Меню сайта

Алхимия драмтеатра, или Как создается репертуар

Алхимия драмтеатра, или Как создается репертуар



Когда берешься за большое дело, крайне трудно прогнозировать его результат, а когда это дело еще и экспериментальное, всегда рискуешь получить совершенно непредсказуемый эффект. Таковой стала Лаборатория современной немецкой драматургии, проходившая в июне в Краснодарском академическом театре драмы имени Горького.

Четыре спектакля современных немецких авторов за три дня! Четыре разных режиссера с четырьмя разными ансамблями актеров, художников, свето- и звукорежиссеров. Всего семь дней подготовки! Вот она - алхимическая кухня современного театра.

Важно отметить, что зрителям были представлены не законченные постановки, а так называемые эскизные версии, допускающие наличие в руках актеров печатных текстов пьесы в качестве шпаргалки.

Почему именно Лаборатория немецкой драматургии?

Германия на сегодняшний день - несомненный мировой лидер по количеству театров разных уровней: от профессиональных до любительских. Это порядка 150 театров государственного, регионального и муниципального уровня и около 280 частных. Об уровне востребованности театра в обществе говорит тот факт, что на многих факультетах различных вузов культуры и искусств Германии существует такая специальность, как театральная драматургия, пользующаяся неизменной популярностью среди молодежи.    Как нам не хватает подобной интеллектуальной активности общества!

Представленные в лаборатории спектакли сумели отразить, с одной стороны, неповторимый колорит немецкой интеллектуальной строгости, с другой - вскрыть наднациональный характер драматургии, живость и универсальность образов, позволяющие нам увидеть за немецкими именами очень знакомые черты наших соотечественников.

Коллективу организаторов лаборатории удалось из большого многообразия пьес выбрать четыре совершенно разные по характеру, жанровому своеобразию и тематике, что позволило ярко и неповторимо охватить многогранную палитру современной немецкой классики. Именно классики, поскольку каждая из представленных пьес выдержала в самой Германии многочисленные постановки.

Самой немецкой драмой по колориту, с точки зрения русского зрителя, была комедия Урод по пьесе Мариуса фон Майенбурга. Искрометная, эпатажная сатира, неповторимая самоирония, великолепный монтаж в авторском режиссерском решении сцен Александра Огарева позволили создать произведение в стилистике немецкого кабаре. К сожалению, в России очень мало знают об этом театральном явлении Германии. Поскольку есть устойчивый стереотип в понимании кабаре как танцевального шоу с неизменным канканом, то оно заранее представляется русскому зрителю действом второго сорта. Для немцев это крайне востребованный, постоянно актуальный, социально ориентированный театральный жанр. Любое событие, происходящее в немецком обществе, в тот же миг находит отклик на сцене кабаре. Еженедельные НОВЫЕ спектакли-иллюстрации с их гротескным представлением актуальных проблем общества и государства – норма театрального быта Германии. Вы только представьте себе, что в России вопросы, обсуждаемые в таких остросоциальных ток-шоу, как К барьеру, каждые семь дней выливались бы в театральные постановки с острой критикой социальных проблем, политики государства, невзирая на чины и конъюнктуру. Сколько бы просуществовал такой театр?

Вечные темы отцов и детей, верности и долга, любви и предательства предстали перед зрителями спектакля Тест по пьесе Л. Берфуса, открывшего второй день лаборатории. Созданный под руководством заслуженного артиста РФ Владимира Рогульченко, он стал не только замечательной иллюстрацией излюбленной немецкими драматургами темы трагической истории одной семьи, но и мастерской работой, исполненной в духе русской классической драмы. Превосходное режиссерское решение пьесы, великолепно продуманные декорации, удивительная детализация каждого взаимодействия актеров со сценическим пространством создали уникальное законченное произведение, несмотря на крайне сжатые сроки подготовки!

Самым красочным, взрывным, многоголосым получился третий спектакль лаборатории - по пьесе Ф. Лёле По имени Господин..., философская притча о человеке в поисках свободы от безумной гонки за материальными ценностями современного капиталистического мира. Спектакль напомнил совершенно несвойственную русской театральной традиции, но безумно популярную в Германии импровизационную постановку, когда репетиционный процесс превращает каждого актера в сорежиссера. Он рождается прямо на сцене из текстовых и пластических актерских и режиссерских импровизаций, подчиненных общей идее или концепции. В дальнейшем труппа уже под руководством режиссера, а иногда и самостоятельно, отбирает наиболее удачные элементы выступлений, формируя цельный законченный спектакль. В таких постановках крайне важно интуитивное чувственное взаимодействие партнеров по спектаклю. Лишь в этом случае достигается единство образа пьесы. И в этом смысле творческому коллективу молодых актеров драматического театра под руководством Арсения Фогелева удалось создать неповторимый ансамбль, сыгравший свое первое произведение, достойное занять место в репертуаре театра.

О последнем спектакле лаборатории - драме по пьесе Л. Хюбнера Дело чести - хотелось бы сказать особо... Подобная пьеса в России, будь она создана отечественным драматургом, никогда бы не появилась перед зрителем. Она была бы забракована еще на стадии формирования репертуара. Всему виной наше российское неумение, обозначая проблемы межкультурного, межэтнического взаимодействия, расставлять акценты и определять приоритеты. История реального убийства, изложенная немецким драматургом во всей своей противоречивости, была представлена публике молодым режиссером Олегом Селивановым. Глубокая психологическая простроенность образов на фоне неразрешимых противоречий, обусловленных воспитательной функцией семьи и социума, позволили актерам создать невероятно актуальную для России пьесу, вызвавшую бурную дискуссию зрителей.

Побывав на каждом спектакле, с некоторым удивлением обнаружил, что в отзывах зрителей часто звучала мысль о том, что в представленных пьесах немецких драматургов никогда не делается выводов о правильном поведении - Ведь хочется увидеть, как надо правильно поступать....

Возможно, именно в этом кроется главное отличие русского и немецкого театров, а, может быть, отчасти и менталитетов. Русский театр традиционно учит жить, пытается сформировать позитивное или негативное отношение к сторонам конфликта. В немецком сформировалась иная традиция - представить зрителю объективную картину противоречий между героями, не приняв ни одну из сторон конфликта. Зритель должен выбирать сам, с кем ему по пути, и нести ответственность за этот выбор перед самим собой, определяя свою собственную судьбу.

Хочется верить, что та ответственность, которую взяло на себя руководство Краснодарского академического театра драмы по проведению творческой лаборатории, обрекла его на долгую и успешную жизнь. Достаточно напомнить результаты прошлогодней лаборатории - три новых спектакля в репертуаре! В новом театральном сезоне с нетерпением буду ждать следующие четыре премьеры.

Роман АРХИПОВ, ИА Живая Кубань

Фоторепортаж с открытия Лаборатории современной драматургии (спектакль Урод) можно посмотреть http://www.livekuban.ru/image/474508>здесь.








Яндекс.Метрика