Меню сайта

Наше всё


Туризм — одна из немногих отраслей экономики ЮФО, список проектов которой минимально пострадал по сравнению с 2008 годом и расширился за счёт новых, причём не только на территории Краснодарского края

Среди крупнейших инвестпроектов Юга доля туристических существенно возросла, а сама отрасль вышла на первое место по значимости. В частности, доля туризма выросла с 14,6 до 25,9% и составила в абсолютном выражении почти 23 млрд долларов, количество проектов увеличилось с 39 до 51 .

Крупнейшими «новичками» среди инвестиционных проектов в туризме стали курортный город-спутник «Лазурный Берег» в Дагестане, город-курорт «Новомихайловский Посад» на Кубани, гостинично-развлекательный комплекс «Славянский Посад» в Астраханской области.

Некоторые территории Юга, ранее не позиционировавшие себя как туристические центры, стали с разной степенью успешности активно развивать идею внутреннего туризма. Тем не менее, лидером отрасли остаётся Краснодарский край — на долю инициируемых здесь проектов приходятся 16,2 из 23 млрд долларов. Не столь эффектно дела обстоят в остальных регионах. По-прежнему в ожидании инвесторов пребывает проект создания горнолыжного курорта «Мамисон» в Северной Осетии-Алании стоимостью примерно 1 млрд долларов. Исчез из списка крупнейших проект строительства туристско-рекреационной зоны «Гора “Развалка”» на Ставрополье, на создание которого ГК «М-Индустрия» изначально планировала потратить 500 млн долларов. В то же время в исследовании появился Центр активного отдыха «Актив-сити» в Волгоградской области стоимостью почти 87 млн долларов. Этот проект предполагает строительство ледового катка (уже завершено), центра водных видов спорта, многофункционального спортивно-оздоровительного комплекса. Кавминводы также не потеряли желающих вложить деньги в развитие туристической инфраструктуры.

Через тернии — к «звёздам»

Проектам, перекочевавшим из прошлогоднего списка в сегодняшний, сделать это оказалось непросто. Под угрозой оказался крупнейший из них — искусственный остров «Федерация»: в генеральный план развития Сочи до 2032 года, утверждённый депутатами горсобрания нынешним летом, он не вошёл. Несмотря на это, а также на неверие многочисленных аналитиков и экспертов в реальность его реализации, инвесторы стоят на своём: «Мы уже потратили на подготовку проекта 1,2 миллиарда рублей и не намерены от него отказываться», — заявил замгендиректора «М-Индустрии» Алексей Топольницкий. По его словам, как только компания получит всю разрешительную документацию, вопрос о включении «Федерации» в генплан планируется рассмотреть дополнительно.

  

Неприятный сюрприз генплан подготовил для ОАО «Система-Галс» — инвестора многофункционального апар­та­мент-отеля на месте пансионата «Камелия». Градостроители установили максимальную этажность застройки центра города, где и расположена «Камелия», на уровне не выше шести этажей. Проект же предусматривает возведение 100?метровой апартаментной башни. Мэр Сочи Анатолий Пахомов недвусмысленно высказался на сессии горсобрания, посвящённой утверждению генплана, заявив, что мэрия прилагает все усилия, чтобы «сдержать» строительство этой высотки и заставить инвестора изменить проект. Впрочем, власти подчёркивают, что малоэтажность — не закон, а всего лишь мораторий, а значит, всегда есть вероятность того, что его отменят. Например, в целях пополнения городского бюджета и недопущения приостановки инвестиционных процессов.

«Система-ГАЛС» переживает, между тем, не лучшие времена: из-за высокой долговой нагрузки и сложностей с новым кредитованием компания отказалась на время кризиса от 80% портфеля проектов, а весной 2009 года 51% акций девелопера был продан банку ВТБ за символические 60 рублей, то есть фактически за долги. Тем не менее, компания оставила проект «Камелия» в числе приоритетных и готова к его продолжению. Поможет им в этом и партнёрство с арабским соинвестором Saraya, которому в 2008 году были проданы 50% проекта. Эксперты всё-таки считают, что строительство на уже полностью подготовленной площадке начнётся не ранее, чем через два года.

