Перейти к основному контенту
13.01.2021 16:06

В Краснодаре продолжают замалчивать обоснование роста тарифов в общественном транспорте

Общественность не услышала экономических доводов повышения цен на проезд

В Краснодаре продолжают замалчивать обоснование роста тарифов в общественном транспорте
Фото: Телеграм-канал "Общественный транспорт Краснодара"
Фото: Телеграм-канал "Общественный транспорт Краснодара"

Наспех организованный круглый стол по вопросам увеличения стоимости проезда в общественном транспорте, прошедший накануне в Краснодаре,  оказался с острыми углами. Депутаты, общественники и журналисты так и не смогли выбить из перевозчиков экономического обоснования роста платы за проезд. Как только речь зашла о финансах, предприниматели прикрылись коммерческой тайной. Лишь департамент транспорта и дорожного хозяйства Краснодара был допущен к цифрам, но он сохранил молчание.

Перевозчики тоже плачут

Рост цен на ГСМ, запчасти и пандемия, по словам бизнесменов от сферы транспорта, стали основными причинами постновогоднего повышения стоимости проезда с 28 до 30 рублей на 16 маршрутах. Но на этом финансовые невзгоды перевозчиков не закончились – до 1 января 2021 года они по закону должны установить в каждом автобусе кассовые аппараты для безналичного расчета с пассажирами. К нему прибавится комиссия банку за перевод средств в размере девяти(!) процентов. Оплата этих расходов теперь ляжет на плечи рядовых краснодарцев, которые пользуются общественным транспортом. Так как в городе введены нерегулируемые тарифы, получить субсидии, дотации и другие бюджетные плюшки частные перевозчики не могут.

- В транспортных предприятиях ключевая статья затрат - от 40 до 50 процентов - уходит на ГСМ. Порядка 20 процентов – это затраты на запасные части. В течение полутора лет не менялась стоимость проезда, но за это время значительно выросла стоимость топлива, в первую очередь газа. Некоторые перевозчики находятся в крайне сложном финансовом положении, - подчеркнул  председатель правления «Союза транспортников Кубани» (СТК) Иван Петров.

- У нас на 60 процентов снизился пассажиропоток. Чтобы оставаться на плаву, не терять рабочие места, нами было принято решение – не без расчетов – поднять тариф на два рубля, - рассказал замдиректора ООО «Респект» Виктор Балацкий.

Почему повышение тарифа произошло именно на такую сумму, а не на один или, допустим, пять рублей, собравшиеся не узнали. Также осталось секретом, во сколько обходится предпринимателям провоз одного пассажира. Перевозчики не предоставили калькуляцию и вообще не раз намекали, что в дела коммерческого предприятия, хоть и социально значимого, лезть не стоит никому.

- Раскрывать данные по прибыли, по доходности, по обоснованию тарифа я не собираюсь. Это коммерческая тайна, - заявил директор крупнейшего краснодарского перевозчика ООО «Кубань» Виталий Чичканов, закрыв важную тему для обсуждения и дальнейшего диалога.

Кассы преткновения

Визитная карточка краснодарских частных автобусов – отсутствие кассовых аппаратов и переводы за проезд на карту или мобильный телефон водителю – стала отдельной темой для обсуждения на круглом столе. Безналичный расчет, который прочно вошел в жизнь современного человека, обошел стороной сферу пассажироперевозок в региональном центре. Специальные терминалы кое-где появились, но даже в тот день, когда проходил брифинг и весь коммерческий подвижной состав должен быть оснащен по правилам, краснодарцы не смогли оплатить проезд картой, а водитель маршрутки № 51 и вовсе выгнал пассажира из салона за то, что он отказался сделать перевод на Сбербанк.

Депутат городской Думы Александр Сафронов потребовал от перевозчиков навести порядок.

По словам руководителя «СТК», в сложившейся ситуации виноваты водители. Именно они не могут привыкнуть к современным средствам взимания оплаты.

- Водители, которые десятилетиями работали без каких-либо устройств, – для них это психологический барьер, - отметил Иван Петров.

Однако психология здесь не причем, а простая математика будет уместна. Во-первых, установка кассовых аппаратов делает отчетность предпринимателей более прозрачной, что, по всей видимости, устраивает далеко не всех бизнесменов. Во-вторых,  водители потеряют в зарплате.

