Меню сайта

Цымбал Евгений

Цымбал Евгений



ЦЫМБАЛ Евгений Васильевич - кинорежиссер, сценарист, актер. Обладатель Национальной кинематографической премии «Ника», премии Британской Академии Кино и Телевидения. Родился 5 сентября 1949 года в городе Ейске Краснодарского края.

Любовь к кино у Евгения Цымбала возникла еще в школе. Но, живя в  провинциальном городке, он даже не мечтал об учебе в столичных вузах. Поэтому после школы поступил в госуниверситет  Ростова-на-Дону на исторический факультет. Завершив обучение в 1971 году, вчерашний студент получает предложение остаться работать здесь же, в университете, социологом. Три года были отданы этому труду. В 1974 году Евгений Цымбал собирался защищать диссертацию, но из-за его отказа доносить на соседа-англичанина был уличен в диссидентстве. Ему приходится уволиться из университета и уехать, «куда глаза глядят»…. в Москву.


Его Величество Случай приводит Евгения Васильевича на киностудию «Мосфильм». Здесь он пробует себя в разных «ипостастях» - и старшим администратором, и ассистентом режиссера, и вторым режиссером. В 1981 году режиссер-постановщик Никита Михалков снимает его в небольшой роли в фильме «Родня». А три года спустя, в 1984 году, сбывается детская мечта Евгения Цымбала - он учится на режиссерском отделении Высших курсов сценаристов и режиссеров в мастерской Эльдара Рязанова. В этом же году он получает небольшую роль в фильме «Жестокий романс». Но актерское поприще не становится основным занятием Цымбала, он ограничивается в последующие годы участием только в еще трех фильмах - «Забытая мелодия для флейты», «Повесть непогашенной луны» и «Сибирский цирюльник».
Zymbal_mlodoi.jpg
Цымбал был вторым режиссером у Андрея Тарковского на фильме Сталкер.
Евгений Цымбал становится режиссером-постановщиком на к/с «Мосфильм» в 1988 году. Этот год можно назвать одним из знаменательных в его творчестве. В ноябре 1988 года он дебютирует с фильмом Защитник Седов на международном кинофестивале в Мангейме и получает специальный приз жюри и Премию FIPRESCI. Фильм станет призером многочисленных фестивалей и удостоится награды Британской академии кино и телевидения как лучший короткометражный фильм года.
Zymbal_mol.jpg
Несмотря на столь успешное восхождение по режиссерской «лестнице» в формате игрового кино, Цымбал сделает упор на документалистике. Плодотворно творить в этом направлении ему поможет и первое образование.   «Я, действительно, очень люблю работать с кинохроникой, особенно в Красногорском архиве, но сейчас мне больше хочется делать игровые фильмы, - объяснит в одном из интервью Евгений Цымбал. - За двадцать лет работы в кино я снял лишь две игровые картины: «Защитник Седов» и «Повесть непогашеной луны», которые получили восемь призов на различных международных фестивалях, включая приз Британской Академии кино и телевидения. Все это было в конце 80-х. Проекты, которые я  предлагал позже -- например, «Призрак Александра Вольфа» по Г. Газданову, «Первое второе пришествие» по А. Слаповскому, «Глухая пора листопада» по Ю. Давыдову, «Двойники» по моему собственному сценарию и некоторые другие, -- не встретили интереса продюсеров и Госкино. Я хочу снимать фильмы об умных, интеллигентных людях, о трагическом столкновении человека с историей, о нравственных проблемах и сложных чувствах. Среди продюсеров сейчас это не популярно. Сегодня востребовано кино суетливое, полубандитское, хамское. Я ненавижу все это и ни в чем подобном участвовать не хочу. Поэтому и ушел в документалистику. В документальном кино пытаюсь делать то, что не удается в игровом, и, надеюсь, это интересно не только мне».
Zymbal_plakat.jpg
В его режиссерской «копилке» 11 фильмов, к пяти из них Евгений Цымбал сам написал сценарии. Работа над сценарием к фильму «Дзига и братья», по признанию режиссера, очень обогатила его. «Я узнал массу нового, - говорит Евгений Васильевич. - Я сделал много картин, где использована хроника. Практически в каждой моей картине есть хроника, даже в художественных фильмах. Я ее очень люблю: она дает подлинность, настоящий образ времени. Одна из самых фантастических загадок, которую я не могу решить: откуда возникают и куда исчезают лица, характерные для данного времени? Заметьте, в каждом времени есть свои лица, которые трудно представить в другом».
Zymbal_Dziga.jpg

Евгений Цымбал открыто выражал свое негативное отношение к советской власти, называю ее «властью посредственностей». Поэтому в своих фильмах он делает упор на раскрытие момента жизни, которое является кардинально отличным от общего потока.

Его перу принадлежит ряд критических статей и исторических исследований, опубликованных в России и за рубежом.

В 1989 г. Евгений Цымбал стажировался в Санданс-Институте (Киношкола Роберта Редфорда), Юта, США, в 1994 - стажировался и преподавал в Высшей Народной школе Бископс Арно Нордиск Швеция.


Помимо режиссерской деятельности, Евгений Цымбал трудится на телевидении, и пишет статьи и исследования по вопросам истории, истории кино и литературы.

Член правления Российского Общества Правообладателей в аудиовизуальной сфере (РОПАС).  

Призы и награды

1988 г. - ВКФ «Молодость» в Киеве,  
Гран-при («Защитник Седов»).

1988 г. - МКФ в Кемпере,
Спец. приз жюри («Защитник Седов»).

1988 г. - МКФ в Мангейме,
Спец. приз жюри, Премия FIPRESCI («Защитник Седов»).  

1989 г. - Фестиваль Свободы в Сопоте,
Спец. приз жюри («Защитник Седов»).  

1989 г. - Приз BAFTA (The British Academy of Film&Television Arts),
За лучший к/м фильм года («Защитник Седов»).  

1991г.  - МКФ в Корке,
Приз за лучший ч/б фильм («Защитник Седов»).

1992 г. - МКФ в Трое,
Приз за лучший п/м фильм («Повесть непогашенной луны»).  

1992 г. - МКФ исторических фильмов в Рюэй-Мальмезоне,
Спец. приз жюри Серебряный Орел («Повесть непогашенной луны»).  

1999  г. - Приз Гостелерадиофонда,
Спец. Приз За режиссерское мастерство и творческое использование киновидеоматериалов в телевизионном фонде («Сны Сталкера»).  

2002 г.  - КФ «Окно в Европу» в Выборге,
Приз имени Саввы Кулиша («Дзига и его братья»).  

2003 г. - Премия «Ника»,
За лучший неигровой фильм («Дзига и его братья»)

2006  г. - Премия «Ника»,
За лучший неигровой фильм («Зощенко и Олеша: двойной портрет в интерьере эпохи»).  

2007 г. - РКФ «Литература и кино» в Гатчине,
Приз жюри «За трезвый и ответственный подход в освещении проблем, взаимоотношений литературы и власти» («Зощенко и Олеша: двойной портрет в интерьере эпохи»).

По материалам авторского сайта Евгения Цымбала, «Медиа-Архива Андрея Тарковского», «Энциклопедия отечественного кино», kino-teatr.ru, video.ru.



Яндекс.Метрика