Меню сайта

Отмена автодоверенности - иллюзия

Отмена автодоверенности - иллюзия



Десятилетиями действовало правило: без доверенности на чужом авто - ни на шаг. А в 90-е годы доверить владение и пользование машиной можно было лишь посетив нотариальную контору. С легкой руки создателей новостных лент автомобильное сообщество вот уже третий месяц живет иллюзией о том, что этот документ отменен.

Доверенность - это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьим. Сначала сообщество автолюбителей взбудоражили слухи о грядущей отмене этого атрибута советских времен. Затем в СМИ и в Интернете поспешили растиражировать сенсационную новость о том, что с 24 ноября 2012 года автодоверенность отменена, упразднена, уходит в прошлое! В некоторых сообщениях добавлялось, что в каких-то случаях она все-таки будет нужна. К примеру, при прохождении ТО, при регистрации в ГИБДД, на штрафстоянке, в отношениях со страховщиками, при поездках по зарубежью (не считая Белоруссии и Казахстана).

Подчеркивалось как некое благо, что отныне рояль в кустах - не повод для волнения внуку, который на дедовском авто помчался на дискотеку, или дачнику, решившему сгонять за пивом на соседской машине. И что теперь достаточно будет иметь при себе лишь водительское удостоверение, регсвидетельство да полис ОСАГО (со своей фамилией или оформленный на неопределенный круг лиц). А профессионалу - еще путевой лист и документы на перевозимый груз, а иногда и лицензионную карточку.

[quote]Ажиотаж вызвало правительственное постановление N1156 от 12 ноября 2012 года, вычеркнувшее из пункта 2.1.1 Правил дорожного движения небольшой абзац. Тот, который требовал от водителя иметь ПРИ СЕБЕ документ на право владения, или пользования, или распоряжения чужим транспортным средством, используемым в отсутствие его владельца. Вскоре и Госдума, инициатор этого новшества, изъяла из статьи 12.3. КоАП РФ норму с символическим штрафом в 100 рублей за его отсутствие. Таким образом, была отменена не автодоверенность как таковая, а лишь обязанность водителя иметь ее при себе и предъявлять сотрудникам ДПС![/quote]

На первый взгляд, и в самом деле так стало комфортнее. Но для всех ли категорий автомобилистов? Если взглянуть несколько шире, то просматривается сразу несколько интриг.

Итак, автодоверенность никто и никогда не отменял - произошла лишь подмена понятий. Правительство лишь избавило сотрудников ГИБДД от одной из контрольных функций, что сам институт автодоверенности вовсе не затронуло. Ведь 185-я и 187-я статьи Гражданского кодекса, сохранившие право не только доверять автомобиль, но и передоверять, остались неизменными. По сути, государство еще одну проблему переложило на плечи налогоплательщика - в плане обеспечения сохранности личного авто. По пресловутому принципу спасение утопающих …. Раньше кто-то нелегально сесть за чужой руль не решался, а кто-то росчерком пера этот документ фабриковал. Теперь же этот сдерживающий фактор улетучился. Блюстители порядка на дороге не должны гадать, не угнан ли автомобиль вместе с документами, не угонщик ли прикрывается страховым полисом с открытым списком владельцев...

[quote]Теперь действует новая презумпция: полицейский обязан предполагать, что чужой автомобиль используется легитимно и добросовестно.[/quote]

Вторая интрига представляет собой коллизию в законодательстве. Право... проверять документы на право пользования и управления транспортными средствами за полицией сохранено (подпункт 20 пункта 1 статьи 13 Федерального закона О полиции). А как же презумпция? Несомненно, приоритет будет на стороне полицейского, причем не из-за наличия у него властных функций. И не потому, что, к примеру, введен план Перехват или проводится иная спецоперация. А лишь потому, что закон обладает более высокой юридической силой.

На сегодня на Кубани зарегистрировано около 2 млн транспортных средств. По некоторым оценкам, 70 % из них, а в пересчете это 1,4 тыс. единиц, хотя бы иногда передается в управление в чужие руки. Они и составляют группу риска в плане градации гражданско-правовой ответственности. Ведь автомобиль - это еще и источник повышенной опасности (ИПО). Что из этого следует?

