Меню сайта

Ночь музеев: кашу маслом не испортишь?

Ночь музеев: кашу маслом не  испортишь?



Если наклейку на обнаженном герое живописного полотна с надписью  о том, что  данное место заклеено по требованию отмененной в нашей демократической стране цензуры, зрители воспринимали как задумку автора, то заштрихованные фото и некоторые подписи к ним заставили обратиться за комментарием.

Ночь  музеев  мы ждали. И не только потому, что ночью в музейных экспозициях  есть какая-то особая притягательная прелесть. Первые акции в Краснодаре  приучили нас к тому, что именно в эту майскую ночь есть шанс увидеть нестандартный подход к осмыслению действительности, поймать незаштампованный взгляд на привычные вещи,  по-хорошему позавидовать парадоксальному мышлению людей искусства,  которые готовят для нас эксклюзивные экспозиции специально  для  этой  ночи. А еще - необыкновенно празднично провести  время: в обсуждении  увиденного  с  друзьями и знакомыми, которых  то и дело  встречаешь на всех перекрестках  Ночи... (потому что побывать здесь, кажется, стремится едва ли не каждый житель города).

Уличные действа нынешней Ночи музеев  начались практически одновременно  на площадках главных музеев города: костюмированное шествие по ул.Красной  вдоль сквера им. Жукова,  живые  картинки сороковых  у Художественного  музея (прически  тех лет, песни и танцы, которые трогательно исполняли ветераны) и  что-то восточное, японское как иллюстрация выставки  Самураи. Искусство  войны. Что именно, мне увидеть не  удалось, потому что поспеть всюду не было никакой возможности - закончились уличные представления до обидного быстро. К  семи часам вечера, когда, собственно, и подтянулся к музеям  народ, на  всех площадках начались  концерты.  В надежде увидеть что-то необычное зрители разочарованно отступали от сцены  на площади Пушкина – ждали-то не песен.

Традиционный для этой площадки очень зрелищный фестиваль  по боди-арту в этом  году проходил в  центре City celebrity - там, конечно, тепло, но  тесно, не масштабно, и далеко от основных площадок праздника.  Словом, праздник этот фестиваль не украсил, даже  несмотря на  fire-show.

Часам к 20 машины, пересекающие Красную, с трудом преодолевали  сплошной поток  желающих приобщиться к музейным ценностям.  А  какой  сегодня праздник?, -  спросил  водитель одной из них. Кто-то ответил: Ночь  музеев.  Про ночь я читал, а праздник-то какой?, -  настаивал любопытный, кивая в сторону  Музыкального театра, где, сменяя друг  друга,  выступали артисты  ТО Премьера (хорошо выступали, но так громко, что заглушали  уличный спектакль краевого театра кукол).

Создается впечатление,  что организаторы Ночи...  придерживались принципа кашу  маслом не испортишь  и напрочь лишили  ее присущей только ей  необыкновенной атмосферы, превратив в традиционное первомайское гулянье.

Очевидно, что нынешней Ночи музеев не хватало лаконичности и... общего  замысла, хотя он и декларировался.  Тема Великой Победы музеями уже была освоена задолго до праздника 9 Мая, и откровений не случилось. А ведь в Краснодаре уже была безусловная удача - Ночь музеев, посвященная Леонардо да Винчи: проект, который объединил вокруг музеев творческих людей города самых разных профессий.

Нисколько не  умаляя  значения качественных экспозиций  художественного и историко-археологического  музеев (очереди  в них почти на квартал не уменьшались до часу ночи), нельзя не заметить, что оправдал ожидание  людей увидеть  что-то  уникальное только выставочный зал изобразительных искусств - народ толпился там до самого закрытия. Правда, не уверена, что пришедшие смогли  увидеть все - избыточность представленного подавляла.

Тема художественного проекта выставочного зала - Другой и другое - раскрывалась  в разных ипостасях: изобразительное искусство – от детских рисунков до работ известных  краснодарских художников, коллажи и инсталляции, музыка, визаж и прически. Даже  традиционные  спутники акции, уличные лоточки, знакомили нас с другим (мало представленным  на нашем Арбате) декоративно-прикладным  искусством - керамопластикой, валянием шерсти, авторскими  куклами, витражами.  В стильном  молодежном арт–проекте творческого объединения Копыто  участвовали не только художники, но и  поэты, диджеи и даже  философы.

Но самый большой интерес (на мой взгляд и судя по  количеству людей в зале) вызвал фотопроект Мы. Фотополигон. Лучшие из репортажных работ, присланных за всю историю сайта Фотополигон, особенно ярко иллюстрируют  разную - другую - жизнь  людей  в 50 регионах постсоветского пространства. Интерес  понятен - эта жизнь настоящая, без гламура и прикрас, и фото без заказа и постановок. Однако не все задуманное организаторами проекта смогли  увидеть зрители. И если наклейку на интимном  месте обнаженного героя живописного  полотна с надписью о том, что  данное место заклеено  по требованию отмененной в нашей демократической  стране цензуры зрители воспринимали как задумку автора, то  заштрихованные  фото и некоторые подписи к ним (без согласования с авторами!) заставили обратиться за комментарием.

Директор  краевого выставочного зала, художник Игорь  Михайленко  объяснил, что  действительно вынужден подвергать не только эту, но и все последующие  экспозиции зала цензуре. Есть предписание прокуратуры - все  экспонаты  зала привести в соответствие с Законом №124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка , ч.1 ст.14.1 (получается, что о выставках ню и даже о копиях шедевров мировой живописи можно забыть?) Такое  странное решение прокуратура Краснодарского края  вынесла в ответ на обращение старшего научного  сотрудника выставочного  зала (т.е. работающего здесь же) к краевому Уполномоченному  по правам  ребенка.

Несмотря на резонанс в Интернет-блогах, цензура по-краснодарски все же не испортила  общего  впечатления от проекта выставочного зала на Ночи музеев, однако эта ситуация, которая может возникнуть еще не раз, безусловно  требует обсуждения.

Бела КОВАЛЕНКО

Фоторепортаж с Ночи музеев http://www.livekuban.ru/image/188342>здесь.








Яндекс.Метрика