десять в зале стали страстными поклонниками режиссера Осипова. С другой стороны жалко актеров, не испытавших в конце тяжкого пути никакого удовлетворения. Жалко зрителей, пришедших в праздничный день на Мольера, а попавших на затянутую акцию, исследующую границы "нетеатра" и зрительского терпения. С третьей стороны Краснодар впервые получил на большой сцене эксклюзивное авангардное действо, реально встряхнувшее и публику, и актеров, и цеха. Даже поверить трудно, что я смотрел это на Кубани. Особый, интеллектуальный, медитативный эпатаж без обнаженки, без обсасывания скользких тем, без матерков, возможный, казалось бы, только в местах скопления продвинутых московских студентов или в среде начинающих наркоманов. Быть может, раздражение и протест, испытанные многими краснодарскими зрителями, привьет мысль, что искусство должно обжигать? С четвертой - когда приглашал Осипова, ожидал от него спектакля более адекватного. Все-таки, у города свои традиции, своя театральная среда, свое понимание обращения с классикой. Если бы он не был так уклончив в рассказе о замысле, а я так доверчив, не выпытывая у него подробностей замысла, то, наверное, не решился бы пригласить. Но вот дело сделано. И двоякое чувство грандиозности и неуместности. Но в пятых. Вот сижу, проживаю случившееся. И зрители, видимо, некоторые не спят, обсуждают, плюются, силятся понять, пишут письма в инстанции, восхищаются, ругаются... Может, это одна из целей Театра - будоражить, воевать со старыми формами, выводить из равновесия?", - пишет Александр Огарев. Фоторепортаж с премьеры спектакля "Мнимый больной" можно посмотреть здесь. Интервью с Александром Огаревым "В Краснодаре я вижу перспективу для создания своего театра" можно прочитать здесь.