В случае ДТП ответственность за причинение им вреда имуществу, здоровью третьих лиц, убытков, а также морального вреда владелец несет вне зависимости от своей вины. Если только это не стало следствием непреодолимой силы (снежная лавина, цунами), умысла или грубой неосторожности самого потерпевшего либо поведения, к примеру, угонщика, противоправно завладевшего ИПО. Правда, относительно последнего, придется еще доказать, что это действительно был угон, и что владелец сам проявил чудеса рачительности: в плане надлежащей охраны авто, сохранности ключей, установки противоугонных систем.

Возникает также дилемма, кто должен отвечать за вред и убытки: собственник или же водитель (в нашем случае внук или сосед). Здравый смысл подсказывает - тот, кто был за рулем. Да, но при том непреложном условии, что последний был уполномочен доверенностью, а равно по иной сделке. Это правило закреплено в статье 1079 Гражданского кодекса РФ и разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 9 декабря 2008 года.

Случается, что владелец, устав или подвыпив, пересаживается на пассажирское сиденье, уступая кому-то руль. Доверенность для этого не требовалась и по ПДД в прежней редакции. Но и в подобной ситуации риски владельца устраняет лишь наличие подобного документа.

Субъектом административной, как и уголовной ответственности, всегда выступает водитель. Но бывает так, что нарушитель с места ДТП скрылся, или автомобиль-нарушитель зафиксировали видеокамеры. Естественно, что иски и штрафные квитанции будут адресованы собственнику. В первом случае такой документ сыграет для него роль важного доказательства невиновности в ДТП. А во втором - позволит взыскать с того, чье временное владение и пользование машиной было оформлено, суммы уплаченных за него штрафов.

В новых правовых условиях автовладельцам могут пригодиться следующие рекомендации:

Не следует оставлять регсвидетельство и полис ОСАГО в автомобиле.

Полис желательно оформлять персонифицированный, а не резиновый - легализующий нахождение за рулем даже угонщика. Хотя первый и неудобен тем, что не записанный в нем водитель рискует быть оштрафованным на 300 рублей (ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ), а машина может быть задержана и помещена на штрафстоянку. В плане ДТП это стало бы препятствием к получению страховых выплат. Сослаться на то, что полис остался дома, не получится, так как для начала с авто снимаются номера до устранения нарушения, а если он просрочен или не заключен, последует штраф в 500 - 800 рублей.

И, конечно же, несомненна роль доверенности - залога спокойствия, хотя и относительного. Сам по себе этот, древний по своей природе, документ издавна сопряжен с еще одним массовым изъяном правосознания. Обычно, подписав ее, автовладелец считает, что дело сделано. Между тем, доверенность, выражая одностороннюю сделку, никакой процедуры в себе не несет. Она лишь в принципе закрепляет за другим лицом соответствующее право. В отличие от аренды место за рулем этого авто вправе занять как доверитель, так и поверенный - тот, у кого ключи. Поди докажи, кто когда рулил в течение дня, и кто в ответе за гипотетический вред.

Выход состоит в том, чтобы от этой традиции отойти. Вместо доверенности целесообразнее заключить договор, пусть и в произвольной форме, но с указанием, кто, кому, когда, какой автомобиль и на какой период передает в пользование и владение. Кстати, все потенциальные владельцы и пользователи (члены семьи, коллеги и кто угодно) могут быть вписаны в него, как, впрочем, и в доверенность списком. В отличие от договора доверенность действует не более трех лет, а если срок в ней не указан, то - один год (не путать с датой ее выдачи, отсутствие которой делает эту сделку ничтожной).

Насколько редко практикуемым, настолько и значимым окажется актирование, даже на любом оказавшемся под рукой листке, момента взаимной передачи авто от одного к другому и наоборот. С указанием даты и точного времени перехода рисков. А в случаях передачи по доверенности это тем более желательно.

Итак, отбросим иллюзии: автомобильную доверенность никто не отменял, а для собственника автомобиля целесообразность ее оформления еще более возросла.

Адвокат Василий ШРАМЧЕНКО,
член Адвокатской палаты Краснодарского края








Яндекс.Метрика