Перейти к основному контенту
03.01.2020 14:01

Крыса свинье – товарищ

Краснодарский край полностью провалил «мусорную реформу»

Новости рубрики Жизнь
Фото: Светлана Кравченко.
Фото: Светлана Кравченко.

Краснодарский край полностью провалил «мусорную реформу». 

Край, как и вся страна, ушел на новогодние каникулы. Но ведь они не для всех. Не закроются на отдых больницы или станции скорой помощи. Не остановятся котельные, общественный транспорт не возьмет тайм-аут, и не прекратят работу магазины. Не знает перерывов ни одна отрасль, отвечающая за жизнеобеспечение. Кроме, как выясняется «мусорной».

Сегодня в соцсетях, в Фейсбуке, Инстаграмме, ВКонтакте, Одноклассниках, самыми популярными оказались не снимки новогодних столов и фейерверков, а фото другого рода – «картинки» забитых неубираемым мусором контейнерных площадок и стихийных свалок. Эти снимки – лучший и полнейший «отчет» о непроделанной краевыми чиновниками работе и обрушиванию ими мусорной реформы.

Благоухает ряд микрорайонов Краснодара. Растут мусорные холмы в Анапе. Мусорные завалы стали одной из «достопримечательностей» Сочи. Не так давно Кондратьев, кажется, рассуждал о том, кто достоин награды «Курортный Олимп». Даже какие-то грамоты вручались. Кто б мог предположить, что Олимп, обозначающий горный массив для обитания мифологических богов, станет олицетворением других гор — мусорных. В Сочи они портят вид города и настроение жителям и гостя даже в самом центре: на Фабрициуса, на Цветном бульваре, Роз и Чайковского. А ведь в эти дни здесь тусит немало туристов. Схожая картинка на Островского и Макаренко. В общем, похоже, главный горный курорт страны в Новый год стал главным мусорогорным городом РФ. Если «реформа» пойдет такими же «высокими темпами» и дальше, на вновь образованных мусорных склонах можно будет этапы кубков мира проводить по скоростному спуску. Или, по крайней мере, состязания на кубок губернатора по мусорогорным лыжам. Мы в этом виде спора будем первыми. А губернатор же любит, когда мы первые — хоть в чем.

Видео: "ТК".

Как тут не вспомнить, как у нас всегда хозяйку выбирали. Первым же делом смотрели, как у нее в доме? Если чисто-убрано, к той и сватались. А неаккуратных и грязнуль старались обходить стороной. К сожалению, нынешнее наше краевое руководство, похоже, оказалось как раз из таких. То, что Кондратьев в принципе не имеет ни малейшего представления о том, как начать проводить «мусорную реформу», было ясно с первых же дней начала преобразований этой непростой отрасли. Каких только мудрых предложений не высказывалось для исправления ситуации в 2019-м. Вплоть до того, чтобы вывоз мусора в туристический сезон оплачивать не только за счет тарифа, но и за счет… средств курортного сбора (хотя, кажется, вводили его не для этого: предполагалось парки обустраивать, фонтаны, детские площадки на пляжах).

Впечатляющий провал по этому направлению был достигнут краевой администрацией как всегда в рекордные сроки. Напомним, что ровно год назад, - в январе 2019-го - глава Министерства природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин, назвав регионы–передовики, отметил, что «менее удачных регионов немного» и там нет особых проблем. Но уже в конце прошлого года Кубань была названа в числе однозначных «лидеров» провала реформы. То есть выяснилось, что краевое руководство может «справиться» с созданием проблем в кратчайшие сроки менее чем за год.

1411559.jpg
Фото: социальные сети. 

И вот что вообще уже вызывало крайнее удивление: если суммировать региональные бюджеты семи других, названных «провальными», регионов (Владимирская, Курганская, Ульяновская, Саратовская области, Еврейская автономная область, Камчатский и Хабаровский края), то эта сумма вполне сравнима с бюджетом одного нашего края (больше всего в 1,4 раза). Бюджеты других «двоечников» от 50 до 100 миллиардов рублей. Наш, как с гордостью подчеркивал уже, наверное, тысячу раз В.И. Кондратьев - свыше 300 миллиардов! И что? Результаты где хоть в чем-то?

В крае не достигнуты цели большинства нацпроектов, не доведены до требуемого уровня зарплаты бюджетников, и вот теперь оказалась проваленной еще и мусорная реформа. Получается, что единственным поводом для гордости краевого руководства является сокращение регионального госдолга со 140 до 100 миллиардов рублей? Которое, выходит, было достигнуто исключительно благодаря тому, что гекнулись все остальные планы?

