Меню сайта

Хорватский музыкант Зоран Дукич: Гитара - огромный чувственный мир

Хорватский музыкант Зоран Дукич: Гитара - огромный чувственный мир



Никогда не пытайтесь  нравиться  публике и  следуйте своему музыкальному  инстинкту, если он есть, конечно.  

...Пятница, 4 ноября. Вечер.  На площади Пушкина в Краснодаре в разгаре праздничный концерт.

На уличной сцене рок-музыканты играют  так, что дрожит земля и невозможно   услышать друг друга. А совсем рядом, в концертном зале  на  Красной 5, звучит ОДНА акустическая гитара. Звучит волшебно, виртуозно, невероятно. Так  просто не может звучать этот инструмент - бархатно, нежно, чувственно, так  прозрачно,  что  слышно дыхание музыканта… и вдруг так мощно, словно десять гитар  вместе! На сцене - хорватский гитарист Зоран Дукич, признанный одним из самых выдающихся  гитаристов современности. И то, что он – выдающийся музыкант, почувствовали даже те, кто не очень разбирается в музыке. Виртуозное владение инструментом, блестящая техника, глубокая  выразительность и звук, густой, объемный звук его гитары, буквально  заворожили публику.

А накануне, 3 ноября, знаменитый музыкант  согласился провести мастер–класс для преподавателей и  студентов класса гитары   Краснодарского музыкального колледжа им. Римского-Корсакова. Четыре часа он терпеливо занимался со студентами колледжа,  а после занятий еще и ответил на наши вопросы.

Зоран Дукич (Zoran Dukic), как ни один другой гитарист  мира,  стал победителем  20 международных гитарных конкурсов  в Греции, Италии, Германии, Испании, Чили и других странах, много раз, кроме первой премии,  он завоевывал и приз зрительских симпатий. На самом крупном в Испании конкурсе, проходящем при покровительстве королевской семьи, он получил не  только первую премию, но и специальный приз За лучшую интерпретацию испанской музыки.


-  Что  помогло  вам добиться  такого уровня мастерства?


-  Мне везло на учителей. Мои  родители далеки от музыки, но заметив, что я люблю петь, в  шесть лет мама отдала меня в музыкальную школу. Гитара, решила она, замечательный инструмент, чтобы  аккомпанировать певцу. Мой первый учитель научил меня любить и чувствовать гитару. Свой первый конкурс в  Греции я выиграл в  7 лет. Эта победа  была замечательным  стимулом заниматься дальше. Но если бы не мама, я бы вряд ли добился таких успехов – она уделяла  огромное внимание моим  занятиям. Годам к одиннадцати я  уже был известной личностью в школе, мне разрешали пропускать уроки, на меня заглядывались девочки – я уже просто не мог позволить  себе  ударить  лицом в грязь. Надо было побеждать, то есть заниматься, заниматься...

- Большинство мальчишек  учатся играть на гитаре,  чтобы играть рок, джаз. Вас миновал этот соблазн?


-  Конечно, нет. Я даже купил себе электрогитару, она до сих пор есть у меня дома.  Но электрогитара не пришлась мне  по душе, это не  мой инструмент. Кстати, до 17 лет я очень  мало знал классической музыки.  В 17 лет я  услышал первую в своей жизни  симфонию и утонул  в классике. К сожалению, выдающиеся композиторы  прошлых веков очень редко писали для гитары, считая ее несолирующим  инструментом, и репертуар для гитаристов не велик. Например, Моцарт, Бах, Бетховен, Шопен, Чайковский не посвятили этому инструменту ни одного произведения.

- Но вы играете целый концерт  из произведений Баха? Кто делает переложение для гитары?

- Свои любимые произведения я перекладываю для гитары сам,  играю переложения других музыкантов. К счастью, отношение композиторов к гитаре  изменилось, и  многие наши  современники пишут интересную музыку, которую я с удовольствием играю (добавим, что многие современные  композиторы пишут музыку специально для Зорана Дукича. -  От автора).

- Сегодня музыкальное образование не самое популярное в нашей  стране. Многие родители  не хотят, чтобы их дети стали профессиональными  музыкантами – музыка не кормит...