В таблицу не вошли четыре проекта крупнейшего зарубежного инвестора в Кавминводах — девелоперской компании AFI (Africa Israel Investments) Development, подконтрольной израильскому предпринимателю Льву Леваеву. Каждый в отдельности инвестпроект по объёму инвестиций в топ-десятку не попадает, но их общая сумма — около 700 млн долларов. Это СПА-курорты «Парк-Плаза», «Старое Озеро», «Версаль» и «Калинина». Проекты уже в работе, они находятся на различных стадиях, три планируется завершить в 2010 году, «Старое Озеро» — в 2012 году. Примечательно, что AFI Development в кризис оказалась одной из наиболее пострадавших девелоперских компаний: согласно финансовому отчёту за 2008 год, портфель AFI Development впервые за время существования подешевел в 2,5 раза. Лев Леваев уже заявлял о готовности продажи всего отельного бизнеса (18 четырёхзвёздочных отелей в Израиле, Румынии, Германии и России), и даже продал самолёт, который использовался в личных целях топ-менеджеров, но от девелоперских проектов в Кавминводах не отказался. AFI Development уже имеет здесь успешно действующий актив — четырёхзвёздочный санаторий «Плаза» на 311 номеров, созданный на месте санатория имени Димитрова в Кисловодске. И, по словам представителей фирмы, этот объект приносит им наибольшую прибыль из всего их обширного отельного бизнеса.

Трудным был год и для компании «Роза Хутор». Три месяца строительство стояло из-за судебной тяжбы по вопросам аренды земель с Сочинским национальным парком и управлением Рос­имущества по Краснодарскому краю, закончившейся мировым соглашением. В июне «Роза Хутор» продала 100% долей в уставном капитале ООО «Спорт Инвест». На этот шаг компанию вынудил Внешэкономбанк, в сентябре 2008 года предоставивший «Розе Хутор» кредит на 750 млн долларов сроком на 15 лет. Выдавая кредиты, ВЭБ требует в залог только российские активы (и актив, и его владелец зарегистрированы в российской юрисдикции), «Розой Хутор» же ранее владела компания, зарегистрированная за рубежом. После сделки ООО «Спорт Инвест» вошло в список компаний, аффилированных с «Открытыми инвестициями» — инвестиционно-девелоперской группой, принадлежащей структурам Владимира Потанина и Михаила Прохорова.

Резюмируя, можно сделать вывод: для большинства инвесторов, объ­явивших о своих планах до кризиса, несмотря на все финансовые и правовые сложности, проекты в туристско-рекреационной отрасли ЮФО остаются приоритетными, а оценка их перспектив — оптимистичной.

На волне спроса

Стабильность инвестиционных процессов в сфере туризма на Юге аналитики объясняют несколькими причинами. Во-первых, в последние два-три года в большинстве региональных планов развития экономики туризм был объявлен стратегическим направлением и были разработаны перспективные программы развития туристических комплексов. Власти не без оснований надеялись, что эта отрасль, как одна из самых быстро развивающихся в мире и в России, способна привлечь крупных и малых российских и зарубежных частных инвесторов, и своевременно позаботились о преференциях для них, создали внушительные реестры потенциальных инвестиционных площадок и проектов.

Во-вторых, как подчёркивают аналитики компании Blackwood, проведшие летом 2009 года исследования «Курорты России: основные тенденции и перспективы развития», здесь, в первую очередь на Черноморском побережье и в Кавминводах, сосредоточены крупнейшие курортные природные ресурсы, которые остаются вне конкуренции даже в международном масштабе. Например, Черноморское побережье выгодно отличается от главных конкурентов — Турции и Египта — наличием колоссальной бальнеологической базы, которая пока слабо используется. Кавминводы занимают первое место в мире как по количеству, так и по разнообразию минеральных источников и месторождений лечебной грязи. Даже у ближайших конкурентов — Баден-Бадена и Карловых Вар — эти ресурсы меньше в несколько раз. При этом и Черноморское побережье, и Кавминводы существенно отстают от конкурентов в части качества и количества средств размещения и предоставляемых услуг. В сезонные пики загрузка имеющихся средств размещения зашкаливает за 100%, а спрос при этом остаётся стабильным, не ослабев даже в кризис, и растёт из года в год. Так, например, Кавминводы, принимавшие в 2002–2003 годах 250 тысяч человек в год, в 2008 году приняли уже миллион, а к 2020 году турпоток может достичь 2,2 млн. Аналитики, опираясь на динамику роста туристических потоков, считают, что за 12–15 лет число отдыхающих и на Черноморском побережье может увеличиться в два раза.

