Перейти к основному контенту
30.06.2020 15:59

Лидер профсоюза моряков Александр Агеев: Моряки – люди штучные!

Это только кажется, что моряки деньги лопатой гребут! Кто так думает, пусть сам пойдет и попробует. Моряк приходит из рейса полностью выжатым, он заново привыкает к жизни на берегу. За четыре месяца ведь многое меняется.

Новости рубрики Мнения
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник

Это только кажется, что моряки деньги лопатой гребут! Кто так думает, пусть сам пойдет и попробует. Моряк приходит из рейса полностью выжатым, он заново привыкает к жизни на берегу. За четыре месяца ведь многое меняется. В Новороссийске, где практически каждая семья так или иначе связана с морем и морскими профессиями, День работников морского и речного флота - поистине общегородской профессиональный праздник. Однако, по словам заместитель председателя Российского профессионального союза моряков Александра Агеева, сегодня сложно точно сказать, сколько же у нас моряков. - В крупных компаниях и крюингах (компании, которые занимаются наймом моряков под чужие флаги - ред. ЖК)более десяти тысяч, а компании поменьше эти данные почему-то считают коммерческой тайной. Кроме того, многие моряки теперь уходят в рейсы, связываясь с работодателем через Интернет. Александр Евгеньевич, а не является ли этот способ трудоустройства рискованным? К сожалению, да. Чаще всего именно при подобном трудоустройстве или через небольшие крюинги моряки сталкиваются с невыплатами заработной платы и плохими условиями труда. А они иногда бывают просто невыносимыми. Например, недавно один из новороссийских крюингов набирал людей для работы в Персидском заливе на буксирах и катерах-снабженцах. Поехали четверо, в результате их там просто забыли без зарплаты и еды. На суденышках в сорокаградусное пекло не было кондиционеров. Связи тоже не было, только случай позволил морякам позвонить родным - с мобильного телефона польского офицера с одной из нефтяных вышек. История просто детективная, но через три месяца после того, как нам сообщили об этом бедствии, всеми правдами и неправдами моряков удалось вернуть домой. Судно ведь находилось в иранских территориальных водах, а это государство не признает международных правовых норм, профсоюз же там и вообще запрещен законом. Впрочем, с подобным правовым беспределом приходится сталкиваться и в российских территориальных водах. Практически постоянно на судах у родных берегов тоже сидят экипажи, которым по нескольку месяцев не выплачивают зарплату. И ничего невозможно сделать. Крюинг кивает на судовладельца, а тот на арендатора. Крайних нет. Тогда вспоминают профсоюз. Девять из десяти моряков приходят к нам со своими проблемами. Профессия моряка была опасной всегда. Риски связаны не только со стихией, это еще и производство, причем техногенное, в котором важную роль играет человеческий фактор. Один человек может по глупости погубить и судно, и экипаж. Но ведь существуют современные системы безопасности? Да. Наука ушла вперед, суда сейчас строят высокотехнологичные – всюду электроника. Но и это создает проблемы. Не все моряки, которым сейчас по пятьдесят лет, настоящие специалисты с огромным опытом работы, могут успешно освоить современные технологии. Вот в Катаре, например, построили новые газовозы, оснащенные самым современным оборудованием. А работать на них некому. Александр Евгеньевич, поспевает ли за меняющейся ситуацией система российского морского образования? Это отдельная тема. Само образование, когда вузы выпускали морских офицеров, сменило вектор - теперь академия выпускает коммерсантов. А офицеры должны быть офицерами. Но до 60 процентов и этих выпускников, получив диплом, не идут на флот. Мотористов раньше учили год, а потом они еще длительную практику на судне походили. Только после этого они сдавали профессиональный экзамен. Теперь для того, чтобы получить документ об образовании, достаточно двух месяцев. И никакой практики! Ребята сами исхитряются устроиться на буксиры в порту или на Волго-Балты, чтобы получить хоть какие-то практические навыки. Но опыта работы на танкерах, где технический прогресс уже ушел далеко вперед, у них нет. Что касается уже работающего командного состава, могу смело заявить, что больше, чем эти моряки, у нас в стране никто не учится. Офицеры, собираясь в рейс, готовят кипы сертификатов, которые постоянно нужно обновлять. Но часто все это дополнительное образование оторвано от практики. Ведь 90 процентов преподавателей - теоретики и в море не ходили. Да и учебники давно устарели. Морской опыт – вещь куда более важная. А что говорит этот опыт в отношении проблемы с пьянством на борту? Совсем недавно родные не дождались троих моряков, которые отравились некачественным алкоголем. Тогда многие говорили, что работодатели будут отказываться от русских моряков. Есть такая проблема у русских моряков. Но не только у них. А