- С введением кассовых аппаратов они с каждого пассажира стали получать меньше денег. Так, в одной из фирм из 28 рублей на руки они получают 20. Остальные восемь рублей - это налог и проценты за обслуживание терминала. И как тут не вспомнить утверждения перевозчиков, что бремя обслуживания лежит теперь на них? К тому же, мы получаем сообщения от водителей, что они не особо рады повышению тарифов, потому как следом за этим последует повышение плана и стоимости путевки. А что тогда из этих двух рублей, на которые повысили проезд, остается водителю? Особенно, если учесть еще один немаловажный момент. Одной из заявленных причин новых тарифов – рост цен на топливо. И перевозчики утверждают, что это бремя тоже легло на их плечи. Однако водители утверждают, что горюче-смазочные материалы оплачивают они, даже если работают на транспорте предприятия, - рассказала «Живой Кубани» руководитель «Транспортной инициативы» Марина Репещук по итогам круглого стола.

Контроль без наказания

Плачевная ситуация с общественным транспортом в Краснодаре вновь подняла вопрос о контроле за работой перевозчиков. Их проверяют несколько ведомств, в том числе администрация города, но у каждой организации свои полномочия.

В 2019 году сотрудники Ространснадзора выявили нарушения лицензионных требований и технических характеристик на 32 маршрутах в Краснодаре. Административные дела были направлены в суд, но – парадокс! – ни один из перевозчиков не понес реального наказания – после апелляции суд каждый раз выносил предупреждение, освобождая частников от уплаты крупных штрафов. Так, за нарушение лицензионных требований перевозчику может грозить 100 тысяч рублей, за нарушение технических характеристик – 20 тысяч рублей. За повторное нарушение - лишение лицензии.  В черный список попали «Авто-Альянс», «Вымпел-М» и «Магистраль».

В свою очередь контроль со стороны городского дептранса ведется ежедневно. В полномочия чиновников входит проверка соблюдения схемы движения и расписания, безбилетного проезда и провоза пассажиров, а также санитарного состояния автобусов на линии.

- Фактов для составления протокола становится меньше. Перевозчики понимают, что за ними ведется постоянный контроль и для них дешевле исправить, чем платить штраф. Составление протоколов  - это единичный случай, - отметил заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимир Анфиногенов.

Получается, что контроль за деятельностью перевозчиков ведется формально, и предприниматели чувствуют себя безнаказанно, ведь штрафы проходят мимо них. А значит, можно и дальше не улучшать качество услуг, при этом повышая тариф.

С надеждой на перемены

Остроту обсуждения в вопрос соотношения качества услуг пассажироперевозок и стоимости за проезд внесла руководитель «Транспортной инициативы» Марина Репещук. В качестве спикера на круглый стол общественница  не была приглашена, о чем ранее писала «Живая Кубань». Хотя именно Репещук регулярно проводит мониторинги и пытается переломить затянувшийся кризис в общественном транспорте Краснодара. Взять слово она решила сама. Но сказать по существу ей не дали.

- За что платят пассажиры? Тариф повысили, но нарушения конкурсной документации никуда не делись, - поделилась активистка.

Но ответа на свой вопрос общественница не получила.

Как, впрочем, и остальные участники мероприятия. Активист Мирослав Валькович остался «категорически недоволен диалогом с представителями частных перевозчиков на кругом столе», отметив, что открытого обсуждения по ряду вопросов не получилось.

Депутат городской Думы Александр Сафронов отметил, что в целом круглый стол «прошел впустую». Он выразил надежду, что в стенах городской Думы диалог будет более продуктивным.

- Вчера направил несколько запросов контролирующим органам, а мой товарищ и депутат ЗакСобрания края Иван Жилищиков обратился в прокуратуру региона с запросом. Надеемся, будут полные ответы, и уже вооруженные информацией будем говорить с перевозчиками, - отметил депутат.

Все же «лучу света в темном царстве» удалось пробиться. После круглого стола два краснодарских перевозчика – «СВП» и «Респект» - развесили объявления о том, что пассажиры могут оплатить за проезд по безналу, а перевод водителям на карту – недопустим. Также они оставляют право на бесплатный проезд  в том случае, если водитель откажется провести плату по терминалу. Перевозчики указали в объявлениях номера собственных горячих линий для разрешения конфликтных ситуаций. Надеемся, их коллеги последуют этому примеру и будут отрабатывать на сто процентов тот повышенный тариф, который был введен 9 января в Краснодаре.

С завтрашнего дня в Краснодаре повысится стоимость проезда , сообщала ранее «Живая Кубань».

Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://t.me/live_kuban.