Понятно, что любой «рекорд» сам по себе не рождается. К нему ведут «подготовительные этапы». Вначале губернатор Кондратьев отсрочил запуск мусорной реформы на год, из-за опасения роста тарифов. Хотя жители края все равно стали платить за вывоз мусора на треть больше. Затем начались вполне предсказуемые пробуксовки с разработкой территориальной схемы размещения отходов (дай бог, она, эта схема, будет принята весной 2020-го).

И похоже, что тут затык случился из-за того, что схемы и сейчас пытаются рисовать под «своих» исполнителей. Губернатор ввел в свой круг немало подобных «художников», которые стараются «под себя» делить любую «денежную поляну». По мусору, можно предположить, в подготовке схем принимают участие и первый зам – Алексеенко, и другой вице – Вороновский, и еще пара-тройка доверенных.

И опять давайте вспомним, что еще задолго до Кондратьева край был поделен на 11 зон. В каждой был определен регоператор. Такая схема обращения с твердыми коммунальными отходами начала у нас работать в числе первых в стране. Понятно, что сегодня и время иное, и требования другие. Но, казалось бы, возьми за основу работающее, выкинь лишнее, исправь ошибки, поменяй тех, кто с задачами не справлялся. В общем, «отшлифуй и усовершенствуй то, что работало, переведи на рельсы новых требований. Но это же Кондратьев. У него свой путь. Порой оригинальный настолько, что даже приспособленный мозг не в силах понять этой уникальности.

Вот сегодня, под большим вопросом попадание кубанских свалок в федеральную программу «Чистая страна». Край рискует вообще оказаться вне проекта. А значит, будет проводить рекультивацию полигонов не за средства федбюджета, а за свои. И из всего опыта администрации Кондратьева вывод можно сделать однозначный: если есть федеральное финансирование – проект имеет какие-то шансы на реализацию. Когда, к примеру, дали федеральные деньги на нацпроект «Жилье и комфортная среда», в части «жилья», конечно, все полностью завалили, но зато по «среде» – вон сколько клумб посадили и кустов. То есть хоть что-то случилось.

Но вот, если речь пойдет об исключительно краевом финансировании – это 100-процентная гарантия коллапса. Особенно учитывая немалый объем предстоящей работы: создание необходимой инфраструктуры, внедрение раздельного сбора мусора, строительство мусоросортиоровочных производств. Да, о чем речь, когда в крае еще не все региональные операторы определены.

Причем в течение года руководство края периодически вело какие-то, как потом выяснялось, бестолковые переговоры по поводу поисков выхода из организованного им же кризиса. Которые широко освещались как «решающие и в целом эпохальные» всеми провластными СМИ. В мае, к примеру, случились пафосные репортажи о том, что за решение сочинских мусорных проблем может быть возьмутся австрийцы из крупнейшей европейской компании по утилизации отходов SaubermscherDiebtleistungs AG. Какими же миленькими словами данное действие преподносилось. Просто мусорный «мур-мур». Мол, сейчас зарубежье как возьмется за все 350 тысяч тонн ежегодного сочинского мусора, так тут же все решит. Но предварительные мусорные ласки так и не перетекли в что-то более решительное…

В сентябре целый заместитель губернатора Анатолий Вороновский (который как раз по ЖКХ) провел мощные переговоры с главой Российского экологического оператора Денисом Буцаевым. Были даже выработаны варианты, и Анатолий Вороновский выражал твердейшую (как это принято у краевого руководства) уверенность на завершение процессов реформирования отрасли до конца 2019-го… Не срослось. Что, впрочем, тоже было легко предсказуемо.

И вот единственно возможный итог года – новогодние мусорные горы. И отсутствие у губернатора и его команды хоть какого-то понимания, куда двигаться дальше. Как с удивлением обнаружили на Красной, 35, одним пиаром задачу тут не решить. Это про курортников можно написать, что их под 20 миллионов у нас нарисовалось. Потому как кто пересчитает всех этих товарищей в плавках и проверит смачную цифру? А вот про мусор невозможно в газетах написать, что его нет, и спеть что-то в адрес губернаторской руководящей мудрости. Ну, то есть, сказать, что проблема решена, можно. Но на фоне гор отбросов выглядит это все неубедительно.

Мы обязательно будем возвращаться к мусорной теме еще не раз. А пока просто предлагаем насладиться достигнутыми результатами работы команды Кондратьева на начало 2020-го. Впечатляющие масштабы. Символу наступившего года – крысе - будет где разгуляться.

Ранее "Живая Кубань" сообщала об итогах-2019: «ЕР» сдохла, а казаки – не люди.