правила только ужесточаются. Конечно, во время переходов капитан может разрешить выдать экипажу по банке пива, но в порту все запасы алкоголя опечатываются. Портовые власти наказывают за появление на территории порта в нетрезвом состоянии. Могут даже в тюрьму посадить. Насколько такая политика оправданна? Думаю, что абсолютно. Как пьяный водитель – потенциальный убийца, так и моряк в нетрезвом состоянии – угроза для судна и жизни экипажа. Профсоюз никогда, ни при каких условиях не будет защищать пьяниц на борту. Александр Евгеньевич, недавно мне попалась статистика международного центра по противостоянию пиратским захватам. С ужасом узнала, что нападения на суда и попытки захватов происходят чуть не каждый день. И не только у берегов Сомали, а по всему миру. Неужели это никогда не закончится? В этой ситуации много удивительного. На те деньги, которые пираты Сомали получают в качестве выкупа, уже дано можно было построить там Сингапур, но они продолжают жить в нищете. Захваты продолжаются. В начале лета в Нигерии с греческого судна увезли россиян: капитана и стармеха. Есть ли какие-нибудь хорошие вести из законодательных органов? Многие годы профсоюзы добивались, чтобы российские власти дали нам законодательную базу для эффективной помощи россиянам, попавшим в плен или брошенным на судах, вернуться домой. И что же мы получили? Циркуляр, предписывающий несчастному человеку подавать заявление в посольство или консульство, а для его рассмотрения должна создаваться комиссию из трех человек с обязательным включением бухгалтера..! Забюрокрачивание в высшей степени, а ведь речь идет о людях, которые находятся часто в жуткой ситуации. Они голодают, а мы комиссию создаем и заявления по форме пишем… Кроме того, месяц назад после ратификации Большой морской конвенции на крюинги пала ответственность за моряков, которых они трудоустроили. До сих пор-то они были лишь посредниками и ни за что не отвечали. Как и кто при отсутствии общей законодательной базы определяет величину заработной платы моряков? В крупных российских компаниях заработная плата - на уровне зарубежных. Но в частных … для матроса, например, максимум – 800-900 долларов в месяц. Недавно капитан со старого Волго-Балта рассказал, что у него заработная плата - всего 1800 долларов. А зарубежные компании платят мастеру до 16 тысяч долларов в месяц. Понять, как исчисляется заработная плата, невозможно. Ясно только, что под русским флагом работодатель может платить, исходя из прожиточного минимума. А вот зарубежные компании устанавливают такую заработную плату, какую считают нужной. Причем стараются в контракте указывать меньшую сумму, а остальную часть выдавать в виде бонусов. Если случаются проблемы, получить можно только то, что в контракте. Мы рекомендуем вносить в контракт всю обещанную в качестве зарплаты сумму. Работодатели категорически от этого отказываются. Разница между заработной платой командиров и команды очень велика. Насколько это справедливо? На флоте с каждым годом работать офицером становится все сложнее. Старшие командиры загружены работой сверх головы. Помимо ответственности, огромный документооборот. Они просто не видят берега. Кроме того, экипажи по сравнению с советскими временами значительно сократились. На офицеров нагрузка все больше. Современное оборудование требует квалифицированных специалистов, да и работодатель старается экономить. Между тем, по данным английской береговой охраны, 62 процента аварий и происшествий происходят из-за технической ошибки по причине усталости специалиста. Поэтому Совкомфлот уже вернул четвертых механиков и помощников. Насколько, на ваш взгляд, перспективна профессия моряка? Перевозка по морю по-прежнему остается самой дешевой. Поэтому моряк - вечная профессия. Другое дело, что благодаря техническому прогрессу будет сокращаться экипаж. Море потребует высокообразованних специалистов. Но профессия эта не для всех. Многие люди элементарно не выдерживают качки. Моряки - штучные люди. У них тяжелые условия труда, опасная среда, пиратство, психологически очень сложно: замкнутое пространство, разлука с близкими. А сколько опасностей в портах? Кроме того, нужно постоянно учиться, уметь работать в команде и бережно относиться к людям. Необходимое качество для моряка - порядочность. На судне ведь все на виду. Ничего не скроешь. В море особое значение приобретает вечная мудрость - относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Труд-то нелегкий. Это ж только кажется, что моряки деньги лопатой гребут! Кто так думает, пусть сам пойдет и попробует. Моряк приходит из рейса полностью выжатым, он заново привыкает к жизни на берегу. За четыре месяца ведь многое меняется. В то же время он продолжает жить рабочими проблемами. Людям этой профессии требуются помощь, внимание, в том числе и от государства. Татьяна СТАРОВЕРОВА, газета Новороссийский рабочий.

Другие актуальные новости