Основные риски всех южных туристских проектов — это сильно выраженная сезонность, по причине которой среднегодовая загрузка отелей находится на уровне 55% на Черноморском побережье и 70–75% в Кавминводах. Такой уровень заполняемости ставит проекты на грань рентабельности. Однако большинство заявленных проектов носят многофункциональный характер с включением бизнес-составляющей и широких конференц-возможностей, что позволит повышать уровень загрузки в межсезонье, доход гостиницы и, как результат, сокращать срок окупаемости. К благоприятным факторам можно отнести и то, что традиция со всех концов России ездить отдыхать на юг складывалась десятилетиями. Таким образом, наличие высокого стабильного спроса в сезон и нивелирование сезонности деловым туризмом гарантируют пусть не очень быстрый, но стабильный возврат инвестиций.

В-третьих, далеко не исчерпаны территориальные, природные и трудовые ресурсы для расширения отрасли. Например, лечебный потенциал Кавминвод сейчас используется лишь на 14%. По мнению же губернатора Ставрополья Валерия Гаевского, запасы гидроминеральных ресурсов и потенциал нового строительства и реконструкции/модернизации имеющегося фонда позволяют безболезненно утроить коечную ёмкость Кавминвод. На Черноморском побережье также имеются неосвоенные и незастроенные территории — даже в окружении центрального Сочи, не говоря уже об обширных пространствах вокруг Геленджика и Анапы. В горных республиках огромные территории практически «не заселены» цивилизованными туристическими объектами, но здесь ситуация осложнена неразберихой в земельных отношениях и почти полным отсутствием инфраструктуры, так что тут перед приходом инвесторов должны ещё несколько лет «потрудиться» бюджетные деньги.

В-четвёртых, туристическая отрасль начала развиваться относительно недавно. Туристско-рекреационные проекты требуют более длительных и тщательных маркетинговых исследований, собственно проектирования, поэтому до сих пор большинство проектов находится на этапе подготовки строительно-проектной документации (что хорошо видно из таблицы), а этот этап дёшев и наиболее безболезненно переносит временные финансовые затруднения. А любой достроенный объект со дня открытия начнёт давать прибыль и станет для владельца работающим активом, приносящим живые деньги, — в отличие от активов в сегментах торговой, офисной и даже жилой недвижимости, где спрос будет оставаться отложенным до восстановления докризисной финансовой стабильности и доходности потенциальных потребителей.  

Павел Анненков, управляющий директор компании «АПТРЕНД», уверен, что на Юге, где гостиничный сегмент можно отнести к инфраструктурным проектам, обеспечивающим работу стратегически важной отрасли, кризисные проявления могут выражаться лишь в невыходе многих заявленных объектов на стадию строительства в 2009 году, но не в отказе от них. Кроме того, он убеждён, что если частному капиталу окажется тяжело развивать эти проекты, то они будут-таки завершены с помощью государства.

Таким образом, в ближайшие годы сфера туризма будет оставаться наиболее стабильным сегментом экономики ЮФО. В пору финансовых затруднений новые инвесторы займутся «бумажными делами» и начнут реализацию проектов с низкого старта одновременно с подъёмом экономики.


Наталья Яценко, редактор отдела «Компании» «Эксперт Юг»
http://www.expert.ru/printissues/south/ rel=nofollow>Другие материалы Эксперта ЮГ









Яндекс.Метрика