Перейти к основному контенту
23.09.2019 11:59

Школьная перегрузка на Кубани

Приближается День учителя – праздник с морем цветов, подарков и хорошего настроения. Но даже самый лучший день быстро заканчивается и все возвращается на круги своя

Новости рубрики Общество
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник

Приближается День учителя – праздник с морем цветов, подарков и хорошего настроения. Но даже самый лучший день быстро заканчивается и все возвращается на круги своя. Уроки, проверка тетрадей, составление отчетов и планов, и решение каждодневных проблем. А их в современном образовании, к сожалению, немало. О них и поговорим…

Зарплата плачет

Самая первая и главная – более чем скромная заработная плата педагогов. «На ставку есть нечего, на две – некогда». Такова горькая поговорка, которая ходит среди учителей. Об этой проблеме педагоги уже не просто говорят – кричат на всю страну. 

Она настолько мала, что создается впечатление, будто правительство просто не знает весь объем нагрузки. В основном (80%) учителей – пенсионеры, и если они уволятся, то школы нужно закрывать, работать в них будет некому. Чтобы выжить, педагоги вынуждены брать большие нагрузки, что, конечно, сказывается на качестве уроков. 

– Я всю жизнь работала на ставке 18 часов, а сейчас – 32 часа. Вынуждена соглашаться, так как некому вести в этих классах уроки, – рассказывает Ольга Андреевна, преподаватель математики со стажем работы 45 лет. – Это очень тяжело. Учитель не только проводит уроки – он еще отвечает за жизнь учащихся, а этот момент нигде не учитывается. Сейчас отношение к учительству в нашей стране негативное. Нас перевели в статус прислуги, когда приходят родители и указывают, какие отметки нам ставить, что говорить и так далее. Воспитанием своих детей занимаются единицы, на родительских собраниях присутствует максимум треть родителей. Мое мнение – надо начинать с института семьи

К сожалению (или к счастью), у многих детей и родителей действительно нет доверия к современным знаниям (нет абсолютного доверия ни к учителю, ни к учебнику). Наверное, это все-таки хорошо, так как мир стремительно меняется, появляются новые факты, открытия. Если слепо верить во все, что тебе говорят, никаких новшеств просто не будет появляться. 

Техническое оснащение в школе, в кабинетах также на низком уровне. Учитель должен идти в ногу со временем, быть неутомимым, желающим постоянно самосовершенствоваться. 

Ситуация близка к катастрофе

Но не так пугает современных педагогов большая загруженность и недостаточное оснащение, сколько бумаготворчество. Глупые отчеты и бумажки в полицию, управление образования и другие контролирующие органы, даже в военкомат – это ужасно. По данным соцопросов, 49% педагогов считают, что объем бумажной работы из года в год только увеличивается. 

– Общество свалило на учителя обязанности по воспитанию и образованию детей, и современные родители, выходцы из девяностых, решили, что им нужно только рожать, – говорит учитель истории Ирина Валентиновна, проработавшая в школе 21 год. – Они считают себя вправе требовать с чужих людей, учителей, а сами не хотят заниматься своими же детьми. Поэтому школа сейчас ничем не может привлечь молодого учителя: ни зарплатой, ни социальным статусом, ни престижем. В школу должны идти творческие люди, умеющие ладить с детьми.

В марте этого года учителям одной из школ Абинского района подняли оклад почти на 1,5 тыс. руб. Педагоги обрадовались, но каково же было их удивление, когда на руки они получили такую же зарплату, как и прежде. Выяснилось, что оклады подняли, оплату за классное руководство и заведование кабинетами тоже, но стимулирующие выплаты уменьшились. А в один месяц вообще свелись к нулю. Так что на бумаге все гладко – зарплаты учителей растут, а по факту за сделанную работу они получили даже меньше. 

Лучшие уходят

Да, в официальных отчетах фигурируют вполне красивые цифры зарплат учителей. Но это всего лишь средние показатели. Из чего они складываются? Из того, что на Камчатке зарплата 112 тыс. руб., в Ивановской области – 29 тыс. и т.д. Ситуация в регионах очень разная. В среднем же все хорошо: 45 тысяч рублей в месяц для школьного педагога вполне приемлемый заработок. А конкретный человек приходит и говорит: мне на жизнь не хватает. В итоге учитель трудится на 1,5–2 ставки, к которым еще прилагаются «добровольно-принудительные» обязанности в виде проведения конкурсов, олимпиад, классных часов.

К сожалению, уравнять всех и платить учителям во всех регионах одинаково, никогда не получится. Уравнять нельзя, но можно сделать оплату труда учителей хотя бы справедливой. Мало кто помнит, что первый указ первого Президента России Ельцина касался именно образования. Тогда он заявил, что зарплату учителя поднимут до 100% средней по промышленности, самой высокой тогда.

Те обещания так и остались на бумаге. Зато рынок репетиторских и прочих образовательных услуг сегодня растет как на дрожжах. Немало учителей, как правило лучшие кадры, из школ уходят – не только в репетиторы, но и просто в частный бизнес, ведь в крупных компаниях образовательные, информационные технологии сейчас очень востребованы.

Мешает решению проблем и слишком оптимистичный взгляд власти на ситуацию. Когда руководителю докладывают, что в системе все хорошо, можно успокоиться и ничего не делать. Выяснять реальное положение дел и глубину причин никто не хочет. В итоге и получается искаженная картина происходящего. От чего страдают и учителя, и дети.

Ранее «Живая Кубань» писала, что дефицит педагогических работников, повышенная нагрузка, переполненные классы, давление со стороны администрации и вышестоящих органов, плохое материально-техническое обеспечение, недостойная оплата труда – эти и другие проблемы не первый год сотрясают школьное образование края.

Другие актуальные новости