- Почему не кормит? Музыка  всегда  нужна человеку, причем каждый день – на свадьбах, похоронах, просто на праздниках, в ресторанах – музыка  нужна везде, не только в концертных залах. Прежде чем я стал известным  музыкантом, я играл везде – в детстве  на улице, когда я учился в Германии (Зоран  окончил Загребскую консерваторию, а затем совершенствовался в Кельнской высшей школе музыки у Хуберта Кеппеля), я играл в ресторане,  чтобы заработать деньги для оплаты обучения (заметим, что к этому времени музыкант  уже был победителем нескольких международных  конкурсов. - Прим. автора). И потом,  музыкант может  учить детей музыке – это очень важно, детей обязательно нужно  учить музыке. Это огромный чувственный мир, и  очень нужны такие учителя, которые  могут открыть  этот мир  ребенку.

- А что больше приносит вам радости и удовлетворения - концертная деятельность или  преподавание?

- Мне нравиться делать и то, и другое, только бы немного  поменьше…

Зоран  Дукич  родом  из Загреба (Хорватия),  концертирует по всему миру, выпустил несколько музыкальных альбомов в Германии, Испании, Италии и Бельгии. Последнее время живет   в Испании, в Барселоне, где ведет класс гитары в Каталонской высшей музыкальной школе, также  преподает в Королевской консерватории в Гааге (Нидерланды). Маэстро приглашают  вести  мастер-классы в лучшие консерватории  мира.

Как случилось,  что музыкант  такого уровня  оказался в Краснодаре, ведь чего греха таить, наш город не входит в число музыкальных  столиц страны? Да еще согласился дать мастер-класс в маленьком колледже? Организовал это замечательное событие Каро Тепикян, наш земляк,  ученик  ведущего преподавателя колледжа по классу гитары Георгия Ахонина. Каро окончил Академию им. Гнесиных (Москва) – наша школа игры на гитаре  заняла достойное место в стране, наши студенты и выпускники побеждают во всероссийских конкурсах. Может быть,  именно этим  Каро   Тепикян убедил гениального  музыканта   и талантливого  педагога Зорана Дукича  приехать в наш город?

В ответ на этот  вопрос маэстро только  улыбнулся. А мастер-класс получился незабываемым. В  чем  секрет  его  удивительного  звука?  Прежде всего,  в   способности  у-слы-шать  настоящий звук, услышать где-то в подсознании. И добиваться, добиваться такого звучания в реальности. И тут есть столько маленьких профессиональных  секретов! Например, ногти. Оказывается,  звук извлекается именно ногтями, и их  форма и качества имеют значение. И знаменитый гитарист не поленился собственными пилочками изменить  форму ногтей  одной из  студенток  мастер–класса. Оказывается, человеческому телу противоестественно движение от себя, и его надо  специально  отрабатывать, и  лучший способ добиться легкости в исполнении - многократно  усложнить задачу  во время занятий. Оказывается,  многочасовые  повторения  технически сложных пассажей бесполезны, если даже в  простые пассажи не  вкладываешь мысль. Музыка – это прежде всего мысль композитора, проникнуть  в нее и выразить – вот и все, что должен сделать музыкант…

- Как вам  удалось  победить в стольких  конкурсах?

- Это  просто  удача. Разве можно измерить  искусство? Искусство очень субъективно. Мне повезло,  что в жюри этих  конкурсов были люди, которые, видимо, чувствуют музыку  созвучно  моему прочтению. Каждый музыкант ведь творит свою музыку, хоть и играет по  тем же нотам. В это вечной неповторимости и есть  притягательность и сила искусства.

- Что бы вы  пожелали студентам нашего  колледжа, которые все-таки рискнут в это прагматичное время стать профессиональными  музыкантами?

- Во-первых, никогда не пытаться  нравиться  публике, а  следовать  своему музыкальному  инстинкту, если он есть, конечно.  

И,  во-вторых, сделать все, что ты можешь, чтобы  выразить  то, что ты хочешь сказать, выразить внятно, ярко, так, как только способен. Словом, сформулировать мысль и донести ее до  слушателей в совершенстве.

...Сразу после концерта  Зоран Дукич  улетел в Москву - 5 и 6 ноября он принимает  участие в  гитарном  фестивале им. Фраучи в Гнесинке, а  7-го - дает мастер-класс  в лучшем музыкальном  вузе  страны. В наш не очень музыкальный город обещал вернуться. Через год.  


Наталья БРАЖНИКОВА








Яндекс.Метрика